Интервью.
Интервью в репортаже или в фильме играет очень важную роль. Одно дело, когда вы рассказываете историю сами, в своем тексте, а другое - человека, который своими словами рассказывает свою собственную историю, и это, в свою очередь, является частью вашего повествования. Всегда нужно стараться найти людей, которые так или иначе связаны с историей, которую вы снимаете. Вас будут критиковать и в случае, если вы найдете людей, подходящих для репортажа, но не сможете задать им подходящие вопросы.
Каждое интервью должно быть тщательно подготовлено заранее, корреспондент должен принять четкое и ясное решение по поводу того, что он(а) хочет получить от данного интервью, какова цель этого интервью.
1. Каждое интервью должно иметь четкую и ясную цель.
2. Каждое интервью должно представлять проблему в новом свете, с не совсем обычной точки зрения для нее.
3. Будьте осторожны и внимательны, кого вы приглашаете на интервью. Не следует брать интервью у чиновника только потому, что он является представителем власти. Если чиновнику нечего сказать по данной теме, избегайте таких интервью.
4. После того, как вы приготовите вопросы для интервью, приготовьте еще один список, состоящий из слов-подсказок, которые будут напоминать вам о ваших вопросах. Это поможет вам быт более внимательным слушателем.
5. Подготовьте человека, с которым вы беседуете задолго до интервью, постарайтесь снять волнение и напряжение с вашего собеседника. Дайте возможность человеку привыкнуть к свету, который использует ваш оператор. Для начала задайте ему вопросы, не относящиеся к теме интервью.
6. Если вы чувствуете, что интервью идет плохо, не стесняйтесь прервать его.
7. Если собеседник долго отвечает на вопрос, постарайтесь ускорить темп беседы.
8. Не стесняйтесь повторять ваши вопросы и задавать их по-другому, в случае если ваш собеседник уходит от ответа на вопросы.
9. Старайтесь следить за телодвижениями интервьюируемого. Если человек наклонился к вам во время интервью, это значит, что он готов с вами говорить на эту тему. Но если ваш собеседник отклонился на спинку стула, это значит, что он не хотел слышать именно этого вопроса.
ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ ВЫ ДОЛЖНЫ:
1. знать предмет.
2. Слушать ответы на вопрос.
3. Ждать естественной паузы, прежде чем задать следующий вопрос.
4. Не уклоняйтесь от предмета разговора.
5. Будьте настойчивы.
6. Помогайте нервничающему собеседнику.
7. Помните о том, что паузы, которые делает собеседник во время интервью, могут, значит очень многое.
8. Всегда помните, как зовут вашего собеседника.
9. Правильно обращаться к собеседнику и не быть с ним слишком фамильярным.
10. Помните, что вы задаете вопросы от имени зрителя, а не для того, чтобы показать свою эрудицию.
ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ:
1. Заигрывать с представителями властных структур, либо идти у них на поводу.
2. Вести дебаты с собеседником. Наша работа - задавать вопросы.
3. Задавать вопросы в то время, когда говорит ваш собеседник.
4. Терять спокойствие и выходить из себя.
5. Излишне симпатизировать собеседнику в случае, если вы разделяете его взгляды.
6. Говорить "да" во время ответа собеседника.
ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮ.
1.Подготовка.
Очень важно организовать свою работу. Заведите небольшой архив с папками, где будут:
1. Потенциальные темы для сюжетов.
2. Информация по разделам: образование; здравоохранение; коммунальное хозяйство; и так далее.
3. Тексты уже сделанных сюжетов с телефонами, адресами и контактной информацией.
Кроме того, у вас должна быть рабочая записная книжка. Обязательно сохраняйте координаты людей, у которых брали интервью для сюжетов.
Установите для себя крайний срок.
1. Сначала отсчитайте два дня до выхода в эфир, а потом отсчитывайте время назад, таким образом, устанавливая для себя время подготовки.
2. Составьте "план действий".
3.Проанализируйте, какая информация вам нужна. Вам нужны факты или даты, или имена экспертов, или подробная предыстория какого-либо события? Напишите список.
4. Почему вас интересует эта информация? Это важно для сюжета? Это нужно, чтобы знать, какие вопросы задавать? Просто интересно, но не обязательно знать? Начинайте с самого важного для сюжета.
