logo
Ответы на госы (ред

58. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством м.М. Хераскова. «Трудолюбивая пчела» а.П. Сумарокова.

Частные журналы рождались в период перехода от салонных методов литературной деятельности к публичным. Многочисленные литературные кружки и салоны, объединявшие дворянскую образованную молодежь, позволяли ей вести рукописное распространение своих произведений. Выпускники же высших учебных заведений – Московского университета или Сухопутного шляхетского корпуса ищут новые пути. Они начинают издавать свои литературные журналы.

“Праздное время в пользу употребленное” (СПб.,1759-1760); “Трудолюбивая пчела” (СПб., 1759); “Полезное увеселение” (М.,1760–1762); “Собрание лучших сочинений” (М., 1762); “Невинное упражнение” (М., 1763); “Свободные часы” (М,. 1763); “Доброе намерение” (М., 1764).

На западе первые издания были частными, а у нас государственными.

В 1759 году появляются возможности для создания частных изданий. Появляются оппозиционные настроения.

В Питере появляются два издания: «Праздное время, в пользу употребленное» (1759-60) и «Трудолюбивая пчела» (1759). «Трудолюбивую пчелу» возглавлял Александр Петрович Сумароков, теоретик классицизма. 14 декабря 1758 – подает прошение о журнале в Канцелярию академии Наук. Периодичность: ежемесячный. Аудитория предполагалась широкая. Тираж: 1200 экземпляров, в то время как оптимальный тираж для 18 века был 600 экземпляров. Январь 1759 года – начало издания.

Смысл названия: сравнение читателей с пчелами, которые должны выбрать из журнала самое полезное, и, таким образом, просвещаться.

Уже с первого номера понятна определенная политическая программа – журнал посвящен Екатерине Алексеевне (будущей великой императрице Екатерине Великой), которая в то время была в немилости. Оппозиция и личный вызов Елизавете, так как Сумароков открыто восхищался Екатериной.

Жанры: притчи, эпиграммы. Борьба с придворной верхушкой, казнокрадством, взяточничеством, откупщичеством, подьячеством. Нападения на Ломоносова.

Издание тяготело к персональному журнализму. Но есть и авторы помимо Сумарокова: его дочь, Тредиаковский, Иван Дмитриевский и др. В целом, многие материалы носили сатирический характер.

«Письмо о некоторой заразительной болезни» - жанр письма, распространенный тип. Основная тема: борьба со взяточничеством. Яркая сатира.

Условно очерк: «О домостроительстве», взаимоотношение помещика и крестьян. Домостроитель (помещик) – доморазоритель. Настаивает на естественном равенстве людей.

Очерк: «Сон. Счастливое общество». Рисует утопическую страну. Монарх – воплощение добродетели, опирается на таких же помощников. Форма сна. Законодательство основано на естественном праве. В обществе все должно быть основано на разуме.

Заканчивается журнал на 12 номере. Скорее всего, был административный нажим, но официальных подтверждающих это документов нет. Декабрь 1759 – эмоциональное стихотворение «Расставание с музами». Там есть намек на административный напор.

«Праздное время» - немного раньше, чем «Пчела». Еженедельный, в этом плане более конкурентноспособный.

Издатели: преподаватели и выпускники Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Тираж: 600 экз.

1760 – редактором-издателем становится преподаватель Петр Пастухов. В 1759 году ярких литературных персон не было, хотя журнал и создан при корпусе. 1760 – сюда приходит Сумароков.

В первый год – благонамеренно-нравоучительный тон. Сатира появлялась, но не такая, как в «Пчеле». В 18 веке существовало две линии сатиры – сатира на конкретное лицо и абстрактная сатира, направленная на общечеловеческие пороки и слабости. Сумароков придерживался первой линии, «Праздное время» - второй. Три главные страсти: честолюбие, сребролюбие и сластолюбие. В своей сатире ни Сумароков, ни журнал не оригинальны. Много материалов походят на журналы Стиля и Аддисона (1711-1714) «Зритель».

С марта 60 года печатается Сумароков, он изменяет общий тон издания. Привносит элементы злободневности, продолжает продвигать свои идеи. Сумароков предлагает все те же сатирические жанры (эпиграммы, притчи) и материалы. То есть, по сути, «Праздное время» становится продолжением «Пчелы».

1760 – закрывается так же, без объяснений. Декабрь 1760 – последний номер.

Все издания в первой половине 18 века подготавливались чиновниками. Эти два издания показали возможность существования изданий и без академиков. Потом появляется много частных изданий в Москве и Питере.

Деятельность Сумарокова, хотя и урезанно, показывает возможности персонального журнализма.

Постепенно начинают создаваться группы журнальных сотрудников.

Тенденция: ведущий тип издания в 18 веке – журнал, хотя журналистика и начинается с газеты.

Следующие журналы – литературные (один – научно-литературный). Они издавались при Московском университете известным писателем Мих.Матв. Херасковым или его учениками и сподвижниками. Он собрал вокруг себя молодых литераторов, преимущественно поэтов. В их общении явно прослеживаются масонские мотивы.

