logo
Ответы на госы (ред

31. Взаимодействие журналистики и массового сознания.

Журналистика имеет тенденцию к неограниченному расширению своих функциональных возможностей. В первую очередь, речь идет о разнообразном воздействии на массовое сознание аудитории. Процесс такого воздействия в общих чертах определяет структуру журналистской деятельности. Объектом воздействия является категория массового сознания. В отличие от других видов сознания, массовое являет определ.совокупность представлений различных соц.групп об окружающей жизни. Массовое сознание (МС) играет в обществе очень важную роль, а именно объединяет большие группы людей на основе общечеловеческих интересов, служит индикатором социальной активности. Массовое сознание многослойно. Ядром его является мировоззрение как самый устойчивый вид сознания, далее – историческое сознание, на поверхности – общественное мнение, которое весьма неустойчиво, но оно позволяет ориентироваться в современности. ОМ – реакция массового сознания на события, явления.

Зачастую считается, что массовое — это то, что синонимично множественному. Во многих случаях это действительно так: когда говорят о массовом увлечении чем-либо, то, скорее всего, имеют в виду множество поклонников, приверженцев. Однако социологи, говоря о массе как субъекте социальной жизни, более всего обращают внимание на качественные (структура, происхождение, формирование, виды массы) аспекты понятия. Понятие социальной «массы» многозначно, зависит от контекста, в котором употребляется. Оно имеет нюансы в паре «власть и масса (массы)», «элита и масса (массы)», «специалисты и масса», «индивид и толпа (как вид массы)», «личность и масса». В рамках общесоциологического подхода масса рассматривается как особый неклассический вид социальной общности, формирующийся на определенных этапах развития общества и имеющий своим прообразом городскую толпу (т.е. множество собравшихся в едином месте и времени по единому поводу чаще всего незнакомых между собою людей). Масса — множество индивидов, которые освобождаются по мере развития общества от возможности включаться в общественную жизнь лишь через род, клан, цех, вынужденных или стремящихся принимать индивидуально мотивированные решения как граждане — на выборах или в магазине, при поиске работы или форм досуга. Иными словами, это исторически новый тип общности, основывающийся на новом виде социальности (способе включения личности в общественную жизнь, во многом — через СМИ). В связи с изучением феномена общественного мнения часто употребляют близкое к «массе» понятие — «публика». Оно было введено в научный обиход на рубеже XIX-XX столетий социальным философом Г. Тардом. Он усматривал и сходство и различие между тремя случаями массы — толпой, публикой, аудиторией24. Их дифференциация зависит от того, насколько важным признается факт физического контакта индивидов, входящих в массу, поскольку все определения массовой коммуникации пока сходятся на том, что это процесс передачи информации на численно большие и рассредоточенные аудитории. При этом не количественный, а качественно-структурные характеристики массы признаются наиболее существенными. Это множество гетерогенно, т.е. разнообразно по социальному положению, территориальным характеристикам, условиям жизни и другим характеристикам. Такое качество может проявляться в разной степени. Если брать аудиторию СМИ в целом, то она гетерогенна не только по указанным характеристикам, но и по социальным интересам, стандартам жизни, положению с точки зрения престижа, власти. Однако если иметь в виду современные тенденции в развитии СМИ, то многие из них рассчитаны на все более узкие целевые аудитории, как раз выделяющиеся набором общих объективных и субъективных признаков, и в этом смысле они более гомогенны. Процесс стирания границ между социальными группами, их смешения — массификация (массовизация). Обратный процесс называют демассификацией или фрагментацией. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Широчайшее распространение СМИ обуславливает появление, распространение и господство т.н. «одномерного сознания». Это понятие и соответствующий термин возникли по аналогии с названием известной вышедшей в 1964 г. книги немецкого социолога Г. Маркузе «Одномерный человек», где показаны возможности и следствия манипулирования массовым сознанием с помощью самых современных СМИ. Особую значимость в связи с этим приобретает вопрос регулирования общественного мнения посредством СМИ. Если считать, что использование информации напрямую связано с проблемой управления, то средства массовой информации, рассчитанной на массовое потребление, можно рассматривать как особую социально-информационную систему, выполняющую функции ориентации. СМИ создают определенную текстуально-идеологизированную «аудиоиконосферу», в которой живет современный человек и которая служит четкой концептуализации действительности. Именно сфера массовой коммуникации способствует тому, что общество выступает как «генератор социального гипноза», попадая под влияние которого мы становимся согласованно живущей ассоциацией, именно в СМИ наиболее отчетливо проявляется воздействующая функция языка. Отмечая глобальные изменения в современном информационном обществе, связанные с непрерывно развивающимися возможностями массовой коммуникации, необходимо иметь в виду: эти изменения влияют не только на условия жизни, но прежде всего на способ мышления и систему восприятия современного человека. СМИ: противопоставляются концепции «сильного и минимального воздействия». Так, известный американский исследователь У. Шрамм проповедует изучение «незаметных долгосрочных эффектов массовых коммуникаций», Б. Дефлер и Сандра Болл-Рокич считают необходимым изучать влияние масс-медиа на изменение системы мнений и убеждений человека, а немецкая исследовательница Элизабет Нолле-Ньюманн отстаивает концепцию всесилия средств массовой информации. Противники этого подхода стремятся показать, что главным «воздействующим фактором» масс-медиа является усвоение с их помощью новой информации. Это означает: СМИ говорят человеку не то, что ему нужно думать, но о чем ему следует задуматься. Согласно Б. Расселу, «передача информации может происходить только в том случае, если эта информация интересует вас или если предполагается, что она может влиять на поведение людей». Средствами массовой информации создается особый аудиовизуальный мир, воздействию которого вольно или невольно подвергается каждый из нас, что заставляет серьезно ставить вопрос об ответственности средств массовой информации перед обществом.