88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.
|
|
|
Двадцать седьмого сентября 1961 года впервые зажглись голубые экраны, и первый диктор Мария Таран приветствовала оренбуржцев. Следует отметить и большой вклад инженерно-технических работников, сделавших всё для того, чтобы телевидение пришло в наш город. Это первый директор Радиотелецентра Павел Филиппов, главный инженер Ефим Розенблат, инженеры Владимир Варнавский, Олег Коломиец, Геннадий Руденко и многие другие... Немало было проблем и у первого тогда председателя комитета по радиовещанию и телевидению облисполкома Антонины Григорьевны Лукиной, а потом и у Риммы Александровны Забелиной. Телевидение было делом новым, и квалифицированным, знающим специфику кадрам просто неоткуда было взяться... Не было и соответствующей техники: ни кинокамер, не передвижных телевизионных станций (ПТС) (в 1963 получили передвижную теле станцию, которая позволяла транслировать самые интересные и важные события в жизни города). По этой причине информационная программа «Новости» практически не отвечала своему предназначению. Мало было сюжетов событийных, имеющих информационный повод, всё больше рассказы о людях труда, сопровождаемые показом двух-трёх десятков фотографий. Все передачи шли в прямом эфире и поначалу носили в основном просветительский характер. Выступали артисты филармонии и театров, музыканты, различные гастролёры, демонстрировались произведения художников. В последнем случае студию преображали в выставочный зал: вывешивали картины, приглашали искусствоведов... В первые дни было много «разговорных» передач: беседы за круглым столом, диалоги с писателями и художниками, с заезжими знаменитостями, телевизионные спектакли... Но постепенно приходило понимание, что на телевидении главное - картинка, изображение, а слово должно дополнять картинку, а не пересказывать, не дублировать её. И в то же время - соответствовать устной, разговорной речи, её строю, образности, интонации. Когда на телевидении появились первые кинокамеры, Государственный комитет по радиовещанию и телевидению каждой областной студии определил план подготовки документальных фильмов, которые потом просматривала постановочная комиссия в Москве и решала вопрос о приёме фильма в тираж и рассылке копий по всем студиям страны. И вот пришла добрая весть: фильм «Дом его друга» (сценарий Л. Большакова) - о поиске дома Герна, в котором ссыльный Тарас Шевченко встречался с друзьями, писал стихи, рисовал, - принят в тираж, а фильм «Над Уралом-рекой» (сценарий собкора газеты «Известия» В. Пролёткина) - о переселенцах из Мордовии, обретших в Беляевке своё счастье, - будет показан на Неделе Советского телевидения в ГДР. Это были первые фильмы, снятые Оренбургской студией телевидения в далёком 1964-м... Успех окрылил наших режиссёров и операторов: Романа Хардина, Рафаила Хаялина, Искандера Бигеева, Лилию Филимонову, Наталью Воеводину, Петра Щербакова и других. Появились ленты: «Хлеб целины», «Никоныч», «Танцуют куклы», «Маленькое чудо», «Встреча с Незнакомцем» и другие. В 1967 году, с приходом в Оренбург московской программы, стали выходить с передачами на Центральное телевидение. Причем, объём передач, показанных на канале ЦТ, был большим. У нас был «шлейф прямого выхода» на Москву, и мы в определённое время выходили «живьём» из нашей небольшой студии фактически на всю страну. Первый часовой выход был посвящен хлеборобам Оренбуржья («Сельский клуб» «Нива»). В передаче принимали участие солисты Оренбургского народного хора, звучали песни нашего композитора Алексея Цибизова. Успешно прошла и музыкальная программа для детей «Городок-малышок» (автор Н. Ишкова, режиссёр Н. Воеводина). Целый год шла передача Центрального телевидения «Алло, мы ищем таланты!» - с включением областных телестудий. Десятки, сотни исполнителей со всей страны, из всех её республик... Среди победителей оказался и наш земляк - учитель из посёлка Красногвардеец Бузулукского района Виктор Старших. В заключительной передаче из Останкинской студии он пел в сопровождении оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева. «Очень волновался, - признался потом Виктор, - ведь всегда имел дело только с баяном, а тут такое...» В 1970 году Оренбургская телестудия впервые вышла на Интервидение с передачей «Здравствуй, брат Сташек!» Получилась тридцатиминутная лента «Здравствуй, брат Сташек!» - которую увидели телезрители на Урале и в Сибири, в Польше, Венгрии, Чехословакии. В те годы на Оренбургском телевидении, как, впрочем, и вообще по стране, наблюдалось увеличение рубрик, цикловых передач и тележурналов. «Коммунист», «Искры творчества», «Сельский клуб», «Искусство», «Рационализатор», «Для вас, женщины»... Телевидение стало транслировать не только театральные спектакли, но и ставить свои, телевизионные: «Русский характер» Алексея Толстого, «Самая долгая ночь» Хория Ловинеску др.
