logo
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

1. Хроника (информация, новость), 2. Заметка, 3. Репортаж, 4. Интервью, 5. Отчёт, 6. Опросc, 7. Мини – комментарий, 8. Мини- корреспонденция, 9. Некролог, 10. Пресс – релиз.

1. Хроника – это небольшое сообщение в несколько строк. Самый сжатый и быстрый вид материала. По-другому хронику называют новостями. Здесь главное – факт без пояснения и деталей. В основе новостного факта чаще лежит что - то срочное, вызывающее интерес. Хроника очищена от шумов и в основном, передаётся диктором, а в газете – в новостной колонке.

2. Заметка. В настоящее время заметку стали публиковать в развёрнутом варианте, которая отвечает на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? По каким причинам? Итоги события. Иногда в заметку добавляют важные пояснения и детали. Заметка тоже очень оперативный и актуальный вид материала.

3. Репортаж – это изложение факта с места события. Корреспондент непосредственный участник события, поэтому материал содержит:

личное «Я» (связь с аудиторией - симпатия или отторжение)

эмоциональность;

наглядность, детализированность;

наличие пространства и времени (3 времени – время, когда проходило событие, время трансляции и время в которое сжалось событие в ходе написания корреспондентом материала.);

факт и его интерпретацию;

содержится эффект присутствия, поэтому к данному виду материала возникает доверие.

Репортаж самый живой и интересный вид материала, без которого не может существовать новостная программа на телевидение и на радио. Репортаж пользуется большой популярностью и в газете.

Есть два вида репортажей – событийный и вторичный. Событийный репортаж – это отражение одного происшествия или мероприятия. Вторичный репортаж – это когда корреспондент снимает одно событие и прикрепляет к нему другое на эту же тему, но давно прошедшее. Таким образом, в репортаже появляется два факта. Событие + предыстория или событие + последствие.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Из предложенных тебе опорных слов составь – хронику, заметку и репортаж.

2. побывай на каком – либо событии и опиши его в своём материале, используя особенности репортажа.

УРОК №12

(Инф. жанр. Интервью. Опрос. Отчёт. Мини- коррес. Мини – комментарий. Некролог. )

Интервью – материал, основанный на вопросе и ответе. Вопрос журналиста, ответ – собеседника. В этом материале главное – точка зрения собеседника тема, канва, вопросы, ход и линия интервью определяется корреспондентом.

Виды: 1. блиц – инт. (вопрос – ответ быстрые или небольшие ответы по одному или разным поводам различных лиц) 2. экспертное ( точка зрения специалиста или советы) 3. портретное (о человеке) 4. звёздное (раскрутка, пиар).

Типы интервью: 1. оперативно – событийное – оперативный комментарий на значимое событие.

2. информационное- обыденное для новостных выпусков.

3. аналитическое - документальное –проблемное исследование или расследование.

4. художественное – портретное. Это как раз портретное.

Отчёт – сухой вид материала, основанный на официальных событиях. Подаётся с цифрами, цитатами, высказываниями участников мероприятия в строгом повествовательном виде. Это полный рассказ сути встречи.

Качующие виды материалов.

Опрос – исследование мнения людей, основанный, на многочисленных вопросах, предназначенных населению по различным темам и проблемам.

Мини – корреспонденция – описание различных ситуаций с развитием действия. В инф. жанре, в основном, это материалы просто описательные без глубины и рассуждений. К корреспонденции часто прибегают начинающие журналисты. Иногда корреспонденция выражается в последовательности действия – предыстория + событие + шаги + последствия.

Мини – комментарий – объяснения и трактовка события или явления без анализа. Описательный текст происходящего.

Некролог – если как заметка, то это информационный жанр, а если построение схоже с портретным очерком о человеке, то это худ – публ. Жанр, хотя это скорее эпитафия.

Пресс – релиз – скорее это не журналистский материал, а заготовка текстов для СМИ конкретных организаций. Часто – это пиар – тексты различных компаний или вопросы и ответы, рассматривающиеся на каком – либо мероприятие.

Рассказать про имидж ведущих. Соответствие …

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Из предложенных тебе опорных слов составь – хронику, заметку и репортаж.

2. побывай на каком – либо событии и опиши его в своём материале, используя особенности репортажа.

