22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.
Институт саморегулирования в различных отраслях деятельности существует в мировой практике довольно давно. Появление данного института связано с процессами либерализации, дебюрократизации, дерегуляции, которые периодически происходят в тех или иных развитых странах. Указанные реформы осуществляются по инициативе первых лиц государства и влиятельных политических сил, которые считают, что большинство проблем в различных сферах социальной и экономической жизни граждане и организации вполне способны решить самостоятельно, без активного участия государства. Таким образом, государство, можно сказать, возвращает населению власть, которой граждане наделяют государственные органы, участвуя в процессе выборов. Саморегулирование приводит к большей активности населения и сокращает бюрократический аппарат государства. Существует Федерального закона «О саморегулировании» от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 62-ФЗ). В нем определяется понятие "саморегулирование" - самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.
В законе о саморегулировании говорится, при каких условиях некоммерческая организация признается саморегулируемой организацией, описаны основные функции, права и обязанности саморегулируемых организаций, порядок осуществления контроля за деятельностью ее участников, финансирование ее деятельности, подробно описано, как должна осуществляться ее деятельность.
Таким образом мы видим, что база для создания саморегулируемых организаций уже готова. Ряд российских законов уже вводит понятие саморегулирования, как то: закон о банкротстве, закон о рынке ЦБ, закон о рекламе.
Реальным проявлением этой оптимистической концепции является возрастающий интерес российских журналистов к проблеме саморегулирования.
Основным механизмом этого непростого и, на наш взгляд, не дающего моментальных результатов процесса, являются, как известно, три важнейшие составляющие: кодификация, общественные органы контроля за работой СМИ (советы, комиссии и т.д.) и медиакритика.
Для общества, приверженного демократическим ценностям и идеалам, немаловажно присущее негосударственному регулированию свойство способствовать повышению доверия граждан к прессе, поскольку независимая, авторитетная и влиятельная пресса является важнейшим институтом демократии. Одним из факторов неформального регулирования деятельности средств массовой информации и журналистов является медиакритика (журналистская критика СМИ).
Журналистская критика средств массовой информации представляет собой общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания публикой, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании получателей массовой информации.
Медиакритика может участвовать в пересмотре, трансформации, обновлении устоявшихся критериев нормы, эталонности, результатом чего может быть социальная переоценка усилий и достижений как создателей медийного содержания, так и деятельности СМИ.
Наряду с критикой телевидения развивается критика периодической печати, радиовещания, зарождается критика сетевой прессы.
Академическая медиакритика представлена критико-журналистскими работами ученых и исследователей, адресованными как научным кругам, так и профессионалам масс-медиа. Профессиональная (она же «внутрицеховая», внутрикорпоративная) медиакритика имеет своим адресатом сообщества журналистов и других создателей медийного содержания. Произведения массовой медиакритики предназначаются одновременно как широкой аудитории читателей, телезрителей, радиослушателей, так и творцам медийного содержания.
В 1918 году по предложению Ленина был создан Союз Журналистов, а в 1922 вышел первый номер журнала «Журналист».
В 96-97 годах произошел раскол. Журналисты хотят свой профсоюз, сейчас они входят в профсоюз работников культуры.
Органами общественного контроля за соблюдением журналистами положений (требований) Кодекса профессиональной этики российского журналиста являются:
― Совет по профессиональной этике Союза журналистов России;
― Советы по профессиональной этике республиканских в составе РФ, краевых, областных журналистских союзов, союзов журналистов городов Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Право официального толкования принципов и норм профессиональной этики журналиста, закрепленных в Кодексе профессиональной этики российского журналиста, а равно кодификации прецедентов и окончательной квалификации казусов принадлежит Совету по профессиональной этике Союза журналистов России.
Большое Жюри является корпоративным институтом гражданского общества, рассматривающим конфликтные ситуации нормативно-этического характера. Возникающие в журналистском сообществе. Правом на обращение в большое Жюри обладают:
- журналист, являющийся членов Союза Журналистов
- организация, входящая в состав С.Ж.
Большое Жюри выносит решения опираясь на нормы законодательства о СМИ, а также на декларации (ЮНЕСКО, СБСЕ/ОБСЕ и т.д.)
- рассмотрение конфликтных ситуаций проходит в обстановке гласности.
Цели:
- формирование культуры профессиональной и честной жур-ки
- восстановление и укрепление доверия к СМИ
- укрепление свободы СМИ
- защита проф. независимости
- противодействие полит. и другим формам экстремизма СМИ
Принято это положение 5 ноября 1998 года, введено в действие на экспериментальной основе в 1999.
Кодексу профессиональной этики российского журналиста. Журналисты-практики отмечают нереалистичность в современных условиях заявленных в этом документе деклараций о несовместимости профессии журналиста с занятием должностей в органах государственной власти, запрет на распространение информации рекламного или коммерческого характера, честный характер конкуренции в условиях рыночных отношений и ряд других пунктов этого документа.
