10. Как распределить начинку и тесто, чтобы пирог "Новости" получился вкусным? (структура выпуска новостей, типы сюжетов)
Типы сюжетов.
Давайте назовем первый из существующих типов сюжетов - предваряющий сюжет, то есть, это сюжет, который вы делаете до события, может быть, анонсирующий это событие. Второй тип - это сюжет реального времени, то есть о чём-то, что происходит сегодня. И третий тип - это продолжающий сюжет, то есть сюжет по результатам какого-то события.
Первый тип сюжетов делается для того, чтобы заинтриговать зрителя, создать настроение ожидания. Это позволяет людям узнать о том, к чему им следует готовиться. Вполне возможно, что ваш конкурент занят исключительно сегодняшним днем. Тогда, к тому моменту, когда они начнут делать сюжет на эту тему, вы уже их опередите их на день-два, и вы уже имеете превосходство над ними в эфире. Я вам дам один пример. Допустим, в вашем городе проходит большая конференция по проблемам алкоголизма. И на ней будут обнародованы результаты новых исследований. Вы знаете, что это будет завтра, и можете сюжет делать спокойно завтра. Но давайте сделаем сюжет сегодня. И выясним проблему заранее, обратимся к вашим экспертам, специалистам, обратимся в больницу и выясним, какова ситуация на сегодняшний день. Пусть эта проблема сегодня уже приобретет какое-то человеческое лицо. Спросите ваших специалистов, что нужно делать, по их мнению, для того, чтобы с этой проблемой справиться. И тогда, когда ваш сюжет уже выходит в эфир, вы говорите, что вот завтра проходит конференция, на которой будут обнародованы новые результаты последних исследований по этой проблеме и наш журналист постарался выяснить, что происходит в городе сегодня, на данный момент. Завтра, когда эта конференция начинается, вы её освещаете по-прежнему, и это именно там вы получите эти новые результаты. Таким образом, у вас уже есть предваряющий сюжет, у вас есть сюжет "в реальном времени". И на следующий день вы можете сделать ещё и продолжение.
Тут вы садитесь и начинаете работать головой, как мы можем использовать эту тему дальше. Вы начинаете с одного-единственного сюжета о том, что конференция будет проходить в городе, и вдруг у вас есть три совсем разных сюжета из одного события. Вы предупредили своего зрителя о том, что произойдет на следующий день, вы рассказали зрителю о том, какова ситуация на сегодняшний день, и в конце этого репортажа вы сообщили, что завтра вы расскажете ему и о самой конференции. Потом происходит конференция, вы получаете эти новые результаты, новые данные, и вы разговариваете с экспертами, со специалистами и так далее, и потом на следующий день после события вы обращаетесь к обычным людям, что они думают по этому поводу. И на следующий день вы в состоянии сделать ещё какой-то другой сюжет в продолжение этой темы. И вот вы уже сейчас привели несколько примеров того, как это может развиваться.
Мы иногда это называем "доить". Вы пытаетесь выдоить из этой темы как можно больше. Потому что бывают дни пустые, без новостей. Допустим, на следующий день после конференции пожар в мэрии происходит. И у вас просто не будет съемочной группы, которая в состоянии будет делать продолжение для сюжета по алкоголизму. Но в принципе сюжет- продолжение можно сделать и потом, на следующий день, и даже через неделю. Проблема-то останется, она же никуда не денется. Не все смотрят каждый выпуск новостей, правда?
Давайте ещё вам один примерчик приведу. Закрывается большой завод в вашем городе. Вы хотите к этому сюжету, к этой теме ещё раз вернуться где-нибудь в будущем. Через неделю после того, как это случилось, вы можете сделать сюжет, и рассказать, что же произошло за эту неделю. Потом - через месяц после события, рассказать о том, трудоустроились ли люди, или они все ещё ищут работу, и так далее. Один год после события. Так что если какое-то крупное событие происходит в моем городе сегодня, я закладываю это уже в календарь на следующий год, через год после того, как это событие произошло. И, безусловно, когда этот день в следующем году настанет, может быть, это будет такой день, когда будет масса других событий, и будет не до этого. Но во всяком случае мне это напоминает о том, что вот год назад мы освещали такое-то событие, и мы можем сделать по этому поводу сюжет. Самая большая жалоба, которую вы можете услышать от телезрителя, в принципе, на новости, это: я так и не узнал, чем же все закончилось, я никогда не увидел больше этого человека, я никогда больше не услышал об этом событии.