1е 3и Журналы связанные с херасковым и выходцами из его кружка.

Полезное увеселение” (М.,1760-1762) – наиболее значительный журнал из этой пятерки. Сначала еженедельный, затем ежемесячный. Среди известных авторов – Денис и Павел Фонвизины. Главная задача – защита добродетели, осуждение пороков, увеселение публики. Но в изобличении порока редакция не преуспела, потому во второй год издания от этой идеи отказалась и стала прославлять добродетель с помощью положительных примеров. Журнал сугубо литературный, причем преобладают стихи пессимистического толка. Один из любимых мотивов – тема бренности жизни. Придерживается умеренно-консервативного направления. После восшествия Екатерины II на престол журнал перестал выходить по решению издателя. Материалы не подписывались. Было написано Херасковым «К сатирической музе». Был за Петра 3, а пришла Екатерина.

Свободные часы” (М,. январь 1763) – пришел на смену “Полезному увеселению”. Выходил ежемесячно, многие материалы были посвящены новой императрице Екатерине II. Главная задача – пропаганда законности ее воцарения. Она в свою очередь отблагодарила М.Хераскова, сделав директором Московского университета. Печатались стихи и статьи о древних историках. Пессимистический тон журнала смягчается, но рассуждения о бренности мира все равно ведутся постоянно. На страницах издания авторы живо откликаются на злободневные политические события. Журнал выходил недолго. Его издание было прекращено по решению издателя.

В журнале преобладала литература художественных произведений – элегия, мадригал, послания. На обложке надпись «Московский университет».

Невинное упражнение” (М., 1763) – журнал выходил “под покровительством княгини Екатерины Романовны Дашковой”. Его издателем был бывший сотрудник “Полезного увеселения” Ипполит Федорович Богданович, воспитанник М. Хераскова. Главная задача журнала – сеять разумное, публиковать произведения, которые приносили бы пользу читателям. Основу содержания составляли переводы и оригинальные произведения. Здесь печатался перевод Дашковой из Гельвеция “Об источнике страстей”, нашумевшая поэма Вольтера “На разрушение Лиссабона”, статья “Об эпическом стихосложении”. В оригинальных произведениях можно найти рассуждения о счастье, о дружбе, об умеренности в потребностях. Культ умеренности и дружбы, рационализм и эмпиризм – вот главные темы этих публикаций. Журнал не касается злободневных тем, в частности, политики. Осторожное отношение к сатире и даже отказ от нее звучит с его страниц. Вышло всего шесть книжек журнала. Был закрыт по решению издателя, так как основные подписчики и императорский двор уехал в Петербург, куда отправился и Богданович.

Журнал сотрудников Херасковских изданий, но ни его кружка:

Доброе намерение” (М., 1764) – ежемесячный журнал, издававшийся Василий С.Санковским. Ранее он сотрудничал с Херасковым в “Полезном увеселении” и “свободных часах”. В подготовке журнала участвовали молодые литераторы А.Вершницкий, С.Веницеев, А.Костровский, Михаил Пермский, Василий Рубан и другие. Они были связаны с Московским университетом, многие были его студентами. Журнал публиковал занимательную прозу, новеллы, романы, что среди образованной дворянской молодежи считалось низкосортным чтением. Они отдавали предпочтение трагедии и оде. Здесь печатались переводы “Превращений” Овидия, отрывки из английского сатирического журнала “Зритель”, переводы произведений итальянских новеллистов Бокаччо и Мазуччо. Появились жанры: повястушки и гистория. Все были разного сословного положения, но конфликтов небыло.

Журнал не связанный с херасковым:

Собрание лучших сочинений” (М., 1762) – полное название этого ежеквартального журнала - “Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствия, или Смешенная библиотека о разных физических, экономических, а також до мануфактур и до коммерции принадлежащих вещах”. В России это первое ежеквартальное издание. Его издатель – профессор Московского университета Иоганн Рейхель. Одним из его учеников был Денис Иванович Фонвизин, который активно участвовал в работе журнала, публиковал в нем переводы немецких авторов. Главную задачу издатель видел в отборе произведений, которые доставляют читателям удовольствие и приносят пользу. В журнале предполагались отделы физики, экономики или домостроительства, нравоучения и политической истории. Главное внимание уделялось экономическим, хозяйственным и коммерческим вопросам. Например, о том, какую пользу физика приносит экономике, о новых опытах по окрашиванию красного вина, о мануфактур-коллегиях, о политических аспектах коммерции. Многие из этих статей были написаны самим Рейхелем. Значительная часть публикаций – переводы, которые делали также другие авторы – А.Воронцов, Я.Дашков, А.Корсаков и другие. Немало места уделялось вопросам теории и истории литературы. Издание содержало разнообразные материалы, в том числе переводы из иностранных сатирических изданий. Хотя журнал не приносил особых прибылей и издавался на субсидии книготорговца Вевера, но был любопытен для нескольких поколений читателей. Издавался при кафедре общей истории Московского университета, одним человеком. В 1787 г. Н.И.Новиков выпустил второе издание “Собрания лучших сочинений”.