5. Как вы будете использовать информацию? Для графики? Для стенд-апа? Для подводки к сюжету?
6. Сколько времени вы можете потратить на подготовку? 4 минуты, 4 часа или 4 недели? Главное - быть реалистом!
7. Посмотрите, что на эту тему уже было в СМИ, и, что еще более важно, что не освещалось совсем.
8. Если готовиться просто хорошо, вас не должен удовлетворять "просто" ответ. Вы должны постараться найти "самый лучший" ответ!
2. Записывайте!
- Не полагайтесь целиком и полностью на камеру или диктофон, даже если вы уверены в идеальной работе и того, и другого.
- Помечайте в блокноте ключевые слова и фразы по ходу разговора, это поможет найти нужный фрагмент интервью при монтаже. Если вы берете интервью у нескольких людей для одного сюжета, пометьте для себя отличительные особенности каждого.
- Блокнот можно использовать в качестве своего рода сигнала для вашего собеседника. Держите блокнот в кармане во время предварительной беседы и достаньте его, когда начнете интервью. Будьте аккуратны, делая записи и не перебарщивайте, стараясь записать все, что слышите.
- Список вопросов для интервью сделайте на отдельной страничке, не в блокноте. Не стоит читать вопросы дословно, будьте гибче и следуйте по течению разговора, а не против него.
3. Как выбрать удачного кандидата для интервью?
ДОСТУПНОСТЬ: насколько легко получить интервью у этого человека? Сколько придется ждать? Уложитесь ли вы в нужные сроки? Будьте реалистом!
НАДЕЖНОСТЬ: насколько правдив был это человек в прошлом? Подтверждают его информацию независимые источники? Какие мотивы у вашего собеседника? Помните, что в глупом положении окажетесь вы, если дадите неверную информацию в эфир.
ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ: Насколько этот человек в курсе того, о чем он будет говорить в интервью? Скольких человек он представляет?
"ЦИТИРУЕМОСТЬ": Насколько хорошо и интересно этот человек говорит, и насколько легко использовать фрагменты его интервью ("цитировать").
4. Почему люди отказываются с вами разговаривать?
- Нехватка времени. Человек прикидывает, сколько у него займет времени беседа с вами и думает, что для него важнее - поговорить с вами, или заняться своими делами. Заверьте его, что вам не нужно много времени на подготовку и что у вас "только три маленьких вопроса"...
- Чувство вины. Люди могут опасаться того, что беседа с журналистом приведет к необдуманным признаниям с их стороны, или что их слова будут неверно истолкованы.
- Смущение. Застенчивый человек может бояться самого процесса интервью, телевизионной техники, или считать, что он (или, скорее, она) будет плохо смотреться в кадре.
- Желание защитить кого-то. Человек может стремиться кого-то защитить, или просто бояться, что он сам будет ассоциироваться с чем-то неприятным. Еще человек может опасаться, что его слова могут подставить под удар кого-то другого.
- Неосведомленность. Вполне вероятно, что человек просто не хочет показаться неосведомленным и признать, что он не в курсе того, о чем вы его хотите спросить. Ему проще отказаться без объяснений.
- Чувство неловкости. Может быть предмет разговора смущает человека, или ему стыдно, или он считает, что вы спрашиваете его о чем-то очень личном.
- Трагедия. Очень часто человек не хочет делать серьезные переживания достоянием общественности.
5. Как договариваться об интервью?
- Сосредоточьте внимание на том, о чем человек сам хочет говорить, а не на том, что он, скорее всего, откажется обсуждать.
- Будьте аккуратны, но настойчивы.
- "Разработайте" человека, который защищает того, у кого вы хотите взять интервью (секретарь, пресс-секретарь). Будьте внимательны и помните, как зовут "щит" по имени. Если вы сумеете расположить к себе "щит", он будет вашим помощником. Попробуйте убедить человека соединить вас с тем, кому вы звоните ("я знаю, у вас столько звонков сейчас, но если вы меня соедините, то больше я вас не буду беспокоить").
- Попробуйте позвонить человеку домой. Попробуйте просто приехать и договориться об интервью.
6. Как убедить человека дать вам интервью?
