Производство и выпуск издания. Основные этапы.
Первый этап – сбор информации подготовка материалов. При этом журналист обязан обеспечить фактологическую точность материалов – проверить фамилии, даты, фактические и цифровые данные. Придумать заголовок, подзаголовок, лид возможно - рубрику. Если необходимо, найти архивные редкие фотографии. После распечатки текста, вычитать его внимательно. Затем заполнить «паспорт» материала – «паспортом» называется специальный бланк, прикрепляемый к материалу и содержащий информацию – его заголовок, объем, имя автора и подписи ответственных лиц. Затем материал поступает к заведующему отделом, который визирует его. После этого все материалы распределяются по полосам выпускающим редактором (отвечающим за выпуск данной полосы или номера). Затем ответственный секретарь готовит макет выпуска всего номера в целом.
Объем материала должен соответствовать его значимости. В пределах одной полосы в заголовках над материалами одно и то же слово нельзя использовать дважды. В секретариате жуналисткий текст превращается в оригинал – особый вид газетной документации, который применительно к журналистскому материалу обозначает отредактированный, вычитанный, технически обработанный текст, утвержденную всеми ответственными лицами редакции. Оригиналами называют также оригиналы иллюстраций, заверенные соответствующим образом и принятые к публикации. оригинал является документом, обладающим определенной юридической силой. В секретариате текст подвергается дальнейшей обработке: на полях указывают название и кегль шрифта, которым необходимо набрать текст, формат набора, в тексте отмечаются участки, которые необходимо выделить.
Второй этап – макетирование
Макет делает – ответственный секретарь.
Особый вид оригиналов – оригинал-макет. Это оригинал, каждая страница которого по всем своим элементам совпадает со страницей будущего произведения печати. Сегодня редакционная часть подготовки материала заканчивается выпуском оригинал-макетов. Они подписываются редактором газеты и служат основой для изготовления офсетных печатных форм. После вычитки рукописей и подготовки оригиналов начинается процесс макетирования газеты. Макет – «чертеж газеты», наглядное изображение полос. Расчет макета – зависит от размера бумажного листа
Макет – это чертеж газеты, графическое изображение расположения материалов на газетной полосе. Расчет макета – работа чрезвычайно трудоемкая. Нужно точно рассчитать, сколько места займет тот или иной материал, и затем разместить его с учетом значимости информации, основных законов и принципов газетного дизайна. Понятно, что вид макета, объем газетных полос определяются прежде всего размерами бумажного листа, на котором печатается то или иное издание.
Самым крупным форматом является А2 (420X594 мм) – четверть печатного листа. На этом формате печатаются «Известия», «Коммерсант», «Санкт-Петербургские ведомости», «Вести», «Вечерний Петербург».
Но самым распространенным форматом является А3 (297X420).
Формат А4 (210 X297 мм) – в данном виде выходит большая часть малотиражных газет.
Необходимо сказать, что в зависимости от формата бумаги и соответствующего ему формата газетной полосы определяются формат и число газетных колонок. А2 – восьмиколонная верстка. А3 –газеты приняли пятиколонную верстку,. С укрупнением кегля набора (с 8 до 8,5 – 10 пунктов - корпус) – многие газеты вернулись на пятиколонную верстку, а некоторые стали верстать на четыре и три колонки. А4 – применяется трехколонная и четырехколонная верстка.
При этом не следует забывать, что главным требование при определении формата колонки является удобочитаемость текста; сегодня это условие обеспечивается далеко не всегда.
Формат листа и число колонок, принятые в том или ином издании, фиксируется в макетном бланке. Макеты бывают двух видов – расклейные и графические. Расклейные – по своим размерам точно соответствуют формату газетной полосы. Сделанные в типографии оттиски материалов наклеивались на полосы – таким образом выклеивался макет. Но его изготовление требует большого количества времени. Ему на смену пришел графический макет. Графический макет выполняется на специальном бланке, расчерченном по вертикали и горизонтали, так, чтобы число строк и колонок строго соответствовало формату газетного листа.
На макете указывают:
Название (1ая полоса)
графически -Текстовые материалы
Заголовки
Всевозможные изобразительные средства (иллюстрация и пр.) + подписи под снимком
Разделительные элементы ( линейки, маркеры, воздух)
размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитуру шрифта,
а также высоту строк. расстояние между горизонтальными линиями на макете = в основном 5 строкам.
Ускорить макетирование позволяет модульная сетка – система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии определяют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные – единицы информации, место постоянных элементов на полосе.
Третий этап – верстка Оригиналы материалов и макеты полос сдаются в типографию, где производиться набор текстов и верстка.
Верстка - Это один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных техничиских правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы как ее содержанию, так и общему принципу оформления издания.
Виды верстки:
1.По конфигурации материалов:
А)прямая (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте – скучно) (Разновидностью прямой верстки считается так называемая брусковая: заголовок всегда ставится на всю ширину набора с минимальными боковыми отступами)
Б) ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте или широкий формат текста сменяется на узкий – трудно, но динамизм)
В) Смешенная
Прямая верстка спокойнее и проще ломанной и смешанной в восприятии читателями. Большинство русских газет строится по методу прямой верстки. Сдержанный характер.
