93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
Во вторую мировую войну радио стало основным каналом получения информации для подавляющего большинства населения воюющих стран. 7 ноября 1941 г. радиотрансляция футбольного матча в США была прервана экстренным сообщением Джона Дали: "Белый Дом сообщает, что японцы напали на Перл Харбор". Таким образом, американская нация узнала о вступлении в войну не из газетных сообщений, а по радио.
Иновещание в годы второй мировой войны. Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.
Уже в начале войны мощным аппаратом иновещания располагала Германия, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. Пропагандистские возможности радио были быстро освоены политиками. Нацистская пропагандистская машина во многом зависела от радиотрансляций гипнотических речей фюрера, патриотической музыки, репортажей с партийных митингов. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.
После вступления Великобритании в войну в сентябре 1939 г. в структуре Би-Би-Си была создана Европейская служба, на которую возлагались задачи информационно-пропагандистской поддержки военных действий стран антигитлеровской коалиции на европейском театре военных действий. Передачи на европейскую аудиторию велись как на английском, так и на немецком, французском, португальском, испанском и других языках народов Европы. Стартовавшее еще в феврале 1938 г. немецкоязычное вещание Би-Би-Си быстро наращивало объем передач, совершенствовалось их содержание. Стремясь нейтрализовать воздействие британского вещания, государства нацистского блока организовали глушение радиопередач Би-Би-Си. В свою очередь, британские власти, убедившиеся в малой эффективности гитлеровской радиопропаганды, отказались от ответного глушения передач германского радио на Англию.
Активную роль в борьбе против нацистской радиопропаганды в период после нападения Германии на СССР играло Московское радио. Из Москвы транслировались также передачи радиостанций немецких антифашистов.
В конце февраля 1942 г. начались первые ориентированные на Европу передачи «Голоса Америки», которые велись на немецком и итальянском языках. Особое внимание уделялось также воздействию на войска и население азиатско-тихоокеанского региона, где США вели военные действия после японского нападения на американскую военно-морскую базу в Перл-Харбор. В Сан-Франциско.
Война парадоксальным образом способствовала развитию радиовещания в колониях. Европейские державы, стремящиеся сохранить за собой владения в Африке, открыли в годы второй мировой войны радиостанции еще в ряде стран континента – как на территориях, подконтрольных Великобритании (в Северной Родезии, ныне – Замбия), так и во «франкофонной» Африке (в Конго, Сенегале). К концу войны радиостанции, подконтрольные колонизаторам, существовали уже в 15 африканских странах.
Аудитория телевидения в предвоенный период была крайне ограниченной. Ее расширение сдерживалось не только техническим несовершенством нового вида коммуникаций и узостью географических пределов распространения сигнала, но и дороговизной телевизоров: так, стоимость британского телеприемника с десятидюймовым экраном примерно равнялась стоимости небольшого автомобиля.
Во время войны телевизионные передачи в европейских странах не велись, техническое совершенствование телевещания было заморожено. В Соединенных Штатах, не испытавших прямых последствий военных действий на своей территории, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. На развитии американского ТВ сказалась также позиция ведущих радиокорпораций, осуществлявших научно-технические разработки в области телевещания: руководители радиобизнеса считали несвоевременным ускоренное развитие ТВ в условиях, когда еще не были полностью освоены богатые ресурсы радио.