Жанры

К информационному жанру также относятся рекламные виды текстов – анонс и афиша. Это рекламные сообщения представлений, концертов, фильмов…

Аналитический жанр –

От слова анализ – глубина. Основан на нескольких фактах. В этом жанре очень много рассуждений, оценок, мнений. Автор выступает как аналитик. Его «Я» заметно в материалах аналитического жанра.

Корреспонденция, комментарий, рецензия, статья, публицистическое обозрение, письмо, беседа (круглый стол, интерактивные программы), исповедь, эксперимент, рекомендация, версия – прогноз. Анкета, рейтинг, мониторинг.

Корреспонденция – это последовательное изучение ситуации.

Комментарий – это отклик на событие, комментирование проблемы.

Рецензия – чаще это критика или реклама.

Статья – научный вид материала масштабный и глобальный, основанный на изучении проблем, исследованиях.

Публицистическое обозрение – материал о событиях и явлениях. Часто это обозрение лично корр. подборка важных событий за неделю, месяц… автор наблюдатель.

Письмо - обращение народных авторов через СМИ с целью – решить наболевшую проблему.

Беседа – это разновидность интервью, но с большим процентом высказывания корреспондента. Этот вид материала похож на рассуждения, поиск выхода из конфликта.

Часто это или круглый стол – беседа с несколькими людьми, либо интерактивная программа.

Эксперимент – это исследование темы и проблемы изнутри. (Кольцов, Рубинов)

1. под маской, 2. как простой гражданин, 3. внедрение в среду.

Исповедь – это материал о внутренних переживаниях автора, крик его души о наболевшем. Чаще всего пишется, когда человеку надо выговорится. В основе лежат жизненные ситуации или проблемы.

Версия – прогноз – материал, основанный на суждениях с попытками предсказания.

Рекомендация – материал какого – либо специалиста основанный на советах.

Анкета, рейтинг, мониторинг – это маркетинговые, социологические и пиар – материалы.

Анкета – социожурналистский материал, основанный на письменном или устном опросе, обработанный журналистом. Базируется на коллективных мнениях, включает в себя выводы, построенные на статистических данных.

Рейтинг - оценка общественности личности, учреждения, идеи… Основан этот материал на %, цифрах и сравнениях.

Мониторинг – пиар – журналистский материал, основанный на масштабных изучениях. Акцент на + и – различных явлений, товаров, услуг. Базируется на регулярных исследованиях, цифрах. Обычно сопровождается % и графическими изображениями, либо таблицами.

Художественно – публицистический жанр.

Этот жанр основан на образном восприятии. Он включает в себя и документалистику, и лирику.

Схема материалов этого жанра такова – документальность + действие + образ + выводы.

Виды материалов: очерк, эссе, фельетон, памфлет, проза жизни, док. материалы.

Очерк – это передача ощущений, событий через образы, метафоры. 1. мемуары. 2. путевые заметки. 3. городские очерки…

Эссе – выведение своей концепции. Основан на документальных доказательствах своих суждений.

Фельетон – юмористическое описание ситуации. Построен на иносказании и метафорах.

Памфлет – сатирический комментарий. Сатира с накалом страстей. Высмеивает нелогичность и глупость отдельных людей. Построен на деталях и описании.

Проза жизни – описание каверзных случаев. Рассматриваются конкретные ситуации, житейские истории, поступки людей. Здесь важны детали, мелочи, документальность. Иногда материал с нотой драматизма.

Шоу

Этот жанр основан на развлечениях и увеселениях. Достоверность факта не имеет значения. Много домысла и даже вымысла. Предназначен для людей понимающих и любящих юмор.

Анекдоты – вымышленные или реальные истории

Игры – интеллектуальные, музыкальные…, главная их черта – развлечение, а потом уже познание.

Конкурсы – описание погони за победой. Отображение спортивных, музыкальных состязаний.

Шоу – расследования – материалы, часто построенные на вымышленных событиях или фактах, чтобы посмеяться.

Интерактивные материалы - построены на общение, знакомствах.

Реалити – шоу – модное направление, построенное на погони за деньгами, славой. Описание жизни, поведения, качеств и отношений людей в различных ситуациях.

