logo
Ответы на госы (ред

91. Журналистика в XVII - XVIII вв. В Западной Европе и Америке. Появле­ние ежедневной газеты.

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 год, а местом ее появления стала Германия. Первая газета была напечатана в Страсбурге, в ней были новости из Кельна, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором этого еженедельника стал Иоганн Каролюс.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия, место издания и фамилия издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности, а от даты поступления информации. Новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с не совсем достоверными сенсациями.

Начиная с 1609 года периодические еженедельные печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. К 1630 году еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Это было обусловлено возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции. Однако процесс появления первых газет в стране сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства не неподконтрольное распространение идей, мнений, информации. Именно действие цензурных ограничений привело к тому, что первые печатные газеты в Англии и Франции появились с относительным запозданием. В Англии право предварительной цензуры получили епископы, Тайный совет и Звездная палата, которая запретила печатать сочинения "против церкви, государства, правительства и добрых нравов". Тех, кто осмеливался нарушить закон, ждал жуткий ужас. Еще в 1667 году, то есть после буржуазной революции, в Англии применялся особый вид казни для сочинителей несанкционированных политических памфлетов - их сначала подвешивали за руки, потом вспарывали живот, затем изжаривали внутренности и лишь после этого четвертовали.

Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.

Но именно в Англии произошло самое радикальное событие в истории европейской печати - в 1695 году Акт об обязательном лицезировании не был возобновлен, что привело к юридической отмене предварительной цензуры. А это в свою очередь моментально сделало английское издательское дело, в том числе и периодику, самыми свободомыслящими в Европе. Фривольные романы и пьесы, блестящая памфлетная борьба между политическими противниками - все это восхищало жителей других стран.

La Gazette». Ее первый номер вышел в Париже при дворе короля Людовика XIII 30 мая 1631 года. Первым главным редактором «La Gazette» был Теофраст Ренодо (1583–1653). Ежедневная газета была призвана помочь королю управлять государством и стала рупором авторитарной власти. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король. Людовик XIII регулярно сам инкогнито писал в газету, в частности, о своих военных подвигах и был, по сути, первым военным журналистом.

1640 годы отмечены появлением первых образцов политической периодики, что связано с противостояние в Англии короля Карла 1 и парламента. Пресса получила значительную свободу в освещении общественно-политических событий.

В первую очередь жанр памфлета: Джон Мильтон опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». В своих памфлетах («Знамя, поднятое истинными левеллерами», «Декларация бедного угнетенного люда Англии» и других) Уинстенли активно использовал ветхозаветные и новозаветные образы

К характерным чертам европейской журналистики этого периода можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей, и как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. У газет меняется внешний вид, содержание, появляются названия, первые страницы иллюстрированы, газетный текст стал делиться на 2 колонки, к середине 17 столетия в газетах тала появляться реклама, которая стала их неотъемлемой частью – были даже исключительно рекламные издания.

Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.

В середине 17 века появился первый журнал «Журнал ученых» - был создан по инициативе французского министра финансов, который задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические, литературные проблемы.

В 18 веке Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы начали сменяться демократическими. Пришли капитализм и толерантность. 18 столетие – эпоха кровавых революционных потрясений и войн за независимость..пришла эпоха Просвещения, которая совпала с расцветом журнальной периодики – властителями дум были философы и писатели. За каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику – эпоха персонального журнализма. Через журналы просветительские идеи распространялись на читателя.

Начало европейского просвещения связано с идеями английских мыслителей и философов 17 века. Принятие в 1689 году «Билля о правах» стало знаменательным не только для Англии, но и для всей Европы.

Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым для большинства читателей. Дефо в это время прославился как опытный памфлетист. За свой памфлет «Кратчайший способ расправы с дессидентами» (против религиозных преследований со стороны англиканской церкви) Дефо был осужден, оштрафован и приговорен к троекратному выставлению к позорному столбу. В тюрьме он написал «Гимн позорному столбу», который вышел в день исполнения приговора, что очень оценили читатели. После своего освобождения в 1704 году Дефо стал издавать собственный журнал «Weekly Review» в качестве независимого журналиста. Он писал сатиры, политические сочинения, полемические статьи. В основу журнала бралось эссе – стержень + мелкие заметки и объявления. В 1711 году журнал на пике своей популярности перестал издаваться, а его авторы создали самый удачный журнал в творческом наследии – «Зритель» (The Spectator), на который Екатерина 2 опиралась в своих суждениях. В этом журнале была разработана целая галерея масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на темы политики, театра, светской жизни, философии и т.д. затем журнали прекратили выпускать, вместо него появился «Опекун», но он просуществовал всего год и журналистский тандем Стиль и Аддисон распался.

Влияние аддисоновских журналов на развитие европейской журнальной традиции стало феноменальным. Только в Англии количество подражателей исчислялось десятками.

Во Франции ж-кие идеи А. и С. Были реализованы Пьером де Мариво («Французский зритель») и аббатом Прево («За и против»).

В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями, как «Разумник», «Веселая молва», «Ипохондрик». Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», издаваемый Лессингом, который выступал за создание национального театра.

В целом в Европе 18 столетия против периодических изданий продолжали действовать цензурные ограничения. Только к концу столетия ситуация со свободой слова несколько улучшается.

Америка. В английских колониях на американском континенте, которые назывались Новой Англией, действовали законы метрополии: сначала авторитарные, а затем Билль о правах. В XVIII веке американская журналистика не оказывала практически никакого влияния на мировую журналистику и в целом носила местный характер. Важно, что она формировалась в условиях отмены предварительной цензуры.

Попытки издания газеты предпринимались в Америке с конца XVII века. Старейшая американская газета «Public Occurences» («Общественные события») вышла 25 сентября 1690 года, но ее первый номер оказался и последним. Первая регулярная американская газета «The Boston News Letter» («Бостонские новостные письма») вышла в 1704 году. В 1729-48 Франклин издавал «Пенсильванскую газету»

В середине XVIII века типичная американская газета содержала новости, рекламу, политические статьи, публиковала нравственные очерки, письма читателей редактору, помещала отрывки из книг, памфлетов, стихи, а также обширные перепечатки из английских периодических изданий. Общей чертой американских газет был эклектизм. Печать в колониях развивалась очень быстро. В первой половине XVIII века любой автор мог получить доступ на газетные страницы за определенную плату.

Первые американские журналы создавались в подражание английским, но, в отличие от Англии, из-за своей безликости и массового плагиата сначала не имели успеха у читателей и быстро прогорали. Один из первых оригинальных американских журналов был «Pennsylvanya Magazine» (1775–1776), который вскоре после открытия стал редактировать один из наиболее выдающихся американских публицистов, англичанин по рождению Томас Пейн (1737–1809). Он довел тираж до 1500 экземпляров, что было невероятным успехом. Пейн сам писал в журнал патриотические статьи, заметки, стихотворения. Много внимания уделял «Pennsylvanya Magazine» и материалам неполитического характера, например, вопросам брака.

В первое послевоенное десятилетие сформировалась американская концепция свободы печати. В ее основание легла первая поправка к Конституции США 1787 года – одна из десяти поправок, прозванных американским Биллем о правах, принятых 21 декабря 1791 года. Первая поправка гласит: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собираться». Отличительная особенность американской концепции свободы печати в полном отделении печати от государства: печать и государство независимы друг от друга. Государство не может иметь свою прессу. В первой поправке впервые появляется термин свобода печати. Как и английская, американская концепция рассчитана на индивидуальную свободу. Права и свободы, приобретенные американской печатью в конце XVIII века, начали воплощаться в жизнь сразу, без препятствий со стороны государства и привели к процветанию журналистики в последующие столетия.