logo
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

Психологические приемы и способы проявления позиции журналиста

Т олько ленивый сегодня не критикует СМИ за их неправильное освещение предвыборных кампаний. А что думают о своей работе журналисты? Как они анализируют сложившуюся сегодня практику работы в этот период? Медиа программа ИРИС готова публиковать материалы по этой теме.

Позиция журналиста: сущность и социальная ответственность за её выражение

Для начала необходимо дать определение понятия "позиция". Большая Советская Энциклопедия трактует это понятие как "точка зрения по какому-либо вопросу; определённая оценка какого-либо факта, явления, события; действие, поведение, обусловленное этим отношением, оценкой" (Большая Советская Энциклопедия).

Отличие в том, что свою позицию как индивидуума журналист выражает не где-нибудь, а именно в тексте, который затем выходит в свет и с ним может ознакомиться многочисленная аудитория. Здесь уже затрагивается проблема социальной ответственности пишущего, о чём речь пойдёт несколько позже. Жанр, бесспорно, весьма важен для адекватного выражения смысловой основы журналистского произведения… Это для достижения определённой цели выразительные средства журналистики. Поэтому сложившиеся в историческом опыте СМИ журналистские жанры следует сопоставлять по двум параметрам: по предметному подходу к отображению реального факта и по целевой установке на уровень осмысления.

Второй параметр, по классификации Е. И. Пронина, не менее важен. В зависимости от задачи, от понимания характера объективной ситуации журналист может ограничиться беспристрастным изложением события ("оповещение"). Но он может дать хотя бы лаконичное описание явления, и тогда центром и основой сообщения окажется эмоциональная оценка факта, ориентирующая читателя в социальной значимости события ("ориентирование"). А может сосредоточить всё своё внимание на всестороннем обосновании собственного суждения о сути дела ("коррекция"). Наконец, журналист может поставить целью своего выступления создание обобщённой программы практического отношения ко всему данному типу явлений ("символизация").

Поэтому большое значение для выражения авторской позиции является то, какой жанр выбирает журналист.

"Девиз - лозунг, выражающий отношение к актуальному событию социальной практики, вынесенный во врезку, шапку, аншлаг. Целевая установка - оповещение об идейно-политической позиции издания.

Реплика - лаконичное сообщение, представляющее собой энергичное провозглашение оценочного суждения журналиста о конкретном событии или явлении социальной практики, выражающее позицию газеты и стремящееся вызвать эмоционально окрашенную реакцию читателя (и общественного мнения в целом). Целевая установка - ориентирование в злободневных явлениях и событиях выражением чувства восхищения или негодования, причины которых самоочевидны.

Комментарий - развёрнутое выступление, представляющее собой достаточно подробный разбор злободневного события, либо обоснованную интерпретацию чьего-либо поведения или какого-либо документа. Целевая установка - прямое объяснение события (поступка, документа) с определённой идейно-политической позиции для коррекции общественного мнения по данному вопросу.

Обозрение - развёрнутое сообщение, содержащее обоснованное и энергичное провозглашение позиции журналиста относительно некоторой достаточно целостной совокупности взаимосвязанных явлений и событий социально-политической практики, имеющих общую тенденцию, которая влияет на развитие общественной жизни. Целевая установка - предложить читателю обобщённые до символического значения эталонные оценки ситуаций и фактов данного типа" ("Социальная практика и журналистский текст").

А. С. Лавреневская выделяет составляющие авторской позиции. Это - "образный ориентир", "авторский приём", "мнение" (имеющее определённую "направленность", "тональность", "персонифицированность" и "охват"), а также "роль" повествователя ("художник", "прагматик", "исследователь" и "пропагандист"). Однако, все эти понятия исследователь в своей работе подробно не рассматривает, ограничиваясь лишь констатацией факта. Тем не менее, её исторический анализ роли публициста заслуживает внимания. Автор вскрывает "диалектику объективного и субъективного в тексте, наглядно демонстрируя, что системное взаимодействие выразительных средств текста обусловлено "ролью", принимаемой на себя автором. И наоборот, личность автора очерчивается в тексте системным взаимодействием всего комплекса выразительных средств".

