logo
Ответы на госы (ред

34. Психологический фактор в журналистской деятельности и в работе ре­дакционного коллектива.

Массовая аудитория – это прежде всего индивиды и личности, а не пассивная масса для потребления духовной продукции. Любой человек вполне самостоятельно интерпретирует поступающую к нему информацию, фильтруя и оценивая ее в зависимости от собственной картины мира, своего социального положения, культурного развития, вероисповедания, возраста, пола. Попытки СМИ навязать кардинальные изменения в стереотипах зачастую сталкиваются с активным психологическим сопротивлением, что является результатом селективного отношения человека не только к самой информации, но и к ее источнику. Серьезное значение в потреблении и интерпретации потребляемой информации имеет и тот факт, что воспринимающий ее (реципиент) никогда не находится в вакууме. Он занимает по отношению к информации активную позицию: он соглашается или возражает, готовит ответ, дополняет информацию, анализирует мотивы, даже участвует в потоке мыслей собеседника на экране и т. д. Коллективное восприятие информации также привносит в эффект ее восприятия принципиально новое значение. Если в группе есть лидер мнения, то его взгляд будет доминирующим и окажет модифицирующее влияние на мнение остальных. Эмоциональное состояние (смех, визг, слезы, индифферентность) некоторых членов группы также способно воздействовать на восприятие информации остальными участниками совместного просмотра.

Вступая в общение с аудиторией, СМИ способны также выявить наши скрытые психические отклонения, обнажив их перед нами со всей откровенностью. При частом просмотре телепрограмм с элементами насилия и садизма в различных формах люди со скрытыми психическими отклонениями рискуют развить эти акцентуации своего характера.

Психика  — особая сторона жизнедеятельности человека и его взаимодействие с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), психических состояний (напряженность, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент)

Основные психологические характеристики журналиста:

- высокая скорость, быстрота мышления

- высокий уровень оперативной и фундаментальной памяти

- высокая работоспособность

- гражданские и общественные мотивы выбора профессии

- высокое чувство социальной ответственности.

Творческий характер деятельности выделает журналистику из других деятельностей: непрерывность, индивидуально-коллективный характер деятельности, высокая степень оперативности, творческо-производственный характер.

Ряд требований предъявляемых журналисту: чуткость к новому, фундаментальная база знаний, языковые способности, аналитические способности (умение выявить главное), прогностический характер, транспрофессионализм (способность связывать различные профессии).

потенциал журналиста как творческой личности являются: аналитический ум, эстетический вкус и чутье, фантазия, интуиция, воображение, творческая свобода и смелость мышления, остроумие!

Кроме того, творческий потенциал журналиста неразрывно связан с динамикой психических процессов, с постоянным ростом и обновлением знаний, навыков, умений, творческих приемов. При том, что каждый из журналистов личностно индивидуален, психология творчества журналиста накладывает свой отпечаток на деятельность редакции в целом, определяя и обуславливая принципы руководства редакции, где управление поведением творчески способных людей особенно важно.

Коммуникативная основа деятельности – информацию получать через общение.

И общественные, и межличностные отношения раскрываются в общении. В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Поведение человека в составе социальных групп отличается от его индивидуального поведения. Г.Лебон называет три способа воздействия на толпу: утверждение, повторение, заразительность. "Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что в конце концов она уже принимается как доказанная истина". Сложность работы с массовой аудиторией состоит в ее разобщенности как в плане физическом, так и в плане информационном. Но определенные стереотипные явления, отражающие данный срез общественной психологии, все равно наблюдаются. Так, сегодня мы имеем четкую перестройку социально-групповых идентификаций, которые стабилизируются на уровне повседневного бытового общения (семья, друзья и меньше товарищи по работе), уходя от символических общностей типа "советский народ". Более четкое представление целевой аудитории позволяет строить более эффективные сообщения для коммуникации с ней. Стереотипы. Современная жизнь носит ускоренный и многофакторный характер, кроме всего прочего и физическое расстояние разделяет людей, которые находятся в жизненном контакте друг с другом, таких, как наниматель и работающие, официальное лицо и избиратель. Нет ни времени, ни возможности для личного знакомства. Вместо этого мы замечаем характерную черту, обозначающую определенный тип, и заполняем остальную часть картинки с помощью стереотипов, которые находятся в наших головах.