Он был создан по инициативе Совета по профессиональной этике и праву СЖ России в 1994 году (авторы Д.С. Авраамов и М.А.Федотов, первый вариант был принят Первым съездом СЖ СССР на конфедеративной основе 24.04.1992). М.А. Федотов, признавая наличие в нем «небольшой дозы риторики и ритуальной демагогии», отмечает в качестве положительного потенциала этого документа «четко выписанные принципы» (социальная ответственность, добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность) и составы нарушений этих принципов
Кодекс профессиональной этики российского журналиста 1994 года появились на волне преодоления политического раскола в обществе, как ответ на обвинения СМИ в ангажированности и разжигании политических страстей, на фоне резкого падения тиражей. По своей стилистике они являлись помпезной декларацией
Ориентация на специализированную аудиторию: «Декларация о принципах честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования», Настоящая Декларация составлена группой журналистов, постоянно освещающих судебные и досудебные (на стадии следствия или возбуждения дел) процессы. Нас тревожит, в первую очередь, забота о престиже профессии журналиста. В последнее время жанр "чернухи" или поверхностного, низкопробного криминального репортажа вытесняет с газетных полос и из эфира квалифицированные материалы, ориентированные на идеи правосудия, анализирующие социальные и иные причины преступлений. Объединение усилий журналистов, работающих в этом сегменте информационного пространства, диктуется необходимостью защиты наших общих цеховых интересов, превалирующих над мотивами конкуренции. Наша репутация нуждается в защите, в первую очередь, от дилетантских подходов, девальвировавших в глазах общественного мнения профессию судебного репортера. Отвечая друг за друга своими авторскими именами, мы признаем следующие принципы честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования.
Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции) (Россия)
В целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах.
Мы уверены, что угроза терроризма не должна использоваться как повод и оправдание для введения ограничений в отношении прав на свободу мнений и средств массовой информации.
Вместе с тем, осознавая опасность, связанную с терроризмом, а также ответственность работы с информацией в этих условиях, мы считаем необходимым добровольно принять следующие правила поведения СМИ и обязуемся руководствоваться ими в своей работе.
Московская Хартия журналистов (Россия) Подтверждая общность в понимании нашего гражданского и профессионального долга, мы скрепляем своими подписями настоящую Хартию, и тем принимаем на себя взаимные обязательства способствовать укоренению, распространению и защите в России нижеследующих принципов, уважение которых мы полагаем непременной и неоспоримой основой развития честной, свободной, профессиональной журналистики
«Меморандум Национальной ассоциации телевещателей России» и др.), появление деонтологических документов, ориентированных на тот или иной регион или город («Тюменская этическая
медиаконвенция», «Хартия журналистов Алтая об отказе участвовать в манипулировании сознанием и поведением избирателей», «Хартия журналистов и учредителей (издателей) районных СМИ Новосибирской области», «Кодекс журналистской этики газеты «Деловой Петербург»); создаются региональные органы саморегулирования СМИ. Наряду с
упомянутыми выше, следует назвать «Совет по этике Краснодарского краевого отделения Союза журналистов РФ».
- 1. Журналистика как деятельность и социальный институт.
- 2. Журналистика в современном обществе.
- 3. Основы классификации журналистских жанров.
- 4. Информационные жанры периодической печати и их виды.
- 5. Аналитические жанры периодической печати и их виды.
- 6. Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.
- 7. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 8. Журналистское расследование: особенности и методы.
- 9. Основные функции прессы.
- 10. Государственная политика в информационной сфере.
- 11. Информационная безопасность общества. Доктрина информационной безопасности рф.
- 12. Проблема формирования единого информационного пространства в Российской Федерации.
- 13. Пресса и политическая культура.
- 14. Сми на выборах региональных уровней. Правовые и этические ограничения.
- 15. Журналистика в политических процессах.
- 16. Региональная пресса в системе российских сми.
- 17. Региональное радиовещание и телевидение в системе российских сми.
- 18. Вопросы становления и развития деловой журналистики в регионе.
- 19. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 20. Свобода и социальная ответственность прессы.
- 21. Профессиональная культура журналиста.
- 22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.
- 23. Критерии типологизации сми. Типологизация периодической печати, теле- и радиопрограмм.
- 24. Актуальная проблематика федерального и регионального телерадиовещания. Программа и сетка вещания.
- 25. Методы и способы журналистской деятельности.
- 26. Особенности использования в журналистике теоретических и эмпирических методов познания действительности.
- 27. Социологические методы в деятельности журналиста.
- 28. Журналистика и общественное мнение. Методы и способы воздействия прессы на общественное мнение.
- 29. Медиаизмерения. Технология и техника. Особенности медиаизмерений в массовой телекоммуникации.
- 30. Объективность как позиция журналиста. Способы обеспечения объективности.