Шоу – эксперименты – материалы, основанные на розыгрыше.

Пародия – подражание, высмеивание недостатков в комической форме. Главная цель – вызвать смех.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА.

Заголовочные комплексы.

ЛИДЫ.

Лид – в переводе с англ. – вести, лидировать. Лид – это первый ёмкий абзац журналистского материала.

Лид входит в заголовочный комплекс и является отражением замысла и тематики всей публикации.

Он должен быть ярким, чтобы читатель, ознакомившись с лидом, дочитал материал до конца.

История возникновения лида упирается в войну. В Англии, а позже и в России (во время ВОВ), репортёры с линии фронта передавали вначале самую суть, самое важное, а потом, сообщали эту же информацию в более подробном виде. Так родился лид.

В наше время Лид существует с целью – заинтересовать, обозначить тематику. Многие журналисты Лид сравнивают с анонсом, небольшой рекламой последующего текста. Человек, прочитав Лид, поймёт, интересует данный материал его или нет. Таким образом, Лид экономит время читателей.

По объёму Лид не должен выходить за рамки. Его оптимальный размер – 1/5 –1/4 от всего материала.

Лид отличается от основного текста дизайнерским выделением. Чаще он печатается более жирным шрифтом или же другой гарнитурой, иногда меняется кегль.

Не стоит писать Лид для заметок, так порой сам Лид можно сравнить с заметкой.

Есть большая разновидность лидов. Самые основные, которые употребляются журналистами наиболее часто это – суммарный, ударный, бекграунд , живописный или описательный, курьёзный, Лид – цитата, вопрос, контраст.

Последнее время часто используется Лид – вступление. Это своеобразная предыстория перед материалом, воспоминание того, что случилось заранее, что привело к данной ситуации.

Суммарный – самый распространённый Лид, сочетающий в себе ответы на вопросы – Кто? Что? Где? Когда? (По какой причине?). этот Лид - схож с заметкой. Он используется в больших и средних материалах по объёму и в последнее время причисляется к репортёрским, подходит даже к телевизионным репортажам.

Но он не отличается яркостью, скорее информационностью.

Ударный Лид – можно назвать шокирующим. С интригой преподносится какой – то сенсационный момент или же просто что – то необычное. Сохраняется некая недосказанность в этом Лиде. Это делается для того, чтобы заинтересовать и заставить читать материал. Данный Лид хорош, когда оправданно используется в материалах с нотой необычности или громких историях, тревожных всеобщих проблемах, где обнаружено невероятное.

Бекграунд - в переводе с англ. – площадка сзади. То есть, описывается колоритная обстановка. Можно сказать, что главенствует в материале место события (описание тюрьмы). Место события и есть здесь тематика. Подобные Лиды должны быть образными, насыщенными, наглядными и детальными.

Живописное начало и описательный Лид – это пре6жде всего Лид лирического материала или художественно – публицистического жанра. Часто используется описание человека в портретном очерке. В тоже прибегают к образам, метафорам.

Лид – Цитата – это наиболее яркая цитата участника материала, отображающая идею всего текста.

Лид – Вопрос. Наиболее эффективный Лид, особенно в проблемных материалам. В Лиде как правило обозначается проблема, задаётся вопрос, а сам материал отвечает на него.

Контраст. – это Лид в котором используется яркое противопоставление противоположностей, тем самым, усиливая разницу. (добро – зло). Иногда прибегают к контрасту несовместимости (сам милиционер оказался преступником).

Курьёзное начало применимо к фельетонам, памфлетам, где смехом обличаются поступки, нелепые факты.

Специфика СМИ.

ТВ

радио

Печатные СМИ

1. оперативность

День – в день

День – в день

Не оперативные

2. финансовая доступность

бесплатное

Минимальная месячная оплата и бесплат. по волнам

Дорогие газеты, журналы цветные и глянцевые

3. затрата времени при получении информации

Можно совмещать дела с просмотром ТВ.

Можно без отрава от дел получать информацию

Отнимает время на прочтение информации

4. привлекает внимание

Картинкой, редко темой, текстом, голосом

Привлекает только голосом , редко текстом.