Французская пресса в годы Второй мировой войны
Для Франции война началась в 39г. Все коммунистические издания и сама компартия были запрещены, а буржуазная пресса не испытывала никаких трудностей. Лишь в июне 40г. накануне оккупации Парижа одни газеты закрылись, другие начали «великий исход» на юг. После подписания позорного перемирия, в результате которых были оккупированы 2/3 Франции, страна оказалась разделенной на 2 зоны, где условия для деятельности печати были различны. В северной зоне был установлен режим, провозгласивший своей официальной политикой Коллаборационизм, т.е, сотрудничество между правительствами Петена и оккупационными войсками. Все издания, выходившиеся в этой зоне находились под контролем службы пропаганды немецкого контроля, руководившимся министром пропаганды Геббельса. Вишиский режим поддерживал лишь те организации и газеты, которые строго следовали политике Коллабориционизма и способствовали укреплению собственного французского фашизма. Известный монархист Шарль Морас и его газета «Аксьон франсез» становится своеобразной идеологией французского фашизма. Другой поклонник фашизма Марсей де А возглавлял народно-национальное объединение, а его газета «Овр» появилась в Париже вслед за первыми официально разрешенными режимом изданиями, такими как «Виктуар», «Матен», «Пари-суар» и «Пти паризьен», выступавшими теперь в качестве неофициального органа французской национальной партии, претендовавшая на роль массовой опоры французского фашизма. Открытую поддержку режиму оказывала «Ново тан». По сути она была официозом немецкого посольства в Париже. Ее директор, Жан Люшер – организатор «национальной корпорации французской прессы» - был один из немногих одиозных журналистов, которых расстреляли после освобождения Франции. То же случилось и с Роже Бразияком, выпускавшим газету «Же сью парту».
Агентство Гавас в это время было разделено на 2 части. Его рекламную сферу взяли под свой контроль нацисты, а информацию - правительство Виши. Информационный отдел был национализирован и объединен с «французским агентством информации и печати», создан немцами в качестве филиала националистического агентства Дойче пахрихтен бюро.
Газеты южной зоны и без того испытавшие на себе давление службы пропаганды немецкого командования после 11ноября 42г., когда оккупация распределилась на всю страну, попали в те же условия, что и газеты северной зоны. Созданный на юге Франции «легион бывших фронтовиков» всю свою деятельность, в т.ч. и в области печати направлен на сбор информации, необходимой для укрепления режима Виши. Многие газеты с этого времени прекратили свой выход, но осталось достаточно много коллабориционистских изданий. В течении всего периода в обоих зонах набирали силу различные группы, движения сопротивления. Ведущей политической силой сопротивления была компартия.
Большое значение коммунисты придавали нелегальных изданий. В тяжелых условиях подполья партия продолжала выпускать свой центральный орган «Юманите». Удалось наладить распространение и других партийных изданий. К лету 43г. были достигнуты большие успехи в деле объединения многочисленных групп и органов в единый Национальный Совет Сопротивления (НСС). Компартия вошла в него как одна из крупнейших партий. Многие группы и организации, вышедшие в НСС имели названия, которые сохранились после освобождения. В названиях газет отражались лозунги движения Сопротивления, столь популярные в это время.
Английская журналистика в годы второй мировой войны
Английские корреспонденты освещали события в Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Северной Африке, Бирме, на Дальнем Востоке. Несмотря на увеличение массы информации, получаемой прессой, многие газеты и журналы вынуждены были уменьшить свой объем, издание некоторых (это касалось преимущественно журналов) было приостановлено.В годы войны в Англии выходила пресса эмиграции – тех, кто боролся с фашистским режимом. В типографии «Таймс» печаталась американская военная газета «Звезды и полосы». В 1941 г. отдел информации МИД СССР в Лондоне начал издавать ежедневную газету «Советские военные новости» и еженедельник под таким же названием. Во время второй мировой войны в отношении печати был принят ряд новых ограничительных мер: в частности была введена система так называемой добровольной цензуры. Ее цель «заключалась в том, чтобы не пропустить в открытую печать материалы, которые могли бы выдать врагу информацию, ценную с точки зрения ведения войны. Но одновременно в Закон об охране государства «были введены два новых параграфа, направленных как раз против свободы выражения мнений. Они позволяли министру внутренних дел запретить любое издание по своему личному усмотрению»21 января 1941 г. без предъявления обвинений была закрыта «Дейли Уоркер», а также небольшое издание «Уик» («Неделя»), распространявшееся только по подписке. Запрет был снят 7 сентября 1942 г. Серьезное предупреждение было сделано газете «Дейли Миррор», напечатавшей карикатуру, способную, по мнению официальных лиц, вызвать пораженческие настроения. Реакция прессы была неоднозначной. С 1937 до 1947 г. несколько сократилась численность национальных и провинциальных воскресных газет, зато возрос их тираж. Количество национальных ежедневных изданий осталось неизменным, но их тиражи увеличились. Стало меньше провинциальных утренних изданий, но они начали выходить большими тиражами. Та же тенденция проявилась и в сфере еженедельной прессы, что говорит о динамике процесса ее концентрации.
