logo
Ответы на госы (ред

94. Пресса зарубежных стран в послевоенные годы и в условиях «холодной войны».

Вскоре после того, как в Фултоне прозвучала знаменитая речь У.Черчилля, ознаменовавшая начало «холодной войны», зарождается движение сторонников мира. С 1948 года советские газеты публикуют подробные отчеты о всемирных конгрессах и конференциях борцов за мир. угрозы термоядерной войны.

Послевоенная французская пресса

После войны в первый период после освобождения ситуация во французской печати во многом повторяла ту, которая была в Италии, т.е. на 1ом этапе печать и радио находились под контролем союзнических войск. Также как и в Италии возрождавшиеся издания должны были пройти своеобразную чистку. Многие из газет, запятнавшие себя связью с оккупантами и коллабориционистами, были закрыты. Они появятся уже в первые годы после освобождения либо под старым названием, либо поведут свою нумерацию с нового времени.

Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет («Франс либр», «Резистанс» и «Пэи-Матен»), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени выжила лишь одна – созданная в 1960 г. «Парижская ежедневная газета». В эти годы главных духовно-идеологических и политических изданий было несколько: «Фигаро», «Вечерняя Франция»,

«Парижский день» – правые газеты, право- и левоцентристские Мир»,«Бой», «Крест»; левые – «Юманите», «Народная», «Освобождение», выходила до 1964 г. До 1953 г. коммунисты издавали даже свою вечернюю парижскую газету «Сегодня вечером» и ряд еженедельников.

Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов:

правые еженедельники «Аспекты Франции», «Ривароль», «Перекресток»; левые издания: Нынешние времена, «Французский обозреватель», еженедельник «Экспресс». Возникла так называемая «пресса сердца». Были популярны литературные периодические издания «Дух», «Французская литература», «Французское обозрение» и другие.

В 1970-е гг. возникли несколько новых газет – новая «Либерасьон», «Матен де Пари» (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс. экз., распространение – 150 тыс. экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции:

- пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11 пари-жских газет);

- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной; 7889 – технической и профессиональной периодики; спортивная, научная, «эротическая» и прочая периодика; - экономическая пресса; - пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные еженедельники, например, «Пари матч»); - печать документа и статистики.

Французская печать находится под контролем монополистических групп.

Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книг, имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Группа Р. ЭРСАНА, ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием. СЭП-Коммюникасьон, Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического профиля. И др.

Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его работу, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законодательством. Будучи государственной собственностью, французское телевидение и радио до 1974 г. было подчинено Управлению по радиовещанию и телевидению Франции находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. была проведена реформа в сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации – три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, государственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств. В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и

телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.

Французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций. Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках. Помимо государственного ТВ создаются частные телестанции. В 1983 г. в стране было выдано 1268 разрешений на создание частных радиостанций, с 1984 г. им было разрешено передавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты имеют свои радиостанции.

Регулярное телевещание было начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ. В 1986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения – «5» (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Были организованы 27 региональных телестанций.

США. Среди последствий Второй мировой войны исследователи называют такое: мировой финансово-экономический центр переместился из Европы в Соединенные Штаты Америки. Когда в 1945 году закончилась «великая антифашистская война», национальный доход Соединенных Штатов возрос по сравнению с 1940 годом в два раза и составил 55% мирового промышленного производства.

В 1950–1960 годы американские газеты переживали серьезный кризис. В 1962 году в Нью-Йорке насчитывалось семь крупных ежедневных газет общей и политической информации на 14 млн. человек населения. А к концу 1960 годов их осталось всего три («Нью-Йорк таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»), после того как в середине 1960 годов из-за непреодолимых финансовых трудностей перестали выходить, наряду с другими, «Нью-Йорк геральд трибюн» и «Нью-Йорк уорлд телеграмм энд сан». Попытка «Нью-Йорк таймс» наладить выпуск в Калифорнии своего тихоокеанского издания продолжалась лишь с 1 октября 1962 до 24 января 1964 года.