Если вы добились разговора с человеком, который вам нужен, убедите его, что он очень важен для вашего сюжета. Однако не нужно его убеждать в том,
что вы будете всем рассказывать, какой он замечательный. Если вы на самом деле хотите спросить его, является ли он мафиози, попробуйте сыграть на:
- чувстве гордости: объясните, что вы собираетесь делать сюжет в любом случае, и хотите, чтобы все стороны были представлены, в т.ч. и сторона вашего собеседника. Если он "воздержится от комментариев", это будет выглядеть, как будто он что-то скрывает, или, что он виноват в том, в чем вы его обвиняете.
- чувстве справедливости: скажите, что интервью принесет пользу другим людям, убережет кого-то от неприятностей, которые произошли с ним.
- интересе публики: скажите, что людям интересны его мысли и переживания.
- способности представлять точку зрения: скажите, что именно он в полной степени владеет информацией и в состоянии е адекватно передать.
- чувстве персонального и профессионального престижа: некоторые люди реагируют, когда вы щекочете их самолюбие, некоторые заинтересованы в создании положительного имиджа в прессе и поддержании хорошей репутации среди коллег по бизнесу.
7. Другие аргументы.
- Начинайте с тех людей, кто, скорее всего, будут с вами сотрудничать. Часто потенциальный собеседник спрашивает, кто еще дает вам интервью.
- Договоритесь о времени. Если вам не могут уделить час времени, спросите, сколько времени вам смогут уделить. Как правило, выделенное вам время удается растянуть уже на месте.
- Продолжайте уговаривать человека. Часто люди просто поддаются на обаяние и открытость. Будьте вежливы, но настойчивы.
- Будьте внимательны к человеку. Если человек переживает трагедию, выразите соболезнования, покажите, что вы сочувствуете ему. Подчеркните полезность интервью для общества.
- Намекните на информацию, которой вы располагаете. Приоткройте то, что сможет человека заинтересовать. Скажите, что вы знаете о том, что происходит.
- Приезжайте лично.
Будьте готовы к ответу "без комментариев". Но скажите, что тогда вы сделаете стенд-ап на фоне офиса и скажете, что человек отказался комментировать события. Но при этом старайтесь не давить на собеседника или его запугивать.
Отступите на время. Если вас не поджимают сроки, не нужно надоедать человеку каждый день и вызывать у него раздражение.
8. Если нет времени.
- Не соглашайтесь, если секретарь предлагает перезвонить. Скажите, что будете ждать на линии до тех пор, пока нужный человек не освободится.
- Если это не срабатывает, скажите, что перезвоните через 15 минут.
- Если это тоже не срабатывает, просто приезжайте к нему в офис.
- Если человек собирается ехать на совещание, постарайтесь поймать его там. Попросите уделить вам 2-3 минуты. Скажите, что поставите оборудование в холле или в соседнем помещении и будете ждать, пока он не освободиться.
9. Пресс-конференция.
На пресс-конференции хозяин положения не вы, а ваш собеседник, который выбирает удобное ему время, место и вопросы, на которые ему удобно отвечать. На пресс-конференции становится известно только то, что выгодно устроителю. Пресс-конференцию лучше всего использовать как основу для дальнейшей работы.
- Будьте подготовлены по теме.
- Будьте на месте вовремя.
- Не задавайте вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".
- не забывайте о том, что если вы зададите лучший вопрос на пресс-конференции, все остальные используют в своем материале то же самое, что и вы. Если ситуация позволяет, оставьте лучший вопрос на потом.
- Отдавайте себе отчет в том, что реальная история - это не сама пресс-конференция. Найдите тех, на кого влияет то, что на этой пресс-конференции говорится.
НОУ ЦДПП «НЕ ЗРЯ»
2 курс
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ.
Вёрстка и макетирование.
«ВЫШЕ, ЛЕГЧЕ, ПРОЩЕ, ВЕСЕЛЕЙ!»
К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ.
Данная учебная литература является собственностью
НОУ ЦДПП «НЕ ЗРЯ»
и используется только в данном учебном учреждении.
ВТОРОЙ КУРС.
ПЛАН.
Сентябрь – октябрь – печатные СМИ. , изучение Р – Ра.
октябрь – редактирование.
Ноябрь – радио и дикторское мастерство.
Декабрь - операторское мастерство
Январь, февраль, март – телевидение.
Апрель, май – монтажное мастерство.
ПЕЧАТНЫЕ СМИ. 1 урок
Написать чем вы интересовались летом и о чём собирали информацию.
