logo
Ответы на госы (ред

22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.

Институт саморегулирования в различных отраслях деятельности существует в мировой практике довольно давно. Появление данного института связано с процессами либерализации, дебюрократизации, дерегуляции, которые периодически происходят в тех или иных развитых странах. Указанные реформы осуществляются по инициативе первых лиц государства и влиятельных политических сил, которые считают, что большинство проблем в различных сферах социальной и экономической жизни граждане и организации вполне способны решить самостоятельно, без активного участия государства. Таким образом, государство, можно сказать, возвращает населению власть, которой граждане наделяют государственные органы, участвуя в процессе выборов. Саморегулирование приводит к большей активности населения и сокращает бюрократический аппарат государства. Существует Федерального закона «О саморегулировании» от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 62-ФЗ). В нем определяется понятие "саморегулирование" - самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.

В законе о саморегулировании говорится, при каких условиях некоммерческая организация признается саморегулируемой организацией, описаны основные функции, права и обязанности саморегулируемых организаций, порядок осуществления контроля за деятельностью ее участников, финансирование ее деятельности, подробно описано, как должна осуществляться ее деятельность.

Таким образом мы видим, что база для создания саморегулируемых организаций уже готова. Ряд российских законов уже вводит понятие саморегулирования, как то: закон о банкротстве, закон о рынке ЦБ, закон о рекламе.

Реальным проявлением этой оптимистической концепции является возрастающий интерес российских журналистов к проблеме саморегулирования.

Основным механизмом этого непростого и, на наш взгляд, не дающего моментальных результатов процесса, являются, как известно, три важнейшие составляющие: кодификация, общественные органы контроля за работой СМИ (советы, комиссии и т.д.) и медиакритика.

Для общества, приверженного демократическим ценностям и идеалам, немаловажно присущее негосударственному регули­рованию свойство способствовать повышению доверия граждан к прессе, поскольку независимая, авторитетная и влиятельная прес­са является важнейшим институтом демократии. Одним из факто­ров неформального регулирования деятельности средств массовой информации и журналистов является медиакритика (журналист­ская критика СМИ).

Журналистская критика средств массовой информации представляет собой общение с ауди­торией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания публи­кой, на представления о материальном и духовном мире, формиру­ющиеся в сознании получателей массовой информации.

Медиакритика может участвовать в пересмотре, трансформации, обновлении устоявшихся критериев нормы, эталонности, результа­том чего может быть социальная переоценка усилий и достижений как создателей медийного содержания, так и деятельности СМИ.

Наряду с критикой телевидения развивается критика периодической печати, радиовещания, зарождается критика сетевой прессы.

Академическая медиакритика представлена критико-журналистскими работами ученых и исследователей, адресованными как на­учным кругам, так и профессионалам масс-медиа. Профессиональная (она же «внутрицеховая», внутрикорпора­тивная) медиакритика имеет своим адресатом сообщества журна­листов и других создателей медийного содержания. Произведения массовой медиакритики предназначаются одно­временно как широкой аудитории читателей, телезрителей, радио­слушателей, так и творцам медийного содержания.

В 1918 году по предложению Ленина был создан Союз Журналистов, а в 1922 вышел первый номер журнала «Журналист».

В 96-97 годах произошел раскол. Журналисты хотят свой профсоюз, сейчас они входят в профсоюз работников культуры.

Органами общественного контроля за соблюдением журналистами положений (требований) Кодекса профессиональной этики российского журналиста являются:

― Совет по профессиональной этике Союза журналистов России;

― Советы по профессиональной этике республиканских в составе РФ, краевых, областных журналистских союзов, союзов журналистов городов Москвы и Санкт-Петербурга.

2. Право официального толкования принципов и норм профессиональной этики журналиста, закрепленных в Кодексе профессиональной этики российского журналиста, а равно кодификации прецедентов и окончательной квалификации казусов принадлежит Совету по профессиональной этике Союза журналистов России.

Большое Жюри является корпоративным институтом гражданского общества, рассматривающим конфликтные ситуации нормативно-этического характера. Возникающие в журналистском сообществе. Правом на обращение в большое Жюри обладают:

- журналист, являющийся членов Союза Журналистов

- организация, входящая в состав С.Ж.