Немецкая журналистика в годы второй мировой войны
Время тоталитарного режима Гитлера, поставившего СМИ Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации, порабощения и истребления других народов, подготовке к войне. Идеологическую обработку СМИ и контроль за выполнением пропагандистской линии национал-социалистический партии Германии вело специально созданное в стране министерство пропаганды. Все было подчинено восхвалению немецкой нации, разжиганию ненависти к другим народам, прежде всего к евреям,
внушения немцам их права уничтожать «неполноценные» нации, призывам к войне.
К концу 1939 г. общий тираж массовых газет составлял 19,7 млн. экземпляров, а журналов — 89,5 млн.5. Крупными тиражами печатались партийные издания фашистов: центральный орган партии газета «Фёльки-шер беобахтер» в 1940—1941 гг. выходила тиражом свыше 1,1 млн. экземпляров; еженедельник «Рейх», в каждом номере которого печатались статьи Геббельса,— 1 млн. экземпляров; иллюстрированные журналы «Сигнал» — 1,6 млн.; «Вермахт» — 1 млн.; «Берлинер иллюстрирте» — 3 млн. экземпляров и т. д. Фашистская печатная продукция широко распространялась в вермахте и в союзных Германии странах, на оккупированных ею территориях. Каждая рота вермахта получала ежедневно не менее 10 экземпляров газет, в том числе «Фёлькишер беобахтер» и нацистскую газету области, на территории которой дислоцировалась воин ская часть, а также одну из армейских газет. Вне пределов Германии в основном среди населения оккупированных и зависимых стран, каждую неделю распространялось более 2 млн. экземпляров иллюстрированных журналов, всячески восхвалявших фашистский «новый порядок» и победа вермахта.
Лишь немногие подпольные издания, выпускавшиеся участниками немецкого Сопротивления, пытались противостоять этому. Коммунистами-подпольщиками в Германии печатались и распространялись нелегальные газеты и листовки.
Национальный комитет «Свободная Германия» и Союз немецких офицеров развернули политическую работу среди немецких солдат и офицеров, как находившихся в плену, так и на фронте. Были налажены регулярные радиопередачи и выпуск газеты «Свободная Германия». Газеты и листовки Национального комитета «Свободная Германия», провозимые немецкими солдатами-отпускниками домой, помогали антифашистам-подпольщикам правильно ориентироваться в сложной политической обстановке и своевременно взять курс на объединение всех противников нацизма в широком антифашистском фронте.
Американская журналистика в годы второй мировой войны
Была введена прямая цензура, которая входила в компетенцию военного министерства США. Последнее регулировало все вопросы, связанные с военными корреспондентами (всего на фронтах войны в разных странах находилось более 500 американских корреспондентов, а при американских вооруженных силах за годы войны в общей сложности было аккредитовано 1646 журналистов). Например, запрещалось сообщать о военных базах и аэродромах, с которых американцы в 1942 году начали осуществлять налеты бомбардировочной авиации на Токио.
Была учреждена новая правительственная должность так называемого Директора военной информации, что официолизовать прессу.