В коллективе: толерантность, терпимость, результативность в решении проблем.

Руководителем редакционного коллектива является главный редактор. Редактор в редакционном коллективе — это не только административное лицо. Это еще и творческий лидер, материалы которого должны быть образцом для других сотрудников. Он всегда должен быть готов написать сам. Такой руководитель личным примером поднимает творческую активность, а с нею улучшается и социально-психологический климат. И наоборот, коллективное настроение находится на весьма низком уровне, если редактор профессионально беспомощен, если сам предпочитает не писать, а только требовать, если он правит сданный материал не потому, что этого требует рукопись, а потому, что, как писал журнал “Журналист”, “ему положено всех поправлять, если деловая требовательность подменяется разносом, угрозами, мелочной придирчивостью”. Такой руководитель смотрит на своих сотрудников как на подчиненных в узком смысле слова, как на работников, обязанных без особых раздумий выполнять его задания, поручения.

Столь же важно и формирование в коллективе оптимального социально-психологического климата. Это означает такие отношения между всеми членами коллектива, когда выполнение производственных обязанностей доставляет каждому сотруднику и всему коллективу наибольшее удовлетворение. Когда перед каждым открываются широкие возможности для творческого роста и развития своих способностей. Когда в коллективе свободно идет обмен профессиональным опытом, инициатива сотрудников получает одобрение и поддержку, а их работа – справедливую оценку руководства. И конечно, когда каждый работник получает полноценную материальную компенсацию своего труда и уверен в своем будущем. В такой обстановке каждый член коллектива стремится дать максимум того, на что он способен.

Формирование и поддержание такого социально-психологического климата в редакционном коллективе во многом, как уже говорилось, зависят от стиля руководства и управления, которым пользуются его руководители.

 Психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают: общность идейных взглядов, моральные качества партнеров, критичность к себе и терпимость к окружающим, полное доверие друг к другу и т. д. Психологическая несовместимость между журналистами может возникнуть тогда, когда личности имеют различные ценностные установки, когда между ними отсутствуют дружеские связи и т. д.

Результатами журналистского труда являются тексты – от единичной заметки до номера газеты и эфирной программы. Эта продукция по каналам связи идет к массовой аудитории, коллективам, организациям и должностным лицам, отдельным гражданам. Каждое выступление предполагает некоторые последствия. Это может быть реакция отдельного читателя, слушателя, зрителя, так называемого должностного лица или целого учреждения.

Журналистское произведение в аспекте его воздействия на читателя обладает следующими особенностями: вносит в сознание читателя информацию о нравственных нормах и требованиях общества, в котором он живет; специфическими средствами воздействует на эмоционально-нравственного читателя, расширяя сферу его нравственных чувств; ориентирует читателя на усвоение моральных норм, и тем самым определяет активность его позиции в решении любых жизненных проблем и ситуаций. Все это и диктует публицисту выбор его собственной роли в произведении, которая чаще всего проявляется в авторской позиции по отношению к событиям, изображенным в тексте.

Наиболее принципиальные требования общества к журналисту заключается в том, что он должен обладать профессиональным долгом, профессиональной ответственностью, профессиональной совестью, профессиональной честью и профессиональным достоинством. Понятие же профессионального долга включает в себя следование следующим этическим принципам и нормам поведения: самоотверженность, мужество, готовность к выполнению поставленной задачи в любых условиях, принципиальность и последовательность, творческая инициатива и дисциплинированность, коллективизм и товарищество, самокритичность и самосовершенствование. Журналист обязан быть точным, непредвзятым, тактичным и корректным при получении сведений, уважительным по отношению к читателям и коллегам, оперативным и верным слову.