logo search
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

11. Урок. Дизайн

Грамотный, выразительный дизайн периодического издания облегчает читателю восприятие публикаций, а в массовых газетах управляет читательским вниманием. Подобное воздействие достигается умелой компоновкой материалов на полосах и в номере, особенности их подачи.

Дизайн газеты служит тому, чтобы явить миру ее привлекательный внешний вид и отразить характер газеты. Если быть более точными, дизайн наряду с макетом номера должен привлечь читателей к статьям, направить их интерес на то, что ваша газета считает важным. За последние 20 лет дизайн выдвинулся на роль одного из важнейших элементов газетного дела, особенно там, где наиболее остро чувствуется конкуренция со стороны журналов и телевидения. Вот почему многие нововведения в области дизайна, ныне использующиеся по всему миру, впервые появились в Соединенных Штатах. Дизайн - особая область деятельности, и он требует навыков, которые не приобрести с ходу. Кроме того, нужен вкус в выборе различных компонентов дизайна. Будучи однажды выбраны, эти компоненты сохраняются в каждом номере газеты. Меняют их только тогда, когда меняют весь дизайн издания.

1. Каркас Это число колонок на полосе. Цифра эта, соответственно, определяет ширину колонок. В малоформатных газетах на странице обычно бывает от четырех до шести колонок, в полноформатных - от семи до девяти. Если колонок на странице больше, это будет производить впечатление нарочитой пестроты и затруднит чтение. Каркас с меньшим числом колонок можно использовать на страницах со специальными материалами; будучи использован по всей газете, он снижает, причем значительно, постраничный темп изложения. Раньше газеты совмещали на одной полосе колонки разной ширины, однако сегодня в полноформатных изданиях так поступают очень редко в отличие от массовых изданий малого формата. Так что это вопрос моды, а не правило. Есть хорошее общее правило для газет высокого уровня - как полно-, так и малоформатных: использовать колонки другой ширины только для специальных рубрик или материалов. Страницы, посвященные культуре, к примеру, всегда содержат статьи большого объема, не относящиеся к категории "горячих новостей", поэтому ширина их колонок может быть и побольше.

2. Литеры текста Гарнитуру шрифта и общие характеристики текста следует выбирать очень внимательно. Шрифт должен легко читаться - и быть экономным, то есть в отведенное пространство должно вкладываться побольше слов. Главный фактор "читабельности" шрифта - так называемая "высота х", что означает высоту литеры "х". Гарнитура текста отличается по дизайну от гарнитуры заголовочного шрифта, и вам следует построже отнестись к дизайнеру, который предлагает использовать один и тот же шрифт и для заголовков, и для текста. Следует подумать также и о "свинцовом шпоне", то есть о пустом межстрочном пробеле в тексте (когда компьютерная верстка не существовала, для того чтобы разделить набранные строки, между ними клали тонкие полоски свинца).

3. Шрифт заголовков Существуют сотни тысяч различных шрифтов, и некоторые газеты меняют шрифт заголовков настолько часто, что кажется, будто они решили за возможно более короткое время перепробовать их все. Газеты же, обходящиеся одним базовым набором шрифтов для каждой тетради или блока газеты, обычно выглядят лучше, более цельно. Использовать необычный шрифт в заголовках специальных материалов значит подготовить читателя к чему-то неординарному. Если же вы используете такие шрифты беспорядочно, эту функцию они выполнять не смогут.

4. Вид заголовков Это объем и форма заголовков, принятые в вашей газете. Их комбинаций - бесчисленное множество: заголовки в одну строку, с поясняющими строчками над или под основой, многострочные заголовки и проч., и проч. Крайне важно, чтобы выбранный вами стиль обеспечивал вам заголовки, какие вы хотите и какие нужны вашим статьям. Чем крупнее шрифт, тем меньше слов войдет в заголовок, следовательно, тем более расплывчатыми и туманными будут названия. Одна из последних новинок в дизайне: во всех статьях, за исключением самых мелких, пускать над или под заголовком пояснительную строчку в одно - два слова (плашку). Например, "Окружающая среда" или "Права потребителя".