Одновременно росли цены на газетную бумагу, которая лишь в 1976 году повысилась на 20 долларов за тонну, достигнув суммы 305 долларов = рост цен на газеты

«Газетная эрозия» развивалась в условиях резкого углубления процесса концентрации и монополизации печатных средств массовой информации. В 1975 году, например, сменили владельца 49 американских газет. При этом процесс монополизации и концентрации американских СМИ сопровождался расширением вторжения на американский газетно-журнальный рынок иностранного капитала. Так, австралиец Р. Мердок в 1976 году купил «Нью-Йорк пост», единственную оставшуюся вечернюю газету в этом крупнейшем городе страны, а в 1974 году основал в Нью-Йорке бульварную «Нейшнл стар», одновременно купив компанию «Нью-Йорк мэгэзин» (журналы «Нью-Йорк», «Нью Уэст» и др.).

Продолжались попытки создания новых ежедневных нацональных газет. Наиболее успешной из всех них оказалось основание группой «Ганнет компани» газеты «Ю-Эс-Эй тудей» (1982), ставшей первой в истории страны национальной общеполитической газетой. Успех газеты в глазах и читателей, и рекламодателей с первого номера, отпечатанного тиражом 1,2 млн. экземпляров, объясняется тем, что она сумела отказаться от стереотипов и создать совершенно новую для Соединенных Штатов концепцию национальной общеполитической газеты.

К этому времени большая часть американских масс-медиа – газеты, журналы, радио, телевидение, книги, кино (всего около 25 тыс. «индивидуальных» источников информации) контролировались 50 гигантскими корпорациями, которые тесно смыкались в своих финансовых интересах с крупными отраслями промышленности и важнейшими международными банками.

Одним из новейших направлений в американской практической журналистике первой половины 1990 годов стала так называемая общественная, или «народная», журналистика.

«Расследовательская журналистика» в современном понимании возникла в первой половине 1960 годов и получила широкую известность и распространение в ходе уотергейтского скандала. Книга участников расследования двух журналистов «Вашингтон пост» Бернстайна и Вудворта «Вся президентская рать», сделавшихся поистине национальными героями, распространила вокруг профессии журналиста романтическую ауру.

В последней четверти минувшего столетия в американской практической журналистике очень мощно заявило о себе такое направление, как потребительская журналистика, возникшая несколько ранее, на рубеже 1960–1970 годов. Она рассчитана на удовлетворение потребностей покупателей различных товаров и потребителей услуг.

Как известно, первая передача из Вашингтона в Филадельфию (портрет президента Гардинга) была осуществлена в 1921 году, а первое живое изображение было передано по радиоволнам в 1925 году.

Эй-би-си (Америкен бродкастинг компани – Американская вещательная компания) была основана в 1943 году, а окончательно утвердилась десятилетие спустя, получив свое нынешнее название в конце 1960 годов. Крупный успех к Эй-би-си пришел в 1955–1961 годах благодаря включению в передачи компании фильмов Уолта Диснея и продукции голливудских киностудий. Эй-би-си первой в американском вещании стала применять показ программ, открытых для участия рекламодателей, что привело к отказу от спонсорства. Регулярные передачи спортивных программ принесли компании дополнительный успех у зрителей.

Телевидение впервые стало играть роль важнейшей силы в американском политическом процессе в 1952 году, в ходе кампании по выборам президента США, в которой высший государственный пост страны оспаривали Д. Эйзенхауэр и Э. Стивенсон. В 1952 году началась массовая выдача лицензий, произошел стремительный скачок, вызванный тем, что был проложен кабель, соединивший Восток и Запад США и позволивший передавать телевизионные программы из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно.

1950–1960 годы – «золотой век» американского телевидения. Вследствие постоянного снижения цен на телевизоры они вскоре перестали быть предметом роскоши и стали доступны всем. К этому времени число телевизионных станций в стране возросло до 413 и, одновременно произошла реорганизация крупнейших вещательных корпораций США Ай-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс.