Привлекает фото, названии и потом слово – текст. Но слово здесь самое главное

5. краткость

Минимум затраты времени на получение инф. Картинка + текст

Время, затраченное на ту же инф. увеличивается. Голос + текст

Время, на получение той инф. уходит гораздо больше, т. к. информирует в основном слово.

6. «я»

Присутствует

Минимум

Присутствует

7. контакт с аудиторией

Большой интерактив

Звонки, ответы, игры по телефону, голосования…

Интерактив меньше

Звонки, ответы на вопросы. поздравления

Контакт с аудиторией небольшой. письма

8. сложность при подготовки информации

Самый трудоёмкий вариант – сбор инф, съёмка, просмотр, написание, запись голоса монтаж…

Менее трудоёмкий – сбор инф, запись на плёнку, написание, запись голоса.

Самый лёгкий путь – сбор и написание инф.

9. место факта

Главный в новостях

размыт подход факту, больше обсуждение

Факт только в новостной колонке

10. яркость

Самое яркое СМИ

Менее яркое, лишь при необычном комментаторе.

Не яркое. Ярко поданы материалы лишь в журналах.

11 наглядность

Самый наглядный

Нет наглядности

Наглядность лишь в фото

12. запоминаемость и впечатления

Запоминается в основном картинка события

Плохо запоминается, редкий голос, а не событие. мимолётно

Плохо запоминается, лишь фотография, а не событие.

13. возврат к информации

Не возможен, лишь при повторе новостей

Не возможно вообще

Возможен в любое время перечитать инф.

14. мобильность при получении инф.

Не мобильный . нельзя взять с собой

Не очень мобильно. Можно взять, но лишь приёмник

Можно взять куда угодно. Очень мобильное СМИ

15.эффект присутствия

большой

Маленький

Почти нет

16 эмоциональность, выразительность, живость

большая

меньше

Почти нет

17. аналитичность и худ – публш.

Не большая

больше

большая

этика

Этика журналиста – это профессиональная мораль.

У каждого своя мораль, но есть общепринятые нормы, которые регулируются кодексом и законом.

Нравственность и мораль можно свести к приделам свободы.

Конфликты в коллективе часто происходят из-за того, что каждый по-своему смотрит на нормы дозволенного и не прибегает к общим нормам.

В этике немаловажно, что вся деятельность журналиста направлена на развитие общего дела, а амбиции на свои личные – это и мешает.

В этике на первом месте стоят такие слова как – добропорядочность, честность, достоинство, ответственность…

Первое и самое главное правило журналиста – не навреди! Нельзя вредить обычному зрителю и читателю, нельзя держать его в страхе. Другие правила, когда речь идёт о преступниках, коррупционерах…

Этические нормы журналиста схожи с библейскими заповедями.

1. не убей не убей словом

2 не укради не делай плагиат

3 не прелюбодействуй не изменяй своей редакции, своим принципам

4 почитай отца и мать - чти устав редакции и закон о СМИ.

5. не создавай себе кумира – не старайся быть похожим на других, создавай свой неповторимый стиль.

6. не лжесвидетельствуй – не лги, не ври.

Также журналисту необходимо чтить авторские права. Этичный журналист не только знает законы, но и выполняет их.

- при правке или монтаже не искажать смысл факта.

- не навреди материалом третьим лицам.

- не раздувать пожар, где его нет.

- не игнорировать табу (запреты) на обнажённых, трупы… (пример Журналист №1)

- не ищи своей выгоды в материалах

- не старайся угодить героям материалов, если они того не заслуживают , даже их пост очень высок.

- не выдавай своё мнение за общее

- не навязывай своё мнение зрителям или читателям.

- не разжигай никакой розни.

- не показывай только хорошую или только плохую сторону людей, ситуации. Будь объективен.

Кодекс профессиональной этики журналиста был принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года в Москве.

Изучение в области этики к трём этическим проблемам.

1. поиск истины (передача точной и достоверной информации)

2. ответственность (не служить рекламодателям и властям).

3. свобода слов. (право на все точки зрения).

Но есть и спорны вопросы, в которых необходимо ориентироваться на конкретную ситуацию. (пример)

Просмотр фильма.

ЗАКОН О СМИ – 1 УРОК ПО КНИЖКЕ.

Урок № 17 Риторика.