В январе 1943 года в Нью-Йорке было открыто Армейское агентство новостей – Эй-эн-эс, главной целью которого было снабжение военной информацией сотен газет по всей стране, включая самые разные в жанровом отношении материалы по этой тематике (новостные сообщения, статейные материалы, «колонки», шедшие тогда без авторских подписей, различные иллюстрации).
Несмотря на существование Эй-эн-эс, основным поставщиком информации в Америке в военное время, как и в мирные годы, являлись агентства Ассошиэйтед пресс и Юнайтед пресс, наряду с учрежденным в 1941 году агентством Пресс Ассошиэйшн.
Реальное введении военной цензуры в США - 15 января 1942 года, цензура была распространена на радиосообщения, на почтовые и телеграфные отправления.
Следует подчеркнуть, что в 1939–1945 годы практически все крупные американские газеты и журналы в основном сохранили свои довоенные тиражи, военная тематика и проблематика занимали в них преобладающее место. Более того, настоящим бумом отмечено развитие американской военной печати как на территории самой Америки, так и за морем. Так, 17 апреля начала выходить утренняя ежедневная газета «Звезды и полосы», расходившаяся только на европейском театре военных действий тиражом в 1 млн. экземпляров. Первый номер этой газеты был выпущен на европейской земле 4 июля 1944 года (г. Шербур).
- 1. Журналистика как деятельность и социальный институт.
- 2. Журналистика в современном обществе.
- 3. Основы классификации журналистских жанров.
- 4. Информационные жанры периодической печати и их виды.
- 5. Аналитические жанры периодической печати и их виды.
- 6. Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.
- 7. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 8. Журналистское расследование: особенности и методы.
- 9. Основные функции прессы.
- 10. Государственная политика в информационной сфере.
- 11. Информационная безопасность общества. Доктрина информационной безопасности рф.
- 12. Проблема формирования единого информационного пространства в Российской Федерации.
- 13. Пресса и политическая культура.
- 14. Сми на выборах региональных уровней. Правовые и этические ограничения.
- 15. Журналистика в политических процессах.
- 16. Региональная пресса в системе российских сми.
- 17. Региональное радиовещание и телевидение в системе российских сми.
- 18. Вопросы становления и развития деловой журналистики в регионе.
- 19. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 20. Свобода и социальная ответственность прессы.
- 21. Профессиональная культура журналиста.
- 22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.
- 23. Критерии типологизации сми. Типологизация периодической печати, теле- и радиопрограмм.
- 24. Актуальная проблематика федерального и регионального телерадиовещания. Программа и сетка вещания.
- 25. Методы и способы журналистской деятельности.
- 26. Особенности использования в журналистике теоретических и эмпирических методов познания действительности.
- 27. Социологические методы в деятельности журналиста.
- 28. Журналистика и общественное мнение. Методы и способы воздействия прессы на общественное мнение.
- 29. Медиаизмерения. Технология и техника. Особенности медиаизмерений в массовой телекоммуникации.
- 30. Объективность как позиция журналиста. Способы обеспечения объективности.
- 31. Взаимодействие журналистики и массового сознания.
- 32. Эффективность периодической печати и электронных сми. Методы её оценки.
- 33. Основы взаимоотношения журналиста и аудитории: социально-психологический аспект.
- 34. Психологический фактор в журналистской деятельности и в работе редакционного коллектива.
- 35. Основы правовой регламентации массовой информации.
- 36. Гражданское общество и пресса.
- 37. Основы взаимодействия прессы и власти.
- 38. Этические нормы отношения журналиста с источниками информации.
- 39. Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и концентрации в сми.
- 40. Особенности освещения в сми экономической проблематики.
- 41. Основные требования к языку и стилю журналистского произведения.
- 42. Критерии оценки журналистских произведений.
- 43. Композиционные приёмы журналистских произведений.
- 44. Основы взаимоотношений сми и государственной власти.
- 45. Основные технологические этапы в подготовке и выпуске газеты. Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- 46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.
- 47. Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.
- 48. Основные принципы оформления газеты.