В телевизионных спектаклях были заняты ведущие артисты областного драматического театра: Александр Михалёв, Виктор Антонов, Станислав Ежков и др. Телевидение развивалось не только в творческом, но и в техническом отношении. В начале 1970-х областное телевидение по магистрали пришло в Бузулук и Кувандык, а в Орск (через Челябинск) - московская программа. В 1982 году, по завершении строительства релейной линии Кувандык-Орск, передачи из Оренбурга стали доступны и жителям восточных районов области. В 1975 году студия получила видео¬магнитофоны новосибирского производства - «Кадр-3 ПМ», появилась возможность записывать многие студийные передачи. Для художественных программ это было благо, но вот для других... Записанные на магнитофонную плёнку информационные и документальные программы перед выходом в эфир монтировались, то есть приобретали более стройную композицию, избавлялись от длиннот, неоправданных пауз, неизбежных оговорок и непредвиденных заминок, но вместе с этим из них стало уходить, а то и специально выхолащиваться всё живое, естественное, непредсказуемое... Вот почему ностальгия по «живому» телевидению осталась у многих режиссёров старшего поколения и сегодня. В середине 1970-х областное телевидение активно сотрудничает почти со всеми Главными редакциями Центрального телевидения: пропаганды (отдел сельского хозяйства), народного творчества, музыкальной, детской, программ для молодёжи. Эдуард Михайлович Сагалаев, заместитель, а потом и шеф Главной редакции про¬грамм для молодёжи, постоянно заказывали нам сюжеты в новую программу ЦТ «Адреса молодых». Участвует студия и во Всесоюзном фестивале молодёжных программ. Этот престижный конкурс проводился раз в два года и всегда в разных городах страны: в Кишинёве, Волгограде, Алма-Ате, Горьком и т. д. И везде наши работы, автором которых была Г. А. Поликарпова, в то время главный редактор студии, отмечались лауреатскими дипломами или призами: «Мы с оренбургской земли» (программа о строителях газового комплекса в Оренбурге), «Пора спелого колоса» (о молодых хлеборобах Оренбуржья), «Отцовское поле» (о Василии Макаровиче Чердинцеве), «Диалоги с Верой Логачёвой» (рассказ о молодом депутате Верховного Совета СССР). Кстати, после показа этого фильма по Центральному телевидению на Логачёву обрушился поток писем. И молодёжная редакция ЦТ придумала и провела передачу: «Почта Веры Логачёвой». Оренбургское телевидение не только принимало участие в конкурсах, но зачастую и само организовывало их. Так, в середине 1970-х, по инициативе заместителя председателя областного телерадиокомитета Марлена Новохатского, студия становится родоначальником фестиваля передач и фильмов о ГАИ: «Красный, жёлтый, зелёный». Дважды в Оренбург на региональный конкурс съезжались журналисты, режиссёры и автоинспекторы со всего СССР. Затем фестиваль стал Всесоюзным и проводился в Свердловске и Москве (Фильмы-провокаторы про пьяного водителя и аварию). Детское вещание на областном телевидении всегда отличалось выдумкой, оригинальностью, поиском. Наши передачи «Городок-малышок», «Сколько стоит бесплатно?», «Компас» (автор Ольга Соколова, режиссёр Наталья Крылова) были популярны у юных телезрителей. И на Всероссий¬ских фестивалях программ для детей и юношества, как правило, почти всегда занимали призовые места. А в 