2. По соотношению высоты и ширины материала:
А) горизонтальная
Б) вертикальная
В)горизонтальная с вертикальными пересечениями
Г) вертикальная с горизонтальными пресечениями (в последних двух случаях можно говорить, о перпендикулярной верстке, так как преимущество горизонталей и вертикалей не всегда поддается учету)
3. По расположению материалов относительно центра полосы (вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 части):
А)Симметричная. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость.
Б)Асимметричная. Асимметрия, благодаря своему динамизму, подчеркивает главное на полосе.
4. По ширине колонок материала:
А) постоянная (одинаковое количество колонок одного размера)
Б) переменная
Виды верстки иллюстраций
Открытая (текст отдельно, фото отдельно)
Закрытая – текст с 3 всех сторон
Глухая – текст со всех сторон, но это не удобно.
Вразрез – текст потом фото, потом опять текст – то есть фото делит текст на части)
В оборку – фотка в углу – с 2 сторон огибает текст.
Четвертый этап – корректура. Готовые полосы выводятся на печать, затем идет процесс корректуры – это процесс выявления и исправления ошибок в тексте и недостатков изготовления печатной формы, подготовленной для размножения типографским или любым другим способом. Существует два вида корректуры – типографская (техническая) и редакционная (содержательная).
Типографская корректура – в ее задачи входит обеспечение точное выполнение редакционного заказа с точки зрения качества полиграфического исполнения. Типографский корректор редко вникает в содержательную часть текстов. Он следит за правильностью расположения страниц, их нумерацией, версткой иллюстраций.
Редакционная корректура – производится редакционным корректором. Это, прежде всего, корректура содержательная. Это вычитка и исправление материалов При проведении корректуры корректор использует целый ряд профессиональных методов и средств. Выделяют различные способы чтения текста:
Чтение-сличение (получив оттиск полосы, корректор обязан сличить содержание текста с оригиналом. При этом применяется один из двух методов – чтение в одиночку или чтение вподчитку. Чтение в одиночку – корректор сравнивает оттиск материала и оригинал. Но этот процесс достаточно трудоемкий. Поэтому применяется метод чтения вподчитку. Подчитчик читает текст корректору вслух.
Сквозное смысловое чтение – проводится на втором этапе корректуры, после завершения проверки орфографии и пунктуации.
Чтение-сверка – после получения оттиска корректор смотрит лишь на те участки текста, где были исправления.
Вертикальный просмотр – метод корректуры для унификации всех однородных элементов – например, р., рубль, руб. и т.п.
При корректуре – использование знаков корректуры. Порядок проведения корректуры включает следующие этапы:
вычитка оригиналов (перед сдачей в набор).
первая корректура (если формат А2 – на первую корректуру подаются оттиски материалов – это корректура в гранках. Формат А3 – корректура в сверстанных полосах. Выявляется большая часть ошибок. Все исправления называются «исправления в отступления от оригинала».
вторая корректура (оттиски возвращаются в типографию, где в полосы вносится правка. Затем процесс вторичной корректуры. Здесь проверяются даты, выходные данные номера. Производится сквозное смысловое чтение текстов).
сверка для подписания в печать.
- 1. Журналистика как деятельность и социальный институт.
- 2. Журналистика в современном обществе.
- 3. Основы классификации журналистских жанров.
- 4. Информационные жанры периодической печати и их виды.
- 5. Аналитические жанры периодической печати и их виды.
- 6. Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.
- 7. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 8. Журналистское расследование: особенности и методы.
- 9. Основные функции прессы.
- 10. Государственная политика в информационной сфере.
- 11. Информационная безопасность общества. Доктрина информационной безопасности рф.
- 12. Проблема формирования единого информационного пространства в Российской Федерации.
- 13. Пресса и политическая культура.
- 14. Сми на выборах региональных уровней. Правовые и этические ограничения.
- 15. Журналистика в политических процессах.
- 16. Региональная пресса в системе российских сми.
- 17. Региональное радиовещание и телевидение в системе российских сми.
- 18. Вопросы становления и развития деловой журналистики в регионе.
- 19. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 20. Свобода и социальная ответственность прессы.
- 21. Профессиональная культура журналиста.
- 22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.
- 23. Критерии типологизации сми. Типологизация периодической печати, теле- и радиопрограмм.
- 24. Актуальная проблематика федерального и регионального телерадиовещания. Программа и сетка вещания.
- 25. Методы и способы журналистской деятельности.
- 26. Особенности использования в журналистике теоретических и эмпирических методов познания действительности.
- 27. Социологические методы в деятельности журналиста.
- 28. Журналистика и общественное мнение. Методы и способы воздействия прессы на общественное мнение.
- 29. Медиаизмерения. Технология и техника. Особенности медиаизмерений в массовой телекоммуникации.