Повтор основ 1 курса.
ТИПОЛОГИЯ ГАЗЕТ, журналов.
Тип издания формируют выходные данные:
1. тип – газета, журнал, альманах, приложение, бюллетень…
2. название.
3. начало выхода
4. направленность (цель) (должна отображаться в название)
5. девиз – краткое изречение.
6. учредитель (основатель издания)
Качественно – количественная характеристика:
1. содержание.
2. аудитория (равнение на определённую группу)
3. периодичность
4. время выхода
5. тираж
6. формат
7. количество полос
8. основные устойчивые рубрики.
9. Стиль.
10. жанры
Есть в типологии фактор–общероссийская пресса, региональная, качественная пресса, массовая, жёлтая.
по тематике - молодёжная, женская, политика, экономика, культура, спорт.
Есть специализированные издания по направленной тематике.– рыбалка, кулинария, кроссворды, где пишут только об этой теме для любителей.
ТИПОЛОГИЯ ГАЗЕТ.
К аждый объясняет свой имидж. Д/З.
1. придумать по типологии своё издание. Каким оно будет его цели.
1. игра лучший вопрос (на тему что делал летом?) Цель спровоцировать на рассказ.
Д/З – обзор прессы за неделю.
проанализировать газеты- общероссийскую прессу, региональную, качественную пресса, массовую, жёлтую по тематической направленности
1.1. – ПРАКТИКА. изучение компьютера. (включение, блок, мышь, клавиатура, монитор,
Программы, ворд, открывание Р-ра.
2 УРОК - РАЗМЕЩЕНИЕ НА ПОЛОСАХ
Важна тематика, имидж издания (присущие только ему привлекательные черты)
2.1. – изучение основ в Р – ре.
3. урок
ЗАГОЛОВКИ.
Повтор определений – журналистика, её виды и типы.
Функции журналистики. (информационная, коммуникационная, интеграционная, организационная, образовательная, просветительская, реакционная, даже реформаторская, в шоу - развлекательная)
Что относится к печатным СМИ.
Какие выразительные элементы газеты.
Разбор заголовков (заголовки – вопросы, цитаты, предложение из текста, обобщающие, повествовательные, призывы…? … - необычные заголовки)
Рассказать про имидж.
1. подобрать заголовки к текстам.
2. придумать синонимы словам и фразам (необычный, солнечный, большой, грустный, деталь текста, просторный класс, глубокий анализ текста)
Д/З подобрать себе образ телеведущего. Прийти на следующий урок в данном наряде.
1. определить по названию о чём статья.
игра в ассоциации. (с чем ассоциируется слово газета) – кто больше.
3.1. линии, повороты, текст.
- 1. Хроника (информация, новость), 2. Заметка, 3. Репортаж, 4. Интервью, 5. Отчёт, 6. Опросc, 7. Мини – комментарий, 8. Мини- корреспонденция, 9. Некролог, 10. Пресс – релиз.
- История риторики. Говори, чтобы я мог тебя видеть
- Елена комарова и Ольга кутасова История журналистики.
- Разделение изданий на 3 фронта. Журналистика пореформенной эпохи.
- 2. Стенд-ап в середине сюжета ("мостик").
- 3. Стенд-ап в конце сюжета.
- Интервью.
- 4 Урок. Значение рубрики в печатном издании
- 5. Урок. История успехов в газетном деле
- 3. Привлекательный голос (тон) и внешний вид (дизайн).
- 6. Урок. Образ газеты
- 1. Формат
- 7. Урок. Объем
- 1. Текст
- 2. Афиша
- 8. Урок. Плакат
- 2. После того как определены секции и блоки материалов, следует прийти к соглашению относительно соотношения рекламы и редакционных материалов в каждом блоке (секции).
- 11. Урок. Дизайн
- 12. Урок. 5. Фурнитура
- 6. "Воздух"
- Тема 31. Основные комплексы элементов
- Тема 39. Реклама в газете и журнале
- Тема 44. Верстка и виды верстки
- Тема 47. Цвет в газете и журнале
- Тема 48. Утилитарное и эстетическое в оформлении периодических изданий
- Реклама
- 22 Урок. Пиар - цели и работа пр.
