logo search
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Роль национальных агентств в современном информационном процессе.

Идея создания инфагенства зародилась в начале 19 века, ей журналисты всего мира обязаны французу Шарлю Гавасу, который первым раскинул сеть своих представительств в разных местностях, продавая газетам и журналам добытые им факты.

Информационные агентства – первичные структуры в системе СМИ, которые занимаются сбором и распространением информации. Значение информационных агентств огромно как в историческом развитии журналистики, так и в современном. Они традиционно считались главным субъектом медиапроцессов, наполняя информационные потоки, будучи нервом и двигателем массмедиа в информационном пространстве.

До недавнего времени информационные агентства относились к информационным службам, подготовленные материалы которых доходили до аудитории, как правило, только через прессу, радио и телевидение. Являясь своеобразным банком для СМИ, представляющим собой систему телеграфных агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-центров и отделов по связям с общественностью различных организаций, которые собирают, информационные агентства обрабатывали информацию и снабжали ею печатные и электронные СМИ. Главными читателями информационных «лент» называли профессиональных журналистов и аналитиков. Информационные агентства перестали быть лишь производителями «информационных полуфабрикатов». И дело не в том, что произошло определенное «сращивание» СМИ и информационных агентств (на что часто обращают внимание): агентства начали выпускать собственные периодические издания, создали свои информационные сайты, а СМИ пользуются услугами корреспондентов напрямую, без посредничества агентств. Все это вполне традиционные явления, наблюдающиеся уже полтора века. Новое заключается в том, что, благодаря развитию Интернета, сообщения крупнейших информационных агентств идут на их сайтах практически непрерывным потоком, сразу поступая к конечному потребителю, еще до того, как их опубликуют (в газете), озвучат (на радио или телевидении).

Основная функция – снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.

Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Крупные агентства имеют возможность вести работу в режиме реального времени: сообщения о наиболее важных событиях поступают адресату буквально через несколько минут после того, как они произошли.

Информационные агентства могут охватывать весьма обширный спектр услуг по сбору, созданию, предоставлению и обработке информации. Виды и сфера предоставляемых услуг зачастую определяются размерами агентства (количество корреспондентов, редакций, представительств) и политикой руководства. Чаще всего агентство состоит из сети редакций и корреспондентов по стране и за рубежом. Редакции могут работать как независимо, предоставляя свои услуги на местах, так и под руководством главной редакции, где собирается информация для более широкого круга потребителей. Информация распространяется как посредством собственных структур (сайт, периодические издания, телевизионный канал и т. д.), так и при помощи партнеров. В структуру агентства могут входить фотостудии, архивы, отделы по созданию веб и аудиовизуальной продукции, аналитические отделы, PR-отделы и т. д., услугами которых также могут пользоваться клиенты информационного агентства.

На данный момент наибольшей популярностью на мировом рынке информации пользуются следующие агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agance France-Press» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия). Эти информационные агентства являются наиболее мощными источниками информации в мире, они представлены на информационном рынке большинства стран и СНГ. Так же существуют такие агенства как: BBC News (British Broadcasting Corporation), Bloomberg (Компания Bloomberg была основана Майклом Блумбергом в 1981 году. Является частной компанией), Deutsche Presse-Agentur (Германия), Синьхуа (другое название — Китайская Служба Новостей), ЭФЭ (Испания), АНСА (Италия), Киодо Цусин (Япония)

Информационные агентства Украины: Интерфакс-Украина, УКРИНФОРМ, РБК-Украина, УНИАН, е-Крим, Наша держава.

В настоящее время в Беларуси действует ряд агентств, специализирующихся на предоставлении информации различной тематики. Самыми известными из них являются БелТА (www.belta.by) и БелаПАН (www.belapan.com).

Информационные агентства могут охватывать весьма обширный спектр услуг по сбору, созданию, предоставлению и обработке информации. Виды и сфера предоставляемых услуг зачастую определяются размерами агентства (количество корреспондентов, редакций, представительств) и политикой руководства. Чаще всего агентство состоит из сети редакций и корреспондентов по стране и за рубежом. Редакции могут работать как независимо, предоставляя свои услуги на местах, так и под руководством главной редакции, где собирается информация для более широкого круга потребителей. Информация распространяется как посредством собственных структур (сайт, периодические издания, телевизионный канал и т. д.), так и при помощи партнеров. В структуру агентства могут входить фотостудии, архивы, отделы по созданию веб и аудиовизуальной продукции, аналитические отделы, PR-отделы и т. д., услугами которых также могут пользоваться клиенты информационного агентства.

Следует отметить значительное разнообразие подходов агентств к распространению информации. Например, на сайтах ИТАР-ТАСС (http://www.itar-tass.com) и «Интерфакс» (http://www.interfax.ru) представлено большое количество разнообразной информации, однако в свободном доступе фигурируют лишь заголовки новостных сообщений, а информация предоставляется только за отдельную плату (регулярным подписчикам – за установленную абонентскую плату).