- 49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.
- 50. Иллюстрация в газете и журнале.
- 51. Тема и идея журналистского произведения.
- 52. Реклама в прессе. Организация работы рекламных служб и служб рr.
- 53. Редактирование газетного текста. Законы логики в редактировании текста. Взаимоотношения редактора с автором текста.
- «Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня»
- 54. Роль редактора в подготовке теле- и радиопередач.
- 55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире.
- 56. Основные этапы подготовки журналистского произведения. Виды и техника редактирования.
- 57. Возникновение печати в России: рукописная газета «Куранты», «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним.
- 58. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством м.М. Хераскова. «Трудолюбивая пчела» а.П. Сумарокова.
- 59. Журналистика 1769-1774 гг. Журнал «Всякая всячина», «Поденщина», «Смесь» и др.
- 60. Просветительская и журналистская деятельность н.И. Новикова.
- 61. Журналы и.А. Крылова.
- 62. Общая характеристика журналистики начала XIX века.
- 63. Декабристы в изданиях: «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Мнемозина» и др.
- 64. Журналистская деятельность а.С. Пушкина. Роль а.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.
- 65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века.
- 66. Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы.
- 67. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: деятельность а.Н. Островского, Ап. Григорьева и др.
- 69. Журнал «Современник» в 60-е годы XIX века. «Великий раскол», демократический и либеральный составы редакции.
- 70. Сатирический отдел «Современника» - «Свисток»
- 71. Русская сатирическая журналистика в 60-е годы XIX века
- 72. «Отечественные записки» в 70-80-е годы XIX века после «перехода» к н. А. Некрасову и м. Е. Салтыкова-Щедрину.
- 73. Деятельность в.Г. Короленко в журналах «Русское богатство», «Мир божий». Послеоктябрьская публицистика. Письма к а.В. Луначарскому.
- 75. Участие а.М. Горького в газетах и журналах конца XIX –начала XX веков. Специфика работа в журнале «Жало», в изданиях «Летопись», «Современник», «Новая жизнь».
- 76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»
- 77. Возникновение оренбургской журналистики
- 78. Февральская революция в России 1917 года и периодическая печать.
- 79. Журналистика в первые месяцы после Октябрьского переворота в России. Борьба с оппозиционными изданиями. Революционный трибунал печати. Декрет о печати.
- 80. Формирование советской прессы в годы коллективизации, индустриализации, первой и второй пятилеток. Структура прессы. Место и значение тюремной периодики.
- 81. Фронтовая и армейская пресса в годы Великой Отечественной войны.
- 82. Тема восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства в советской прессе 40-х - 50-х гг. XX века.
- 83. Развитие структуры сми в послевоенные годы. Подготовка журналистских кадров.
- 84. «Комсомольская правда» при а.И. Аджубе
- 85. Отечественная журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности.
- 86. Журналистика в условиях демократизации и гласности (вторая половина 80-х - начало 90-х годов XX века).
- 87. Российские сми в 90-х годах 20 века
- Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу сми и отменяет цензуру.
- 88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.
- 89. Возникновение журналистики и этапы её развития.
- 90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Первые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.
- 91. Журналистика в XVII - XVIII вв. В Западной Европе и Америке. Появление ежедневной газеты.
- 92. Пресса стран Европы и сша в первой половине XX века. Развитие техники сми.
- 93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
- 94. Пресса зарубежных стран в послевоенные годы и в условиях «холодной войны».
- 95. Тенденции развития журналистики в современном мире.
- 96. Процесс концентрации и децентрализации в сфере сми. Транснациональные корпорации. Журналистика и Интернет.
- 97. Актуальные проблемы современности и журналистика.
- 98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.
- 99. Закон Российской Федерации о сми. Государственное регулирование в ми.
- 100. Кодекс профессиональной этики современного российского журналиста. Мировые кодексы профессиональной деятельности.