- 31. Взаимодействие журналистики и массового сознания.
- 32. Эффективность периодической печати и электронных сми. Методы её оценки.
- 33. Основы взаимоотношения журналиста и аудитории: социально-психологический аспект.
- 34. Психологический фактор в журналистской деятельности и в работе редакционного коллектива.
- 35. Основы правовой регламентации массовой информации.
- 36. Гражданское общество и пресса.
- 37. Основы взаимодействия прессы и власти.
- 38. Этические нормы отношения журналиста с источниками информации.
- 39. Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и концентрации в сми.
- 40. Особенности освещения в сми экономической проблематики.
- 41. Основные требования к языку и стилю журналистского произведения.
- 42. Критерии оценки журналистских произведений.
- 43. Композиционные приёмы журналистских произведений.
- 44. Основы взаимоотношений сми и государственной власти.
- 45. Основные технологические этапы в подготовке и выпуске газеты. Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- 46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.
- 47. Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.
- 48. Основные принципы оформления газеты.
- 49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.
- 50. Иллюстрация в газете и журнале.
- 51. Тема и идея журналистского произведения.
- 52. Реклама в прессе. Организация работы рекламных служб и служб рr.
- 53. Редактирование газетного текста. Законы логики в редактировании текста. Взаимоотношения редактора с автором текста.
- «Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня»
- 54. Роль редактора в подготовке теле- и радиопередач.
- 55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире.
- 56. Основные этапы подготовки журналистского произведения. Виды и техника редактирования.
- 57. Возникновение печати в России: рукописная газета «Куранты», «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним.
- 58. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством м.М. Хераскова. «Трудолюбивая пчела» а.П. Сумарокова.
- 59. Журналистика 1769-1774 гг. Журнал «Всякая всячина», «Поденщина», «Смесь» и др.
- 60. Просветительская и журналистская деятельность н.И. Новикова.
- 61. Журналы и.А. Крылова.
- 62. Общая характеристика журналистики начала XIX века.
- 63. Декабристы в изданиях: «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Мнемозина» и др.
- 64. Журналистская деятельность а.С. Пушкина. Роль а.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.
- 65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века.
- 66. Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы.
- 67. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: деятельность а.Н. Островского, Ап. Григорьева и др.
- 69. Журнал «Современник» в 60-е годы XIX века. «Великий раскол», демократический и либеральный составы редакции.
- 70. Сатирический отдел «Современника» - «Свисток»
- 71. Русская сатирическая журналистика в 60-е годы XIX века
- 72. «Отечественные записки» в 70-80-е годы XIX века после «перехода» к н. А. Некрасову и м. Е. Салтыкова-Щедрину.
- 73. Деятельность в.Г. Короленко в журналах «Русское богатство», «Мир божий». Послеоктябрьская публицистика. Письма к а.В. Луначарскому.
- 75. Участие а.М. Горького в газетах и журналах конца XIX –начала XX веков. Специфика работа в журнале «Жало», в изданиях «Летопись», «Современник», «Новая жизнь».
- 76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»
- 77. Возникновение оренбургской журналистики
- 78. Февральская революция в России 1917 года и периодическая печать.
- 79. Журналистика в первые месяцы после Октябрьского переворота в России. Борьба с оппозиционными изданиями. Революционный трибунал печати. Декрет о печати.
- 80. Формирование советской прессы в годы коллективизации, индустриализации, первой и второй пятилеток. Структура прессы. Место и значение тюремной периодики.
- 81. Фронтовая и армейская пресса в годы Великой Отечественной войны.
- 82. Тема восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства в советской прессе 40-х - 50-х гг. XX века.
- 83. Развитие структуры сми в послевоенные годы. Подготовка журналистских кадров.
- 84. «Комсомольская правда» при а.И. Аджубе
- 85. Отечественная журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности.
- 86. Журналистика в условиях демократизации и гласности (вторая половина 80-х - начало 90-х годов XX века).
- 87. Российские сми в 90-х годах 20 века
- Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу сми и отменяет цензуру.
- 88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.
- 89. Возникновение журналистики и этапы её развития.
- 90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Первые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.
- 91. Журналистика в XVII - XVIII вв. В Западной Европе и Америке. Появление ежедневной газеты.
- 92. Пресса стран Европы и сша в первой половине XX века. Развитие техники сми.
- 93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
- 94. Пресса зарубежных стран в послевоенные годы и в условиях «холодной войны».
- 95. Тенденции развития журналистики в современном мире.
- 96. Процесс концентрации и децентрализации в сфере сми. Транснациональные корпорации. Журналистика и Интернет.
- 97. Актуальные проблемы современности и журналистика.
- 98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.
- 99. Закон Российской Федерации о сми. Государственное регулирование в ми.
- 100. Кодекс профессиональной этики современного российского журналиста. Мировые кодексы профессиональной деятельности.