1994 году в Оренбурге был организован и успешно проведён четвёртый Международный фестиваль программ для детей под названием «Телек». В начале девяностых прошлого века наша телестудия организовала и на протяжении семи лет вела музыкальную конкурсную про¬грамму «А песня русская жива!», участниками которой стали коллективы художественной самодеятельности многих регионов России. За организацию программы её автор Евдокия Горбанская, режиссёр Лилия Филимонова и звукорежиссёр Виталий Долгополов были удостоены почётного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В первые же годы своего существования Оренбургское телевидение начало выпускать сатирические программы. Вначале появился «Сатирический журнал», затем передача «Слово народного контролёра - деда Егора» (автор Михаил Свиридов). В студию входил «дед Егор» (актёр Владимир Триандо-филов), «вернувшийся» из «очередной командировки», и начинал демонстрировать и комментировать привезённые критические сюжеты. «Дед Егор» просуществовал на телевидении несколько лет, а затем на смену ему пришла сатирическая программа «Парабола» (автор Евгений Шамардин, режиссёр Юрий Карасевич), которую вели актёры Оренбургского драматического театра. Кроме показа критических сюжетов, они разыгрывали небольшие миниатюры, сценки из нашей жизни, вскрывая, как тогда говорили, те или иные отдельные недостатки. За что руководству студии отдел пропаганды обкома партии частенько делал замечание, что актёры переигрывают... Когда же актёры, занятые в «Параболе», покинули наш город, появилась сатирическая программа «Сердитая камера» (автор Павел Рыков). Эта программа просуществовала более длительное время, нежели её предшественницы, и снискала у телезрителей завидную популярность... Здесь вместо человека (актёра или ведущего) в центре студии стояла сама телекамера, которая усилиями режиссёров и операторов выглядела живой и, если так можно выразиться, одушевлённой: она возмущалась, рычала, удивлялась, негодовала и т. д. и т. п. Но главное преимущество этой программы заключалось в том, что вся она состояла из видеосюжетов, а картинку всегда бывает трудно оспорить... С появлением во второй половине восьмидесятых годов видеокамер, пусть любительских, но позволивших одновременно записывать изображение и звук и сделавших ненужным медлительный и громоздкий «мокрый процесс», функции телевидения резко меняются. Теперь оно, в первую очередь, информирует, опережая газетные издания.
Да, информационная роль телевидения становится главной. Хотя и развлекательные программы не на последнем месте. А вот передач просветительского характера заметно поубавилось. Ушли, к сожалению, публицистика, художественные программы, собственные телеспектакли. Не потому, что нечего показывать или некому работать. Просто Москва не стала их финансировать. Главное - новости региона.
Филиал ФГУП "ВГТРК" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Оренбург". Директор филиала – Рыков Павел Георгиевич. Филиал преобразован из комитета по телевидению и радиовещанию Оренбургской области в 1992 г. и является филиалом Единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК) "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". В указанный комплекс входят практически все региональные государственные телерадиокомпании Российской Федерации.