Среди американских газет, как это всегда было, чрезвычайно редки публикации, использующие услуги большинства из шести мировых агентств (АП, ЮПИ, Рейтер, АФП, Киодо Цусин, ИТАР-ТАСС).

Дифференциация и специализация средств массовой информации в США привела к очевидному результату: все специализированные каналы, издания, программы развиваются более успешно, чем «комплексные», т.е. общеполитические.

Картина будет неполной, если не сказать о влиянии на прессу «разведывательного сообщества» США. Как известно, ЦРУ, РУМО, ФБР, АНБ и другие спецслужбы поддерживают самые тесные контакты с прессой, используют журналистов для тайных операций.

В Германии первый послевоенный период связан с существенным делением страны после краха гитлеризма на оккупационные зоны, причем оттого, кто оккупировал ту или иную зону зависело становление новой системы СМИ в ней. В западной оккупационной зоне печать и радио строятся по западному образцу. Печать – на частной экономической основе, радио и ТВ – на базе публичного права. В Советской зоне оккупации, затем и в созданной на ее месте ГДР, СМИ служили интересам правящей партии и подчинялись жесткой системе контроля, призванной пропагандировать марксистско-ленинское мировоззрение. Частной собственности в СМИ не было. На западе Германии пресса пережила 2 этапа преобразования. Поначалу на основе лицензии, выдаваемой оккупационными властями, здесь выходит 160 лицензионных газет. Принудительное лицензирование было отменено в 49г. На тот момент в западных зонах было 137 лицензированных газет. Затем на рынок печати вернулись прежние издания (те, кто владел газетой до 45г). Рынок заполнили новые и старые газеты. Через 9 месяцев в только что основанном ФРГ действовало 570 газетных изданий. В Советской зоне издательство газеты было передано партии. Правящая социалистическая партия Германии (СЕПГ) сосредоточила в своих руках около 90№ изданий. В силу подчеркнуто федеративного устройства Германии основным законам ФРГ от 49г.предоставил германскому бундестагу лишь рамочную законодательную компетенцию в области СМИ. Деятельность СМИ регулировалось законами, которые издавались отдельными землями. Этот принцип строго оберегается в Германии. Любые попытки ущемить права земель всячески пресекались и какие-либо унификации законодательства в области СМИ до сих пор в любом масштабе не произошло. В переходный период как и до 33 г.большинство газет принадлежало политическим партиям. Но в дальнейших ситуация изменилась и на смену партийным газетам пришли коммерческие информационные издания.

На рынке СМИ Германии можно выделить следующие моменты. Во-первых, существенных изменений в реестрном списке крупнейших десяти концернов страны не отмечается. Во-вторых, несколько замедлился процесс концентрации печати с дальнейшим укреплением позиций региональной прессы. В-третьих, сохранилась тенденция к некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии.

А сегодняшние особенности немецкой прессы — преобла­дание утренних газет и ярко выраженный региональный харак­тер изданий: 95 процентов периодических изданий относятся к ме­стным, что связано с многовековой феодальной раздробленнос­тью страны, объединившейся лишь к концу XIX века. Добавим, что акцент на региональную информацию наблюдается и у цент­ральной ежедневной печати ФРГ. К примеру, самая крупная по тиражу «Бильд-цайтунг» имеет 33 издания, отличающиеся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными обращения­ми Крупнейшими информационными магнатами являются владельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шпрингера и Бурды.

У радио- и телекомпаний, чье существование было обусловлено расколом Германии после окончания Второй мировой войны, в результате объединения Германии, возникли определенные проблемы. В западном секторе это были «Дойчландфунк» и, основанная в первые послевоенные годы РИАС (в американской части Берлина), в восточном – «Дойчландзендер». Было принято решение объединить «Дойчландфунк», редакцию культуры «Дочландзендер» и РИАС и поручить им трансляцию двух радиопрограмм (в которых будет отсутствовать реклама, и которые будут финансироваться только за счет сборов за пользование радиоприемниками) на всю Германию, с упором на информацию и культуру. В июне 1993 году АРД и ЦДФ создали совместную радиостанцию для двух общенациональных радиопрограмм, которая стала называться «Дойчландрадио». Телевидение РИАС перешло к «Немецкой волне».

