logo
Ответы на госы (ред

13. Пресса и политическая культура.

Политика (греч. polis «государство», politike «искусство управления государством») – важнейшая сфера общественной жизни, связанная с выработкой и реализацией решений государственной власти.

Политическая культура журналиста – это мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни, присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, уровень владения им «кодексом поведения» в политической жизни, совокупностью норм политической жизни.

Фундамент политической культуры – система представлений о сущности общества и действующих в нем закономерностей. Центр таких представлений – понимание сущности государства и властных отношений в обществе.

Власть нужна прежде всего для реализации экономических интересов и потребностей отдельных групп или всего общества. Поэтому политическая культура требует определенный уровень уяснения потребностей экономического развития.

Над этим фундаментом надстраиваются следующие этажи – представления о системе политических ценностей в области форм государственной, национальной независимости, безопасности, обеспечения прав и свобод граждан.

Еще одно звено – представления о различных политических силах, субъектах политики (политические лидеры - государственные и общественные деятели из сферы политической элиты или правящих кругов, политические активисты среднего уровня, представители массы того или иного слоя, группы и т.п.), которыми являются группы, отдельные личности.

На этой базе политической культуры протекает деятельность журналистам по сбору, обработке, компоновке, передаче информации.

Политический анализ включает в себя три основополагающих компонента:

1. анализ сложившейся политической ситуации;

2. прогноз относительно ее развития;

3. принятие компетентных политических решений.

Под политической ситуацией мы будем понимать состояние политической системы и комплекс взаимодействия между ее субъектами в определенный период времени.

Виды анализа политической ситуации:

- вертикальный (институциональный) предполагает расчленение политической системы на отдельные институты и рассмотрение текущего состояния каждого из них в отдельности;

- горизонтальный (групповой); объектом его анализа являются сплоченные политические группировки, состоящие из лиц, входящих в различные институты власти;

- фрагментарный предполагает анализ какой-либо части политической ситуации;

- проблемный проводит анализ проблемы и разрабатывает пути ее решения, прогноз относительно дальнейшего развития ситуации после реализации решения;

- диагностический позволяет выявить потенциальные возможности возникновения проблемных ситуаций.

Политический прогноз – научно обоснованные суждения о вероятных состояниях политической системы или отдельных ее субъектах в будущем и вероятных путях и сроках их достижения, которые имеют четко обозначенный период учреждения и тесно связаны с возможностью оперативной реакции на них в виде политических решений. Виды прогнозов:

- поисковые и нормативные;

- активные и пассивные;

- самосбывающиеся и самоопровергающиеся.

Периоды прогноза: оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (от 1 месяца до 1 года), среднесрочные (свыше 1 года).

Политическое решение – это выработка нескольких вариантов действия для ликвидации возникшей политической проблемы и дальнейший выбор оптимального (наилучшего из них), реализация которого должна устранить проблему с максимальной эффективностью. Классификация решений: фундаментальные, законодательные, административные (судебные).

Две главные черты политического эксперта – наличие определенных уникальных знаний и способность использовать их оптимальным образом для решения задач из текущей практики.

Политическая модель. Р. Шеннон понимал модель как «представление об объекте, системе или идее в некоторой форме, отличной от самой целостности». Виды моделей: физическая, математическая, аналоговая (например, политическая: модель проверки фальсификации выборов).

Методы политического анализа:

- матричный метод и теория игр;

- групповые очные методы экспертных оценок (метод брейнстоменга, т.е. «мозгового штурма»);

- групповые заочные методы;

- метод синектики (включение в традиционные представления новых идей, методов – метод «дилетантов»).

особую активность в политической жизни, политической системе страны проявляют средства массовой информации как обычные, так и электронные. Однако, наряду с достоверной информацией, которую несут СМИ, мы порой имеем дело с подтасовкой фактов, ложью и клеветой, стремлением некоторых СМИ и отдельных телеведущих, журналистов найти компромат на оппонента и, с его помощью, сформировать у телезрителей, читателей нужный образ "противника". И, чем ближе к выборам, тем отчетливее это появляется. Известно, что потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности действующих субъектов политики, способов принятия политических решений, масштабов государства и т. д. В современном обществе СМИ выполняют ряд общих политических функций. Это, во-первых, информационная функция - получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях, но не всех, а тех, которые носят политический характер. Во-вторых, формирование на основе полученной политической информации общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. Так, например, у людей формируются мнения по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте - о политических деятелях, других странах и т. д. В-третьих, сведения, факты о тех или иных политических событиях так и останутся сведениями, фактами, если они не будут как-то упорядочены, приведены в систему, позволяющую людям адекватно судить о политических событиях. Это находит свое выражение в образовательной функции СМИ, которая, в свою очередь, связана с функцией социализации и, по существу, перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает постоянное, систематическое приобретение политических знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности лучше адаптироваться к социально-политической реальности. Кроме вышеназванных функций, следует назвать еще и такую, как функция критики и контроля. Осуществляя функцию критики и контроля СМИ, в правовом гражданском обществе опираются как на общественное мнение, так и на закон. В нашей стране по наиболее нашумевшим делам журналисты провели собственные расследования, после публикации результатов которых обычно создаются думские комиссии, принимаются политические решения (вывод войск из ГДР, распад СССР, Чечня, события 1993 года, геноцид народа России и как следствие - процедура голосования по импичменту). Правда, подчас такие расследования проводятся так робко и так непоследовательно и непрофессионально, без доведения их до логического конца, что невольно возникает вопрос: а кому это выгодно? Иногда на страницах газет и журналов, в радио и телепередачах наблюдается такая подтасовка фактов, их передергивание, а порой и умалчивание (о тайных счетах, о войне в Чечне, о коррумпированности некоторых чиновников, министров и т. д.), что создается впечатление - СМИ не информируют оперативно и последовательно читателей, слушателей, а дезориентируют их. Это, видимо, объясняется тем, что Россия еще не прошла этап развитой демократии, и опыта деятельности в новых условиях у российских СМИ просто нет. Сегодня в России многие СМИ находятся в частных руках и их владельцы сами "дозируют" ту или иную информацию. Такие СМИ сами обычно определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности, но, вместе с тем, выбор политических тем осуществляется не только в зависимости от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под влиянием широкой публики. Только такой диалог между СМИ и общественностью, цивилизованный, конечно, по различным политическим проблемам, основанный на журналистской этике и правилах ведения бизнеса в сфере СМИ способен сплотить, консолидировать общество, политически просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, а не являться орудием духовного порабощения, запугивания и дезинформации людей.