logo
Ответы на госы (ред

12. Проблема формирования единого информационного пространства в Рос­сийской Федерации.

В узком смысле информационное пространство - совокупность реалий (как материальных, так и нематериальных, предметов, мнений) способных стать предметом отображения в тексте. С развитием современных технологий инф.пространство постоянно расширяется, так как упрощается доступ к информации. Если рассматривать информационное пространство более широко, то в качестве его субъектов будут представлены конкретные СМИ и даже отдельно журналисты в сложной системе взаимоотношений как внутри системы СМИ, так и за ее пределами. До развития рыночных отношений рынка информации в нашей стране не существовало. В настоящее время информационные отношения характеризуются, главным образом, взаимодействием субъектов информационного поля. Его компоненты: Рынок ресурсов (бумага, техника, человеческие ресурсы) Рынок информации (поставщики - информационные агентства)Рынок изданий (порождает необходимую для рыночных отношений конкуренцию)Рынок распространителей и т.д. Оптимизация инф. отношений возможна при наличии прочной законодательной и материальной базы: первая является гарантом необходимого для демократического общества плюрализма мнений и здоровой конкуренции, вторая обеспечивает выпуск многообразной информационной продукции. Инфпространство имеет свои рамки. 2 группы официальных ограничений. 1. Институциональные, связанные с деятельностью государства как социального института (государственная, военная тайны). 2. Конвенциональные (коммерческие тайны, этические нормы –право граждан на неприкосн частной жизни). Факторы, нарушающие целостность информационного пространства России: 1. Под воздействием "хозяев", отстаивающих свои политические или экономические интересы, СМИ не дают максимально полный спектр мнений и взглядов, бытующих в обществе, и не считают себя обязанными это делать. 2. Центральная пресса не доходит до регионов, крупные телевизионные каналы не вещают на все регионы государства 3. В регионах устанавливается монополия на местную прессу. 4. Некоторые теоретики и практики СМИ видят выход из сложившейся ситуации в активизации работы региональной прессы:  обращ не только к внутр темам, но и охватывать проблемы в масштабе страны и мира  с наиболее широким спектром мнений и оценок;  сотрудничать с представителями всех общественных сил региона на правах так называемого "субучредительства", когда несколько организаций владеют в издании своим "полем" - полосой или рубрикой.

Проблемы информационного общества.

Инф. общ-во - новое название постиндустриального общества = общество знаний.

Аспекты инф. общ-ва:

1 уровень развития стран = уровень образования населения. Быстрое развитие НТР требует динамизма рабочей силы. Япония, США - Вузы оканчивают до 80 студентов из ста. В России до 80х г.г. - 20 из 100;

2 экономика;

3 культура;

4 СМИ.

Экономика: инф-е общество ускоряет процесс обмена экономич. инф-ей.

Понятия инф-го общ-ва:

1 глобализация (сокращение расстояний, быстрый обмен инф-ей)

2 "оцифровка" (дигитализация) - перевод информации в цифровое выражение (позв. использовать электронику для передачи всех видов инф-и - текст, звук, видео, фото)

3 конвергенция - совмещение всех видов существования инф-и в электронной среде - и радио, и ТВ, и газета.

Особую роль играют сайты - электронные банки данных. Сущ. в сетях, могут храниться автономно (в рамках редакции - компьютерные сети).

Т. н. информационное общество сменило постиндустриальное. Сегодня СМИ нестабильны, они находятся в переходном периоде. В мире происходит радикальное изменение структуры СМИ в связи с тем. Что появились новые пути передачи информации и доступа к ней (и-нет, сотовая связь и др. системы, обеспечивающие мгновенный доступ к информации). Развитие новых средств связи меняет представления о СМИ, система которых постоянно находится в движении. Создается новая инфраструктура СМИ. Газеты - СМИ, имеющие многовековую историю - сокращают свои тиражи, и ставится уже вопрос о “выживании” газеты как таковой. Впрочем, многие газеты уже приспособились к новым условиям и стали создавать свои “виртуальные” версии (в и-нете). Меняется и ТВ - его можно смотреть через компьютер и манипулировать изображением (интерактивное ТВ). 2 пути: замена компьютером ТВ или замена телевизором компьютера - неизвестно. По какому пути пойдет человечество, возможно, обе эти формы будут сосуществовать, как сосуществуют бумажная и электронная газеты.

Мультимедиа: “сращение” информатики, изображения, текста, звука и т. д. Можно идти “от компьютера” (мультимедийные СМИ), можно - от ТВ (интерактивное ТВ).

www - доступ к информации в и-нете.

Две основные тенденции развития СМИ в условиях информационного общества

Глобализация” (одновременно одну и ту же информацию получает весь мир) Пресса: “USA Today” - массовая, общенациональная и глобальная газета “Wall Street Journal” - американская качественная экономическая газета “Fin. Times” - английское качественное издание “International Gerald Tribune” - американское международное издание “NY Times” - в определенной степени (хотя не так широко) Журналы вообще имеют тенденцию распространяться в ряде стран (“Cosmopolitan”, “Elle”, “Marie Claire”, “Burda”, “Playboy”, “Penthouse”, “Economist”, “Time”, “Newsweek” etc.) Радио - самый массовый вид информации (Voice of America, Deutsche Welle, Свобода, BBC, …) ТВ: CNN, BBC, специальные каналы для Европы - MCM, MTV, Eurosport… Информационные агентства: AP, AFP, Reuters (раньше еще и UPI) Реклама: глобальные рекламные агентства с отделениями в разных странах

Регионализация”, или “демассификация” (обратный процесс - сужение информационного потока) Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию: региональные (местные) газеты; приложения по интересам; узкопрофессиональные и другие специализированные издания; многотиражки; профсоюзная пресса. Радио и ТВ: местные каналы и радиостанции; кабельное ТВ (очень распространено в США) - тематические каналы; специализация радиостанций по музыкальным направлениям; ТВ, работающее по принципу “плата за просмотр”; еtc.

Региональная пресса главенствовала, а сейчас многие федеральные газеты делают вкладку. МК, КП, АиФ стараются вытеснить региональную прессу. Тираж по области: фед – 310 тыс. экз., рег. 500. КП начала строить маленькие типографии.