Возросла и роль документального кино. Сейчас проводится много телевизионных фестивалей, как российских, так и международных, и ГТРК «Оренбург» выступает на них весьма успешно. Подтверждением тому - кабинет директора компании Павла Рыкова, стены которого буквально сплошь увешаны множеством дипломов и грамот. Успешно выступает ГТРК на Всероссийском конкурсе «Патриот России» в Москве, ежегодном «Щите России», который проходит в Перми, международном экологическом фестивале в Ханты-Мансийске, фестивалях «Православие на телевидении», «Моя провинция» и других. Телерадиокомпания награждена орденом «Слава нации» - за «благородство помыслов и беззаветное служение идеалам добра и милосердия». Почётным дипломом отмечен на фестивале «Щит России» цикл фильмов «Я хотел победить», «Прокофьево поле» (автор Светлана Губернская), «Хроники именного истребителя» (автор Евгений Вовк). Многие документальные фильмы студии становились лауреатами самых престижных телефестивалей, показывались по Центральному телевидению: «Казак из Вязовки» и «Страна Совета» (автор Оксана Невечеря), «Мы живём на границе» (автор Елена Ерофеева). В информацию пришла молодёжь, в основном выпускники факультета журналистики Оренбургского государственного университета. В девяностые годы создаются новые телевизионные каналы. Так, внутри областного телевидения, прежде «единого и неделимого», зарождается «Регион», который вскоре становится самостоятельной структурой с интересным творческим коллективом. Затем появляются «Планета», «Орен-ТВ». А сегодня в области насчитывается более двадцати студий телевидения, имеющие лицензии на вещание. Они есть в Оренбурге и Орске, Новотроицке и Бузулуке, Сорочинске и Кувандыке, Саракташе, Тюльгане, Шарлыке, в других районах Оренбуржья. Телевидение как ни одно другое искусство зависит от техники - её уровня, развития, качества. За сорок шесть лет существования первого телецентра в нашей области мы прошли путь от простого показа фотографий и «мокрого процесса» (проявления и монтажа киноплёнки) до съёмок на цифровые видеокамеры и компьютерного монтажа. Сейчас на Центральном телевидении снимают не только на кассеты, а и на диски, и сразу же с диска монтируют на компьютере. Вот так меняется телевизионная техника, и предсказать, как будет развиваться в связи с этим искусство телевизионного экрана, непросто.
- 1. Журналистика как деятельность и социальный институт.
- 2. Журналистика в современном обществе.
- 3. Основы классификации журналистских жанров.
- 4. Информационные жанры периодической печати и их виды.
- 5. Аналитические жанры периодической печати и их виды.
- 6. Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.
- 7. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 8. Журналистское расследование: особенности и методы.
- 9. Основные функции прессы.
- 10. Государственная политика в информационной сфере.
- 11. Информационная безопасность общества. Доктрина информационной безопасности рф.
- 12. Проблема формирования единого информационного пространства в Российской Федерации.
- 13. Пресса и политическая культура.
- 14. Сми на выборах региональных уровней. Правовые и этические ограничения.
- 15. Журналистика в политических процессах.
- 16. Региональная пресса в системе российских сми.
- 17. Региональное радиовещание и телевидение в системе российских сми.
- 18. Вопросы становления и развития деловой журналистики в регионе.
- 19. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 20. Свобода и социальная ответственность прессы.
- 21. Профессиональная культура журналиста.
- 22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.
- 23. Критерии типологизации сми. Типологизация периодической печати, теле- и радиопрограмм.
- 24. Актуальная проблематика федерального и регионального телерадиовещания. Программа и сетка вещания.
- 25. Методы и способы журналистской деятельности.
- 26. Особенности использования в журналистике теоретических и эмпирических методов познания действительности.
- 27. Социологические методы в деятельности журналиста.
- 28. Журналистика и общественное мнение. Методы и способы воздействия прессы на общественное мнение.
- 29. Медиаизмерения. Технология и техника. Особенности медиаизмерений в массовой телекоммуникации.
- 30. Объективность как позиция журналиста. Способы обеспечения объективности.
- 31. Взаимодействие журналистики и массового сознания.
- 32. Эффективность периодической печати и электронных сми. Методы её оценки.
- 33. Основы взаимоотношения журналиста и аудитории: социально-психологический аспект.
- 34. Психологический фактор в журналистской деятельности и в работе редакционного коллектива.
- 35. Основы правовой регламентации массовой информации.
- 36. Гражданское общество и пресса.
- 37. Основы взаимодействия прессы и власти.
- 38. Этические нормы отношения журналиста с источниками информации.
- 39. Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и концентрации в сми.
- 40. Особенности освещения в сми экономической проблематики.
- 41. Основные требования к языку и стилю журналистского произведения.
- 42. Критерии оценки журналистских произведений.
- 43. Композиционные приёмы журналистских произведений.
