Правовой режим информации
Какие режимы информации существуют? Кто и какими правами на информацию обладает?
Вопрос этот является одним из самых запутанных по той причине, что законодатель не выдержал определенного подхода к его решению.
Гражданский кодекс в статье 128, наряду с другими, провозглашает информацию объектом гражданских прав. Из этого следует, что в отношении информации могут совершаться гражданско-правовые сделки, которые не противоречат существу информации как объекта права (о чем подробнее будет сказано ниже).
Однако очевидно, что существует большая категория информации, исключенная из гражданского оборота. Речь идет об охраняемых законом тайнах (за исключением коммерческой тайны, которая единственная из всех тайн регулируется гражданским законодательством и может при определенных условиях стать объектом гражданских сделок). Существуют и случаи, когда информация должна предоставляться не по гражданско-правовым договорам, а в силу закона (и бесплатно), - мы говорим о запросе информации из государственных органов в порядке статей 24, ч. 2, 29, 41 и 42 Конституции Российской Федерации и статей 38 - 40 и 47 Закона "О средствах массовой информации" и о запросе информации у негосударственных организаций, когда закон обязывает их предоставлять информацию.
Теперь коснемся ставшего популярным вопроса о праве собственности на информацию. Очевидно, что в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" из голов авторов вкралась путаница между информацией как обратной стороной энтропии и документом, на котором она отражена. Если проанализировать содержание статей 209 - 213 Гражданского кодекса вкупе с уже упоминавшейся статьей 128, то станет очевидно, что информация, представляющая собой совершенно отдельный от имущества объект гражданских прав, в собственности находиться не может по своей природе, тогда как носитель информации (в том числе и бумажный - например, книга) может находиться в собственности и продаваться (причем и в качестве книги, и в качестве макулатуры).
Нельзя забывать и еще один вариант, при котором информация станет объектом исключительных прав определенного лица на определенный срок: речь идет о так называемых объектах промышленной собственности - изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, которые охраняются патентным законодательством, неправомерное разглашение информации о которых может повлечь для журналиста ответственность.
В каких случаях и кто имеет право ограничивать доступ к информации?
Во-первых, это государственные органы и организации и органы общественных организаций, если речь идет об оказавшейся у них информации, составляющей государственную, коммерческую (служебную) или иную охраняемую законом тайну (в остальных случаях они обязаны ее предоставлять).
Во-вторых, это негосударственные (и необщественные) организации и люди, которым определенная информация стала известна в силу их профессиональной деятельности и которую закон обязывает их хранить в тайне (все случаи "профессиональной" тайны - врачебная, банковская, нотариальная, адвокатская).
В-третьих, это те же субъекты, что и во втором случае, но когда речь уже идет об информации, касающейся их самих и их деятельности, если только закон не обязывает их сообщить эту информацию по запросу (как видно, третий случай охватывает весьма обширную сферу частной жизни и частного предпринимательства).
И, наконец, в-четвертых, это обладатели исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности).
Необходимо ли получать согласие исполнителя или лица, которому исполнитель передал свои права на исполнение, для записи исполнения и в каких случаях?
Статья 44 Конституции гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Статья 138 Гражданского кодекса РФ также признает за гражданином или юридическим лицом исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, однако делает одну существенную оговорку: данные права признаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом. В этом состоит одна из особенностей охраны продуктов творческой деятельности.
Исключительное право записывать исполнение и распространять такие записи или разрешать указанные действия принадлежит исполнителю, который может передать его любому иному лицу. По этому правилу получение согласия необходимо.
Однако Закон "Об авторском праве и смежных правах" установил ряд случаев, когда запись и распространение могут проводиться и без согласия исполнителя или иного обладателя исключительных прав на исполнение.
Один из таких случаев предусмотрен в пункте 1 части 1 статьи 42 упомянутого закона, которая допускает без согласия исполнителя и без выплаты ему вознаграждения включение небольших отрывков из исполнения, постановки в обзоры о текущих событиях.
Таким образом, журналист вправе записать и в последующем использовать в новостях отрывок из исполнения, продолжительность которого должна быть оправданна информационной целью.
- 1. Хроника (информация, новость), 2. Заметка, 3. Репортаж, 4. Интервью, 5. Отчёт, 6. Опросc, 7. Мини – комментарий, 8. Мини- корреспонденция, 9. Некролог, 10. Пресс – релиз.
- История риторики. Говори, чтобы я мог тебя видеть
- Елена комарова и Ольга кутасова История журналистики.
- Разделение изданий на 3 фронта. Журналистика пореформенной эпохи.
- 2. Стенд-ап в середине сюжета ("мостик").
- 3. Стенд-ап в конце сюжета.
- Интервью.
- 4 Урок. Значение рубрики в печатном издании
- 5. Урок. История успехов в газетном деле
- 3. Привлекательный голос (тон) и внешний вид (дизайн).