В 1965 году АРД, ЦДФ и Федеративная Республика Германия основали компанию «Транс Тель гезельшафт фюр дойче фернзетранскриптьон». Цель – на льготных условиях предлагать материалы германских телекомпаний зарубежным телестанциям. Финансирование компании осуществляется из федерального бюджета. С 1 января 1999 года «Немецкая волна» взяла на себя выполнение задач «Транс Тель», сохранив при этом пользующееся международным авторитетом название фирмы.

АРД – Первая программа телевидения Германии. ЦДФ – крупнейшая немецкая телекомпания. Еще в 50-е годы возник замысел создать телеканал, альтернативный АРД, который подвергался критике за «монополизм в области телевидения» и за политическую однобокость.

В ФРГ — более пятисот информационных агентств, самые крупные из них: ДПА (Дойче Прессе — Агентур — Немецкое аген­тство новостей), созданное в 1949 г., и ДДП (Дойчер Депешендинст — Немецкая почтовая служба, 1971). Среди частных мож­но отметить Католическое агентство новостей и Евангелическую пресс-службу.

Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит – улица лондонского Сити, где располагались газетные издательства и выпускались основные национальные газеты. Теперь же они переместились в район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования современной технологии газетного производства и борьба за выживание в условиях ожесточившейся

конкуренции «электронных» СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала 60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли четыре новых ежедневных газеты («Сан», 1964; «Тудей», 1986; «Дейли стар», 1978; «Индепендент», 1986), а также три воскресных («Санди миррор», 1963; «Санди телеграф», 1961 и «Индепендент он санди», 1990). Были еще три новых издания, но они не выдержали конкуренции, так как не смогли получить достаточное количество рекламы.

Для второй половины ХХ в. характерно неуклонное сокращение тиражей ежедневных и воскресных газет, прекращение выхода иллюстрированных журналов общего типа («Пикчер пост», «Джон Булль» и др.), уменьшение числа полос центральных (национальных) газет (с 16-24 до 4-8), а также рост популярности женской периодики и журнальных вкладок-приложений к воскресным газетам. Одна из причин – перестройка рекламного бизнеса и его переориентация на телевидение. Несколько раз (в 1945, 1961 и 1974) создавалась Королевская комиссия по делам печати, которая исследовала состояние финансовых рычагов контроля и управления, а также собственности в прессе. И она не обнаружила оснований для тревоги,

оправдывала существующий уровень монополизации экономической необходимостью, заявила, что британской прессе нет равных в мире, что она свободна от коррупции и закулисных финансовых влияний.

Во времена «тэтчеровской революции» (1979-1990) на английском рынке появилось сразу около десятка новых общенациональных изданий – «Дейли стар» (1978), «Тудей» (1986), «Индепендент» (1986), спортивные «Дейли спорт» (1986), воскресные «Санди спорт» (1986), «Мейл он санди» (1982), «Индепендент он санди» (1990), «Корреспондент он санди» (1990), «Лондон дейли ньюс», «Ньюс он санди»

(профсоюзная). Это был своеобразный рекорд. Часть новых газет не выдержала конкуренции и быстро сошла со сцены, другие остались.

Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объявлений, не помогали «ажиотажные» способы привлечения читателей (лотерее и, конкурсы). Преимущества получили издания, выходящие в цветном оформлении. Первой это сделала «Сан», с 1991 г. печатавшая четверть тиража с цветными иллюстрациями. Качественные издания, кроме «Гардиан», тоже стали выходить в цвете. Шатким стало положение политических еженедельников. В 1991 г. после смерти Р.Максвелла произошел развал его «империи». Это привело к перегруппировке сил в британском пресс-бизнесе. Теперь на рынке изданий общенационального типа действует 8 групп, значимые - «Ассошиэйтед ньюпейперс» (лорд Ротермир): ежедневная «Дейли мейл» (1,7 млн.) и воскресная «Мейл он санди» (2,7 млн.). «Гардиан медиа груп»: ежедневная «Гардиан» (400 тыс.) и воскресная «Обсервер» (530 тыс.).

Сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену «национальному империализму» пришел наднационально-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. Например, «Файнэншл таймс» – в пяти (Париж, Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк, Токио) и рассылается во все страны мира.

Датой начала регулярного эфирного телевизионного вешания в Великобритании считается 2 ноября 1936 года. В этот день Би-Би-Си приступила к регулярной трансляции телевизионных программ. Вещание было приостановлено с началом второй мировой войны и возобновилось только в 1946 г. В 1951 г. пришедшее к власти правительство консерваторов приняло решение ввести на телевидении рыночные отношения – конкуренцию и свободу выбора. В июле 1954 г. консервативное большинство приняло Акт о вещании, позволяющий выдавать лицензии коммерческим телевизионным станциям, которые должны были финансироваться за счет рекламы. С этого момента Би-Би-Си действует в условиях конкуренции. Для привлечения внимания зрителей Би-Би-Си начала включать в свои программы телевизионные игры и развлекательные передачи.

В сентябре 1955 г. лицензии получили первые две частные компании, которые вещали на Лондон: «Ассошиэйтед Редифьюжн» и «Ассошиэйтед Бродкастинг Компании. Формирование сети коммерческого, или, как его порой называют, независимого телевидения (1TV) продолжалось до 1962 г., после чего Великобритания была поделена на 14 регионов вешания, приблизительно соответствовавших регионам вещания Би-Би-Си. Таким образом сформировался еще один национальный частный канал, на сегодняшний день – 3-й канал (ITV- Ай-Ти-Ви). Сейчас его транслируют несколько реги­ональных телекомпаний, которые обязаны вставлять региональные программы в телепрограммы за исключением утренних передач, которые транслируются на всю страну.

. В 1964 г. начал вещать второй канал общественного телевидения -Би-Би-Си-2. Объем вещания Би-Би-Си-2 долгое время был достаточно скромным: 4 часа в сутки в вечернее время. Он стал каналом, ориентированным на культуру и образование. В сетке вещания доминировали опера, авангардистский театр, научные передачи, образовательные программы «Открытый университет», а телевизионные игры также были сориентированы на этот высокий интеллектуальный уровень.

В начале 1980-х начал работу 4-й канал эфирного телевидения. Четвертый канал является государственным каналом, который финансируется за счет рекламы. Руководит им корпорация четвертого канала.

В конце марта 1997 г. был открыт новый национальный канал 5. В 1998г. это был самый быстрорастущий канал британского эфирного телевидения. Канал ориентирован на сравнительно молодых и небогатых телезрителей, не имеющих в домах кабельного и спутникового телевидения, и дает для них дешевые и жизнерадостные развлекательные программы.

Спутниковоетелевизионное вещание Великобритания впервые в Европе в 1982 г. начала спутниковое вещание. Вещание осуществляла корпорация «Бритиш Сэтеллайт Бродкастинг» (Би-Эс-Би – Британское спутниковое вещание). Акционерами компании выступали главным образом владельцы британских эфирных коммерческих телекомпаний и периодических изданий. Детские, музыкальные каналы, фильмы.

Кабельное телевидение в Великобритании начало активно развиваться в середине 80-х годов. Изначально кабельное телевидение было нерентабельным, и владельцы станций зачастую, продавали их фирме, связанной с американской телефонной компанией «Белл». Эта практика вскоре была запрещена Британским министерством внутренних дел.

Постепенно завоевывая рынок, компании кабельного ТВ к 90 годам уже имели возможность делать инвестиции в развитие коммуникаций. Так, в 1995 году британские кабельные телевизионные компании вложили более 2 млрд. ф. ст. в развитие инфраструктуры.

В конце 90 кабельные телекомпании, как и другие ведущие британские СМИ, оказались подвержены процессам консолидации.