- 44. Основы взаимоотношений сми и государственной власти.
- 45. Основные технологические этапы в подготовке и выпуске газеты. Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- 46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.
- 47. Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.
- 48. Основные принципы оформления газеты.
- 49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.
- 50. Иллюстрация в газете и журнале.
- 51. Тема и идея журналистского произведения.
- 52. Реклама в прессе. Организация работы рекламных служб и служб рr.
- 53. Редактирование газетного текста. Законы логики в редактировании текста. Взаимоотношения редактора с автором текста.
- «Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня»
- 54. Роль редактора в подготовке теле- и радиопередач.
- 55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире.
- 56. Основные этапы подготовки журналистского произведения. Виды и техника редактирования.
- 57. Возникновение печати в России: рукописная газета «Куранты», «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним.
- 58. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством м.М. Хераскова. «Трудолюбивая пчела» а.П. Сумарокова.
- 59. Журналистика 1769-1774 гг. Журнал «Всякая всячина», «Поденщина», «Смесь» и др.
- 60. Просветительская и журналистская деятельность н.И. Новикова.
- 61. Журналы и.А. Крылова.
- 62. Общая характеристика журналистики начала XIX века.
- 63. Декабристы в изданиях: «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Мнемозина» и др.
- 64. Журналистская деятельность а.С. Пушкина. Роль а.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.
- 65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века.
- 66. Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы.
- 67. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: деятельность а.Н. Островского, Ап. Григорьева и др.
- 69. Журнал «Современник» в 60-е годы XIX века. «Великий раскол», демократический и либеральный составы редакции.
- 70. Сатирический отдел «Современника» - «Свисток»
- 71. Русская сатирическая журналистика в 60-е годы XIX века
- 72. «Отечественные записки» в 70-80-е годы XIX века после «перехода» к н. А. Некрасову и м. Е. Салтыкова-Щедрину.
- 73. Деятельность в.Г. Короленко в журналах «Русское богатство», «Мир божий». Послеоктябрьская публицистика. Письма к а.В. Луначарскому.
- 75. Участие а.М. Горького в газетах и журналах конца XIX –начала XX веков. Специфика работа в журнале «Жало», в изданиях «Летопись», «Современник», «Новая жизнь».
- 76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»
- 77. Возникновение оренбургской журналистики
- 78. Февральская революция в России 1917 года и периодическая печать.
- 79. Журналистика в первые месяцы после Октябрьского переворота в России. Борьба с оппозиционными изданиями. Революционный трибунал печати. Декрет о печати.
- 80. Формирование советской прессы в годы коллективизации, индустриализации, первой и второй пятилеток. Структура прессы. Место и значение тюремной периодики.
- 81. Фронтовая и армейская пресса в годы Великой Отечественной войны.
- 82. Тема восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства в советской прессе 40-х - 50-х гг. XX века.
- 83. Развитие структуры сми в послевоенные годы. Подготовка журналистских кадров.
- 84. «Комсомольская правда» при а.И. Аджубе
- 85. Отечественная журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности.
- 86. Журналистика в условиях демократизации и гласности (вторая половина 80-х - начало 90-х годов XX века).
- 87. Российские сми в 90-х годах 20 века
- Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу сми и отменяет цензуру.
- 88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.
- 89. Возникновение журналистики и этапы её развития.
- 90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Первые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.
- 91. Журналистика в XVII - XVIII вв. В Западной Европе и Америке. Появление ежедневной газеты.
- 92. Пресса стран Европы и сша в первой половине XX века. Развитие техники сми.
- 93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
- 94. Пресса зарубежных стран в послевоенные годы и в условиях «холодной войны».
- 95. Тенденции развития журналистики в современном мире.
- 96. Процесс концентрации и децентрализации в сфере сми. Транснациональные корпорации. Журналистика и Интернет.
- 97. Актуальные проблемы современности и журналистика.
- 98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.
- 99. Закон Российской Федерации о сми. Государственное регулирование в ми.
- 100. Кодекс профессиональной этики современного российского журналиста. Мировые кодексы профессиональной деятельности.