- 6. Урок. Образ газеты
- 1. Формат
- 7. Урок. Объем
- 1. Текст
- 2. Афиша
- 8. Урок. Плакат
- 2. После того как определены секции и блоки материалов, следует прийти к соглашению относительно соотношения рекламы и редакционных материалов в каждом блоке (секции).
- 11. Урок. Дизайн
- 12. Урок. 5. Фурнитура
- 6. "Воздух"
- Тема 31. Основные комплексы элементов
- Тема 39. Реклама в газете и журнале
- Тема 44. Верстка и виды верстки
- Тема 47. Цвет в газете и журнале
- Тема 48. Утилитарное и эстетическое в оформлении периодических изданий
- Реклама
- 22 Урок. Пиар - цели и работа пр.
- Художественно-публицистические жанры журналистики
- Художественно-публицистические жанры
- 17.3. Журнальные жанры
- 17.4. Жанры телевизионных и радиопередач
- 17.5. Жанры политической литературы
- 17.6. Жанры публичной политической речи
- Памфлет
- Пародия
- Сатирический комментарий
- Фельетон
- Эпитафия
- Эпиграф
- Житейская история
- Легенда
- Анекдот
- 15. Менеджмент персонала.
- 3 Курс основы журналистики. Телевидение – монтаж.
- Организация работы отдела новостей
- 1. На скольких стульях я сижу одновременно? (должностные обязанности директора отдела новостей)
- 2. Зачем они это делают? (цель производства новостей)
- 3. И это вы называете новостями? (что есть "новости")
- 4. Кто есть кто и почему? (Структура отдела новостей)
- 5. Это не моя работа! (обучение смежным специальностям)
- 6. Работать с улыбкой? (мотивация сотрудников)
- 7. Зарплаты.
- 8. Когда хорошие журналисты делают нехорошие вещи. (Этика, объективность и точность).
- 9. Где взять новость? Источники информации.
- 10. Как распределить начинку и тесто, чтобы пирог "Новости" получился вкусным? (структура выпуска новостей, типы сюжетов)
- 11. Несколько полезных советов о том, как писать и читать для эфира.
- 12. Промоушен, промоушен и еще раз промоушен.
- 13. Анонсы в течении дня.
- 14. Приберечь на завтра. (архивы, графика и многое другое)
- Московская хартия журналистов декларация
- Союз журналистов россиикодекс профессиональной этики российского журналиста
- Ответственность перед обществом
- Отношение к меньшинствам
- Телевидение и культура
- Культура телевидения
- Ответственность перед зрителем Расписание и анонсы
- Экспертные консультации
- Соблюдение расписания
- Телевизионная информация
- Достоверность Ссылки на первоисточник
- Проверка
- Социальное последействие
- Факты и мнения
- Адекватность жанру
- Инсценировка
- Исправление ошибок
- Полнота информации
- Непредвзятость Политическая неангажированность
- Опасность идеологизации
- Позиция журналиста
- Исследовательская журналистика
- Ответственность перед личностью
- Предварительная договоренность
- Общение перед камерой
- Вторжение в частную жизнь
- Репутация
- Право на ответ
- Закон о диффамации
- Ответственность перед собой
- Реклама и редакционная независимость
- Спонсорство
- Упоминания спонсора
- Запрещенное спонсорство
- Реклама
- Продолжительность
- Содержание рекламы
- Запрещения и ограничения
- Столкновение интересов
- Телевидение и выборы Права кандидатов и права телезрителей
- Виды предвыборных передач
- Отбор участников
- Журналистская беспристрастность
- Правительственный контроль
- Предвыборные дебаты
- Исторические уроки
- Анкеты и опросы
- Журналист в экстремальной ситуации
- Катастрофы и стихийные бедствия
- Гражданские беспорядки и массовые волнения
- Террористические акты и преступления
- Этнические конфликты
- Вооруженные столкновения и цензура
- Военные действия
- Психологические приемы и способы проявления позиции журналиста
- 2) Агитация
- 1) Слова-индикаторы
- 2) Авторский домысел
- 3) Подбор фактов
- 4) Апелляция к публике
- Журналист в поисках информации Доступ к информации в вопросах и ответах Право на поиск и получение информации
- Аккредитация
- Правовой режим информации
- Общий порядок запроса информации
- Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций
- Запрос информации у частных лиц
- Поиск и получение информации в федеральных законодательных и исполнительных органах (органах государственной власти)
- Поиск и получение информации в судах
- Поиск и получение информации в избирательных комиссиях
- Поиск и получение информации в органах местного самоуправления
- Поиск и получение информации в чрезвычайных ситуациях
- Гарантии права на поиск и получение информации
- Информация, которая не может быть отнесена к государственной тайне
- Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне
- Правила отнесения информации к государственной тайне
- Ответственность за разглашение информации, относящейся к государственной тайне
- Персональная информация. Тайна личной и семейной жизни
- Тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений
- Врачебная (медицинская) тайна
- Коммерческая и служебная тайна
- Банковская тайна
- Тайна следствия и дознания
- Правовой режим информации в архивах
- Порядок рассекречивания и использования архивной информации
- Нравственные принципы тележурналистики