Большое Жюри выносит решения опираясь на нормы законодательства о СМИ, а также на декларации (ЮНЕСКО, СБСЕ/ОБСЕ и т.д.)

- рассмотрение конфликтных ситуаций проходит в обстановке гласности.

Цели:

- формирование культуры профессиональной и честной жур-ки

- восстановление и укрепление доверия к СМИ

- укрепление свободы СМИ

- защита проф. независимости

- противодействие полит. и другим формам экстремизма СМИ

Принято это положение 5 ноября 1998 года, введено в действие на экспериментальной основе в 1999.

Кодексу профессиональной этики российского журналиста. Журналисты-практики отмечают нереалистичность в современных условиях заявленных в этом документе деклараций о несовместимости профессии журналиста с занятием должностей в органах государственной власти, запрет на распространение информации рекламного или коммерческого характера, честный характер конкуренции в условиях рыночных отношений и ряд других пунктов этого документа.

Он был создан по инициативе Совета по профессиональной этике и праву СЖ России в 1994 году (авторы Д.С. Авраамов и М.А.Федотов, первый вариант был принят Первым съездом СЖ СССР на конфедеративной основе 24.04.1992). М.А. Федотов, признавая наличие в нем «небольшой дозы риторики и ритуальной демагогии», отмечает в качестве положительного потенциала этого документа «четко выписанные принципы» (социальная ответственность, добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность) и составы нарушений этих принципов

Кодекс профессиональной этики российского журналиста 1994 года появились на волне преодоления политического раскола в обществе, как ответ на обвинения СМИ в ангажированности и разжигании политических страстей, на фоне резкого падения тиражей. По своей стилистике они являлись помпезной декларацией

Ориентация на специализированную аудиторию: «Декларация о принципах честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования», Настоящая Декларация составлена группой журналистов, постоянно освещающих судебные и досудебные (на стадии следствия или возбуждения дел) процессы. Нас тревожит, в первую очередь, забота о престиже профессии журналиста. В последнее время жанр "чернухи" или поверхностного, низкопробного криминального репортажа вытесняет с газетных полос и из эфира квалифицированные материалы, ориентированные на идеи правосудия, анализирующие социальные и иные причины преступлений. Объединение усилий журналистов, работающих в этом сегменте информационного пространства, диктуется необходимостью защиты наших общих цеховых интересов, превалирующих над мотивами конкуренции. Наша репутация нуждается в защите, в первую очередь, от дилетантских подходов, девальвировавших в глазах общественного мнения профессию судебного репортера. Отвечая друг за друга своими авторскими именами, мы признаем следующие принципы честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования.

Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции) (Россия)

В целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах.

Мы уверены, что угроза терроризма не должна использоваться как повод и оправдание для введения ограничений в отношении прав на свободу мнений и средств массовой информации.

Вместе с тем, осознавая опасность, связанную с терроризмом, а также ответственность работы с информацией в этих условиях, мы считаем необходимым добровольно принять следующие правила поведения СМИ и обязуемся руководствоваться ими в своей работе.

Московская Хартия журналистов (Россия) Подтверждая общность в понимании нашего гражданского и профессионального долга, мы скрепляем своими подписями настоящую Хартию, и тем принимаем на себя взаимные обязательства способствовать укоренению, распространению и защите в России нижеследующих принципов, уважение которых мы полагаем непременной и неоспоримой основой развития честной, свободной, профессиональной журналистики

«Меморандум Национальной ассоциации телевещателей России» и др.), появление деонтологических документов, ориентированных на тот или иной регион или город («Тюменская этическая

медиаконвенция», «Хартия журналистов Алтая об отказе участвовать в манипулировании сознанием и поведением избирателей», «Хартия журналистов и учредителей (издателей) районных СМИ Новосибирской области», «Кодекс журналистской этики газеты «Деловой Петербург»); создаются региональные органы саморегулирования СМИ. Наряду с

упомянутыми выше, следует назвать «Совет по этике Краснодарского краевого отделения Союза журналистов РФ».