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ИТАР-ТАСС - активный и авторитетный член важнейших международных медиа-объединений. Принимает участие в руководстве Организации информационных агентств стран АЗИИ и Тихого океана (ОАНА), Европейского альянса агентств печати (ЕААП), Ассоциации национальных информационных агентств (АНИА), Всемирного совета информационных агентств. Тесно взаимодействует с Ассоциацией Балканских информационных агентств (АБНА), Европейским альянсом информационных агентств (ЕАНА), Федерацией арабских информационных агентств (ФАНА), Альянсом средиземноморских информационных агентств (АМАН), с международным институтом прессы (IPI). В 1999 году ИТАР-ТАСС создал и возглавил Всемирную ассоциацию русской прессы (ВАРП). Активно осуществляет программу поддержки русскоязычной прессы за рубежом.

  1. Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.

Проблема использования СМИ для возбуждения национальной, религиозной и иной вражды далеко не нова. В англоязычных странах для обозначения ее используется устойчивый термин hate speech (язык вражды). В России же существуют довольно жесткие админ. и уголовн. запреты для возбуждения расовой и др. розни, но важно различать разные степени hate speech.

Зачастую речь идет явно не о преступлении, а о небрежности и личной некорректности (нарушением «политической корректности»).

1. этнической дискриминации и расистские настроения в обществе.

2. отсутствуют традиции морального осуждения языка вражды в России.

Поскольку этические нормы саморегулирования СМИ в этой области не разработаны, разного рода ксенофобия находит широкое распространение даже в уважаемых общественно-политич. периодич. изданиях и в особенности в телевизионных и радиопередачах. Эти соображения и отсутствие анализа конкретных проявлениий языка вражды подтолкнули 4 партнерские неправительственные организации: Информационно-исследовательский центр «Панорама», московскую Хельсинкскую группу, центр развития демократии и прав человека, фонд защиты гласности – разработать и взяться за реализацию проекта «Язык вражды в российских СМИ: мониторинг и общественные действия». Целью этого проекта не является обличение изданий и журналистов.

Журналисты, которые пишут на  этническую тему, не должны разбираться, кто прав или виноват в межнациональном противостоянии, в первую очередь  они обязаны становиться  на позиции примирения враждующих сторон. Журналисту следует понимать, что неправильно представленная информация, затрагивающая этнические проблемы, может вызвать напряженность. В любой конфликтной ситуации он не может искать виноватых, это задача судебных и правоохранительных органов. Прессе нужно соблюдать принципы объективности и толерантности при освещении этнических вопросов.

Декларация принципов поведения жур-ов :

Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распр. через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, полит. Или иных взглядов, нац. и соц. происхождения. (« Всемирный Конгресс Межд. Фед. жур-тов в Бордо 1954 г, поправки 13 ВКМФЖ в Хельсинки 1986).

Декларация основных принципов работы журналиста в полиэтнических обществах. (Декларация принята 23 апреля 2001г. в Ялте).

Журналист должен уважать права общества на получение точной, достоверной информации. Слухи не должны смешиваться с новостями. Недопустимо в своих комментариях, оценках, подборе фактов, становиться на позицию той или иной стороны.

Недопустимой является публикация материалов, пропагандирующих войну, насилие, оскорбляющих чувства лиц, исповедующих ту или иную религию.

Нельзя связывать этническую принадлежность человека с его политическими убеждениями и моральными качествами.

СМИ должны придерживаться принципов свободы слова, которые включают в себя право получать и распространять информацию, при этом не нарушая другие основополагающие права, свободы и интересы, защищаемые Всеобщей Декларацией прав человека и Европейской конвенцией по правам человека.

Журналист должен отдавать себе отчет о той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного провоцирования ограничения прав на основе расы, языка, религии, политических или иных взглядов, этнического происхождения и социального статуса.

Недопустимой является публикация материалов, содержащих пропаганду войны, насилия, оскорбляющих чувства лиц, исповедующих или не исповедующих религию, ущемляющих права человека и его этнокультурную идентичность.

Журналист не вправе акцентировать внимание на расовой, этнической принадлежности, политических и религиозных убеждениях субъекта информации. Исключение могут составлять только те случаи, когда это имеет самостоятельное значение в рамках подготовленной информации. Особенно этот принцип относится к материалам о преступлениях, когда упоминание принадлежности подозреваемого или преступника к какому-либо религиозному, этническому или другому меньшинству может вызвать негативное отношение к этим группам.

Нельзя связывать этническую принадлежность человека с его политическими убеждениями и моральными качествами.

Журналист должен в своих материалах демонстрировать, что этническое многообразие — это ценность любого общества.

Недопустимо участие журналиста в распространении и формировании негативных стереотипов по отношению к этнокультурной либо другой группе и конфессии. Необходимо избегать обобщающих определений, бытующих в разговорной лексике выражений, негативно характеризующих всю такую группу.

Журналист должен осознавать, что его непрофессионализм, предвзятость, дезинформация могут стать причиной дискриминации, нетерпимости, насилия, страданий и даже гибели людей.

Следует признать существование проблемы возбуждения национальной и религиозной вражды с помощью СМИ. Причем это касается не только маргинальных газет, но и вполне респектабельных. Для России это все очень актуально, особенно в последние 10 лет. Положения усугубляют отсутствие толерантности в обществе к иным культурам и религиям и «заигрывание» политиков с темой национализма.

Несмотря на то, что закон прямо запрещает разжигание национальной розни, все-таки до настоящего времени это вопрос самоцензуры и самоконтроля журналиста.