Так, раньше журналист находился как бы вне ситуации, он старательно показывал, что "списывает всё с натуры", но в событиях лично не участвует. Это роль "художника" и его текст - это "рисунок", в котором реальность неотличима от игры и творческого воображения. Позже журналист берёт на себя роль "пропагандиста", и его текст становится своего рода "прокламацией", цель которой - широкое распространение каких-либо установок.

Затем журналист становится социальным "исследователем", который доносит до аудитории результаты собственного анализа объективных обстоятельств. В его тексте - "трактате" - рассматриваются реальные жизненные проблемы. До недавнего времени публицист был "прагматиком", а его текст - "рецептом" к решению конкретных проблем, возникающих в жизни общества. С 80-х годов автор может выступать во всех выше перечисленных ролях. Текст "для него "инструмент", позволяющий многоаспектно рассматривать и отображать проблемы реальной жизни. Как будто журналист стремится реализовать универсальную журналистскую роль "комментатора"" (Лавреневская А. С. "Объективное и субъективное в очерке").

"Любая информация, затрагивающая интересы и потребности людей - независимо от того, касается ли она вопросов политики, экономики, социальных проблем, - направлена не только на информирование людей, но и на формирование или изменение их позиций, точек зрения" (Рощин С. К. "Психология и журналистика").

В социальной психологии хорошо известно понятие референтных групп. Смысл их означает, что в любом сообществе людей есть лица, к мнению которых остальные прислушиваются с особым вниманием и доверием. Эти лица определяют групповые ценности своего общества, на которые ориентируется каждый, кто считает себя принадлежащим к этому обществу. В первую очередь, к таким группам относятся СМИ.

В связи с этим уместно будет говорить об убеждении как основном способе побуждения людей к принятию предлагаемой им информации. При этом убеждение оказывается возможным только в том случае, если читатель способен сопоставлять, анализировать различные точки зрения.

Приёмы открытого проявления позиции журналиста

В связи с определившимся выше понятием манипулятивного внушения проблема субъективности в журналистике приобретает первостепенное значение. Доверие, получаемое журналистом от аудитории, ко многому обязывает, но далеко не каждому удаётся его оправдать. Зачастую пишущий, высказывая свои личные эмоции, категорически утверждает, навязывает своё мнение. Подобное явление получило название "необоснованной (неаргументированной) генерализации". Этот вид "демагогической риторики" достаточно подробно рассмотрен в работах Т. М. Николаевой и М. Ю. Федосюка, а Aпособы манипулятивной генерализации, которые характерны для газет, указаны в работе А. П. Сковородникова.

1) Антиагитация Как ни странно, но в прессе во время выборов появлялось гораздо больше антиагитационных материалов. Говорилось чаще не о достоинствах "своего" кандидата, а о недостатках соперника.

Например:

Губернатор, оказывается, у нас в прямом смысле просто бомжует. Надо будет поискать на Пензе-1, может быть, стоит в переходе в темных очках и страшно стесняется Действительно, вдруг кто-нибудь узнает. Засмеют ведь. (Приложение к "Пензенской биржевой газете" "Ведомости" выпуск N11 (20), Антон Хмельницкий "У власти нищий?")

Или:

…к власти ныне рвутся вовсе не коммунисты, перед многими из которых можно преклонить колени, а самые настоящие ярые и безжалостные большевики. Этим, собственно плевать на принципы и идеалы, романтику и идеологию. Эти люди абсолютно беспринципные и крайне жестокие и жестокие в достижении главной своей цели - власти. ("Московский комсомолец в Пензе" 14 - 21 марта 2002 г., Алексей Громов "Игры псевдопатриотов")

Уничижительный образ в первом случае и отсутствие веской аргументации во втором свидетельствуют о психологическом внушении со стороны коммуникатора.