- Художественно-публицистические жанры журналистики
- Художественно-публицистические жанры
- 17.3. Журнальные жанры
- 17.4. Жанры телевизионных и радиопередач
- 17.5. Жанры политической литературы
- 17.6. Жанры публичной политической речи
- Памфлет
- Пародия
- Сатирический комментарий
- Фельетон
- Эпитафия
- Эпиграф
- Житейская история
- Легенда
- Анекдот
- 15. Менеджмент персонала.
- 3 Курс основы журналистики. Телевидение – монтаж.
- Организация работы отдела новостей
- 1. На скольких стульях я сижу одновременно? (должностные обязанности директора отдела новостей)
- 2. Зачем они это делают? (цель производства новостей)
- 3. И это вы называете новостями? (что есть "новости")
- 4. Кто есть кто и почему? (Структура отдела новостей)
- 5. Это не моя работа! (обучение смежным специальностям)
- 6. Работать с улыбкой? (мотивация сотрудников)
- 7. Зарплаты.
- 8. Когда хорошие журналисты делают нехорошие вещи. (Этика, объективность и точность).
- 9. Где взять новость? Источники информации.
- 10. Как распределить начинку и тесто, чтобы пирог "Новости" получился вкусным? (структура выпуска новостей, типы сюжетов)
- 11. Несколько полезных советов о том, как писать и читать для эфира.
- 12. Промоушен, промоушен и еще раз промоушен.
- 13. Анонсы в течении дня.
- 14. Приберечь на завтра. (архивы, графика и многое другое)
- Московская хартия журналистов декларация
- Союз журналистов россиикодекс профессиональной этики российского журналиста
- Ответственность перед обществом
- Отношение к меньшинствам
- Телевидение и культура
- Культура телевидения
- Ответственность перед зрителем Расписание и анонсы
- Экспертные консультации
- Соблюдение расписания
- Телевизионная информация
- Достоверность Ссылки на первоисточник
- Проверка
- Социальное последействие
- Факты и мнения
- Адекватность жанру
- Инсценировка
- Исправление ошибок
- Полнота информации
- Непредвзятость Политическая неангажированность
- Опасность идеологизации
- Позиция журналиста
- Исследовательская журналистика
- Ответственность перед личностью
- Предварительная договоренность
- Общение перед камерой
- Вторжение в частную жизнь
- Репутация
- Право на ответ
- Закон о диффамации
- Ответственность перед собой
- Реклама и редакционная независимость
- Спонсорство
- Упоминания спонсора
- Запрещенное спонсорство
- Реклама
- Продолжительность
- Содержание рекламы
- Запрещения и ограничения
- Столкновение интересов
- Телевидение и выборы Права кандидатов и права телезрителей
- Виды предвыборных передач
- Отбор участников
- Журналистская беспристрастность
- Правительственный контроль
- Предвыборные дебаты
- Исторические уроки
- Анкеты и опросы
- Журналист в экстремальной ситуации
- Катастрофы и стихийные бедствия
- Гражданские беспорядки и массовые волнения
- Террористические акты и преступления
- Этнические конфликты
- Вооруженные столкновения и цензура
- Военные действия
- Психологические приемы и способы проявления позиции журналиста
- 2) Агитация
- 1) Слова-индикаторы
- 2) Авторский домысел
- 3) Подбор фактов
- 4) Апелляция к публике
- Журналист в поисках информации Доступ к информации в вопросах и ответах Право на поиск и получение информации
- Аккредитация
- Правовой режим информации
- Общий порядок запроса информации
- Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций
- Запрос информации у частных лиц
- Поиск и получение информации в федеральных законодательных и исполнительных органах (органах государственной власти)
- Поиск и получение информации в судах
- Поиск и получение информации в избирательных комиссиях
- Поиск и получение информации в органах местного самоуправления
- Поиск и получение информации в чрезвычайных ситуациях
- Гарантии права на поиск и получение информации
- Информация, которая не может быть отнесена к государственной тайне
- Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне
- Правила отнесения информации к государственной тайне
- Ответственность за разглашение информации, относящейся к государственной тайне
- Персональная информация. Тайна личной и семейной жизни
- Тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений
- Врачебная (медицинская) тайна
- Коммерческая и служебная тайна
- Банковская тайна
- Тайна следствия и дознания
- Правовой режим информации в архивах
- Порядок рассекречивания и использования архивной информации
- Нравственные принципы тележурналистики