logo
Ответы на госы (ред

25. Методы и способы журналистской деятельности.

Система методов журналистского творчества.

Понятие “метод” (с греч. - исследование) понимается теорией журналистики как “форма практического освоения действительности”. Таким образом, метод - это комплекс действий, направленных на решение определенных задач. В данном случае, основная задача - создание журналистского текста на материале полученных сведений. Стадии творческого процесса: получение сведений - осмысление - создание текста.

Методы получения сведений:

Наблюдение (может быть случайным или систематическим, включенным и невключенным)

Общение (интервью, опрос, анкетирование)

Изучение документов

Эксперимент, т.е. способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный и т.д.)

Ни один из методов не является исчерпывающим, необходимо их комбинирование (т.н. “принцип дополнительности”).

Методы осмысления информации:

От явления к сущности

От частного к общему

От причины к следствию

От конкретного к абстрактному

От абстрактного к конкретному и т.д.

Методы порождения текста:

Констатация

Описание

Повествование

Характеристика (выводы журналиста относительно той или иной реалии)

Рассуждение (демонстрирует процесс мыслительной работы журналиста)

Эти методы также применяются в комплексе.

Все эти методы - определенные профессиональные программы, а не абстрактные понятия. Системы методов связаны с переработкой полученного материала. Общение как метод интервьюирования, например. Творческий метод журналистики может быть направлен не только на поиск истины, но и с противоположной целью. Т.е. это не механическая технология, а именно творческий метод.

Источники информации: факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, документ, Интернет.

Документы – официальные бумаги или материальные носители записи.

Человек – держатель, носитель (о себе) и транслятор инф-и.

Предметно-вещественная среда – предметы, вещи.

Существует система информирования журналистов о событиях: 1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу; 2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо структур с общественностью, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией и т.д. 3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами; 4) пресс-релизы 5) специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами; 6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Метод познавательной деятельности – беседа. Такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.

Метод получения сведений – наблюдение. Заимствованные методы: интервьюирование, анкетирование, систематическое наблюдение, эксперимент. Метод контент-анализа. Суть метода – выделение различных единиц анализа, затем подсчитывается частота их употребления. Единица: тема, понятие, событие, личность и т. д.

Методы: - формально-логические: индуктивное заключение, дедуктивное, традуктивное (сравнение, аналогия); - содержательно-логические: анализ, синтез, гипотеза, историзм.