- 30. Объективность как позиция журналиста. Способы обеспечения объективности.
- 31. Взаимодействие журналистики и массового сознания.
- 32. Эффективность периодической печати и электронных сми. Методы её оценки.
- 33. Основы взаимоотношения журналиста и аудитории: социально-психологический аспект.
- 34. Психологический фактор в журналистской деятельности и в работе редакционного коллектива.
- 35. Основы правовой регламентации массовой информации.
- 36. Гражданское общество и пресса.
- 37. Основы взаимодействия прессы и власти.
- 38. Этические нормы отношения журналиста с источниками информации.
- 39. Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и концентрации в сми.
- 40. Особенности освещения в сми экономической проблематики.
- 41. Основные требования к языку и стилю журналистского произведения.
- 42. Критерии оценки журналистских произведений.
- 43. Композиционные приёмы журналистских произведений.
- 44. Основы взаимоотношений сми и государственной власти.
- 45. Основные технологические этапы в подготовке и выпуске газеты. Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- 46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.
- 47. Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.
- 48. Основные принципы оформления газеты.
- 49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.
- 50. Иллюстрация в газете и журнале.
- 51. Тема и идея журналистского произведения.
- 52. Реклама в прессе. Организация работы рекламных служб и служб рr.
- 53. Редактирование газетного текста. Законы логики в редактировании текста. Взаимоотношения редактора с автором текста.
- «Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня»
- 54. Роль редактора в подготовке теле- и радиопередач.
- 55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире.
- 56. Основные этапы подготовки журналистского произведения. Виды и техника редактирования.
- 57. Возникновение печати в России: рукописная газета «Куранты», «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним.
- 58. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством м.М. Хераскова. «Трудолюбивая пчела» а.П. Сумарокова.
- 59. Журналистика 1769-1774 гг. Журнал «Всякая всячина», «Поденщина», «Смесь» и др.
- 60. Просветительская и журналистская деятельность н.И. Новикова.
- 61. Журналы и.А. Крылова.
- 62. Общая характеристика журналистики начала XIX века.
- 63. Декабристы в изданиях: «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Мнемозина» и др.
- 64. Журналистская деятельность а.С. Пушкина. Роль а.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.
- 65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века.
- 66. Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы.
- 67. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: деятельность а.Н. Островского, Ап. Григорьева и др.
- 69. Журнал «Современник» в 60-е годы XIX века. «Великий раскол», демократический и либеральный составы редакции.
- 70. Сатирический отдел «Современника» - «Свисток»
- 71. Русская сатирическая журналистика в 60-е годы XIX века
- 72. «Отечественные записки» в 70-80-е годы XIX века после «перехода» к н. А. Некрасову и м. Е. Салтыкова-Щедрину.
- 73. Деятельность в.Г. Короленко в журналах «Русское богатство», «Мир божий». Послеоктябрьская публицистика. Письма к а.В. Луначарскому.
- 75. Участие а.М. Горького в газетах и журналах конца XIX –начала XX веков. Специфика работа в журнале «Жало», в изданиях «Летопись», «Современник», «Новая жизнь».
- 76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»
- 77. Возникновение оренбургской журналистики
- 78. Февральская революция в России 1917 года и периодическая печать.
- 79. Журналистика в первые месяцы после Октябрьского переворота в России. Борьба с оппозиционными изданиями. Революционный трибунал печати. Декрет о печати.
- 80. Формирование советской прессы в годы коллективизации, индустриализации, первой и второй пятилеток. Структура прессы. Место и значение тюремной периодики.
- 81. Фронтовая и армейская пресса в годы Великой Отечественной войны.
- 82. Тема восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства в советской прессе 40-х - 50-х гг. XX века.
- 83. Развитие структуры сми в послевоенные годы. Подготовка журналистских кадров.
- 84. «Комсомольская правда» при а.И. Аджубе
- 85. Отечественная журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности.
- 86. Журналистика в условиях демократизации и гласности (вторая половина 80-х - начало 90-х годов XX века).
- 87. Российские сми в 90-х годах 20 века
- Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу сми и отменяет цензуру.
- 88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.
- 89. Возникновение журналистики и этапы её развития.
- 90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Первые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.
- 91. Журналистика в XVII - XVIII вв. В Западной Европе и Америке. Появление ежедневной газеты.
- 92. Пресса стран Европы и сша в первой половине XX века. Развитие техники сми.
- 93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
- 94. Пресса зарубежных стран в послевоенные годы и в условиях «холодной войны».
- 95. Тенденции развития журналистики в современном мире.
- 96. Процесс концентрации и децентрализации в сфере сми. Транснациональные корпорации. Журналистика и Интернет.
- 97. Актуальные проблемы современности и журналистика.
- 98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.
- 99. Закон Российской Федерации о сми. Государственное регулирование в ми.
- 100. Кодекс профессиональной этики современного российского журналиста. Мировые кодексы профессиональной деятельности.