logo search
Ответы на госы (ред

15. Журналистика в политических процессах.

Капустин: В Оренбурге выборы мера будут проводиться депутатами городского совета. Срок Мещерякова заканчивается осенью, за 5 месяцев до выбора будет собрание с датой выбора, за 3 месяца начнется выдвижение, за 1 месяц агитация. Губернатор назначается, законодательное собрание избирает. Депутаты избираются по партийным спискам. Главная обязанность журналистов – предоставлять равные права всем политическим партиям (прозвучало в послании президента).

Калмантаев: СМИ с самого начала своего существования участвовали в политических процессах. В 18-20 веках печатная пресса была преимущественно политической. Любой канал может проводить теледебаты. Журналистика в электоральном процессе: 1. СМИ анализирует ход избирательной компании. 2) Сами СМИ получили ограничения отводимой площади на рекламу в предвыборные период. В разовом порядке бесплатно, в разном – за деньги. Сми за 5 дней до голосования не могут публиковать социальные данные и данные опросов. За 1 месяц до начала выборной компании СМИ должны опубликовать объявление об участии в выборах и своих расценках. Также за 1 месяц должны представить заявление в территориальную комиссию по выборам. Это же относится к полиграфическим предприятиям. Этические требования такие же как при обычной деятельности: не оскорблять, не дезинформировать, не клеветать, быть объективным и точным, исключить подготовку и публикацию заказных материалов.

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" превосходит своего предшественника вдвое по объему и многократно по сложности.

Он воспроизводит многие положения другого базового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также включил в себя все технико-юридические нормы и разъяснения, которые ранее содержались в инструкциях Центральной избирательной комиссии о порядке ведения предвыборной агитации и деятельности избирательных комиссий.

Теперь закон содержит десятки предписаний и запретов, прямо или косвенно относящихся к деятельности и ответственности СМИ в избирательной кампании.

Некоторые разъяснения важных для СМИ юридических нюансов этого закона. Для определения статуса и роли различных СМИ в избирательном процессе законодатель использует тяжеловесные и сложные для понимания юридические конструкции. Чтобы облегчить их восприятие, мы воспользовались более упрощенным описанием юридически значимых признаков различных СМИ.

Первую категорию СМИ назовем условно "государственными", их составляют электронные и печатные средства, учредителями которых являются государственные органы и учреждения, или если они не менее чем на 15% своего прошлогоднего бюджета финансировались за счет федеральных или региональных государственных средств.

Они обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в установленных объемах бесплатно эфирное время и печатную площадь для ведения предвыборной агитации. Часть эфирного времени и печатной площади они также должны предоставлять за плату.

Другую категорию - назовем их (также условно) "муниципальными" СМИ - образуют печатные и электронные СМИ, учредителями которых являются органы местного самоуправления, или если они не менее чем на 15% своего прошлогоднего бюджета финансировались за счет средств органов местного самоуправления. Они не обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь для ведения предвыборной агитации, но могут это делать за плату. Предусмотрены для них и некоторые "повинности". Однако для "муниципальных" СМИ (в отличие от "государственных") допустим отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности.

Специализированным средствам массовой информации (культурно-просветительские, детские, технические, научные и т.п.) также предоставлено право отказа от публикации агитационных материалов при условии полного неучастия в освещении избирательной кампании.

Наконец, третья категория печатных и электронных СМИ, не попадающих под признаки предыдущих, - это СМИ, учредителями которых являются любые негосударственные и немуниципальные органы, общественные объединения, частные лица с любыми легальными источниками финансирования. Назовем их (также условно) "частными".

Они, как и муниципальные СМИ, никому не обязаны предоставлять бесплатно эфирное время и печатную площадь, но могут это делать за плату только на равных для всех участников избирательной кампании условиях. Однако и для "частных" СМИ Закон о выборах устанавливает некоторые обязанности, неисполнение которых также может быть правонарушением.

Заметим, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" несколько иначе определяет положение СМИ в избирательном процессе. Он не делает различий между государственными и муниципальными СМИ, наделяя их равными правами и обязанностями. В частности и те, и другие обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатно эфирное время и печатную площадь для ведения предвыборной агитации.

По общему правилу в случае противоречия между законами равного уровня применяются нормы закона, принятого позднее. А если один из них посвящен общим положениям, а другой - более специальным отношениям, то применяются нормы специального закона.

Отсюда следует, что в отношении муниципальных СМИ надлежит руководствоваться нормами Закона о выборах депутатов Государственной Думы как более специального и изданного позднее.

Практика позволяет выделить следующие основные направления: участия СМИ в выборах:

широкое и последовательное освещение подготовки, хода избирательной кампании и ее итогов;

осуществление общественного контроля за ходом избирательного процесса, соблюдением законодательства о выборах всеми участниками.

Избирательное законодательство и практика проведения предвыборных кампаний в Российской Федерации позволяет выделить следующие направления использования СМИ в избирательном процессе:

использование СМИ в качестве инструмента предвыборной агитации (предоставление, бесплатно или за плату, печатных площадей и эфирного времени для ведения агитационной деятельности);

использование СМИ избиркомами и органами местного самоуправления (например, для публикации списков избирательных участков).

По статистике, наибольшее число квалифицированных наблюдателями нарушений на выборах осуществляется именно средствами массовой информации и их работниками.

Виды нарушений

- Участие в освещении избирательной кампании через СМИ кандидатами или доверенными лицами, являющимися журналистами или должностными лицами редакций СМИ

- Предпочтение какому-либо кандидату в информационных блоках, в том числе по времени освещения агитационной деятельности

- Опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству, деловой репутации кандидатов без возможности опубликовать опровержение или разъяснение до окончания срока предвыборной агитации

- Нарушение порядка оплаты эфирного времени или печатной площади

- Нарушение равенства условий предоставления эфирного времени для дискуссий, круглых столов и т.д.

- Нарушение равенства условий распределения бесплатного эфирного времени

- Нарушение требований о едином размере оплаты эфирного времени

- Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, блоков в день голосования

- Нарушение “уполномоченными” СМИ обязанностей по обеспечению кандидатам, избирательным объединениям и блокам равных условий проведения предвыборной агитации и представления избирателям своих избирательных программ

- Начало предвыборной агитации на каналах телерадиовещания до регистрации кандидата

- Прерывание передач предвыборной агитации для трансляции иных программ, агитационных материалов, а также рекламы

- Нарушение сроков официального опубликования результатов выборов

- Опоздание с публикацией списков избирательных участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий

Действие Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. распространяется на период проведения выборов, однако во время избирательной кампании порядок деятельности средств массовой информации и имеет существенные особенности. Специальные ограничения и обязанности СМИ, устанавливаемые на период выборов, служат цели обеспечить проведение справедливых выборов, создать условия для свободного волеизъявления граждан.

Нарушение СМИ порядка их участия в избирательных кампаниях может повлечь применение юридических санкций. Они включают в себя прежде всего меры административной ответственности, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, которые применяются к должностным лицам СМИ и журналистам.

Памятка журналиста телекомпании НТВ (Москва)

Во время предвыборных кампаний журналисту нужно помнить не столько о том, на что он имеет право, сколько о том, чего в эфире делать нельзя.

Меморандум Национальной ассоциации телевещателей России

Национальная ассоциация телевещателей считает, что долг телевидения в период избирательной кампании – служить интересам не политиков и не партий, а избирателей.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Конгресс журналистов России, Москва, 1993 год)

В соответствии с этим кодексом в сфере выполнения профессионального долга журналист должен признавать юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.