Надо напоминать зрителю о том, что происходит. Тот человек, который смотрит новости каждый день, он вас поймет в этом случае. Мы иногда пользуемся, допустим, такими словами, такими выражениями, как, например, вы, конечно, помните, что...и так далее. Если помнят, хорошо. Если не помнят, то вот сейчас мы им расскажем. Вы же не рассказываете им все время одно и то же, вы же даете им новую информацию. Вот что произошло с тех пор, как... Есть ещё вопросы?
Я хочу вас, тем не менее, предупредить. Когда вам до смерти надоел какой-нибудь предмет, тема какая-то, допустим, это сюжеты о СПИДе, скажем, ваши журналисты уже просто не выносят тему СПИДа как таковую, правило буравчика в данном случае гласит, что в тот момент, когда вам это уже до смерти надоело, зритель только-только начинает обращать на это внимание. Я абсолютно серьезно говорю, и вы в этом убедитесь не один раз. По слухам, по тому, как люди разговаривают между собой об этом, и так далее. Все больше и больше людей узнают об этой теме и начинают хотеть знать больше.
Вот мы начинали освещать СПИД ещё где-то в начале 80-х годов, и я помню, что нам это надоело до смерти, потому что мы это показывали год за годом, за годом. Ну, сколько можно людям говорить одно и то же, что, чтобы предостеречься от СПИДа, необходимо пользоваться предохранительными средствами и стерилизованными шприцами. Но, тем не менее, видимо, этого было недостаточно, потому что СПИД-то продолжается.
Несколько слов о стиле. В моей стране, в Америке существует старая шутка по поводу того, что телевизионные новости рассчитаны на студентов третьего курса. Но в принципе, если серьезно об этом говорить, нужно пользоваться простым языком, не нужно пытаться показать людям, какой у вас богатый словарный запас, используя слова, которые только немногие поймут. Потому что ваша главная задача - это передать смысл информации.
Никогда не забывайте о том, что у зрителя есть только один шанс понять, что вы хотите ему сказать. Если он читает ваш стилистический шедевр в газете, он в любой момент может вернуться и перечитать непонятный параграф. Телевидение такой возможности не дает. Если с первого раза зритель вас не понял, считайте, что вы его потеряли.
Вам необходимо не только говорить, но и добиться того, чтобы вас понимали на другом конце. Поэтому нельзя писать в каком-нибудь научном стиле, и тем более каким-то официальным бюрократическим языком. Вот я, например, думаю все время, что я пишу для человека, который на бензоколонке бензин заливает в бак. Если он может понять, о чем сюжет, то и все другие поймут.
Верстка выпуска. Ну, давайте поговорим о том, как формировать выпуск новостей. У большинства из вас выпуски новостей укладываются в формат 15-20 минут. В типичном случае то, что вы считаете наиболее важными новостями, попадает в начало выпуска. Может быть, какие-то более очеркового плана, более длинные, большего объема, попадают в среднюю часть. Может быть, какие-то культурные новости и так далее отходят на конец выпуска. Может, какой-то спортивный репортаж, и потом уже прогноз погоды. Это достаточно типичная схема для выпусков новостей, которые вы делаете. Кроме того, в выпуске будет рекламный блок. Допустим, весь этот выпуск занимает 20 минут.
У нас, как правило, реклама идет внутри выпусков новостей, причем, не одна. У нас три рекламных паузы по 2 минуты. Самое главное - это во время сообщить зрителям, что они увидят после рекламы, то есть заманить их на следующую часть новостей. Мы это называем анонсом, или , "дразнилкой". Занимает это секунд 20. Вы за это время можете сообщить зрителю о двух-трех сюжетах, которые он увидит после того, как реклама закончится. Вы выбираете для этого сюжеты, которые совершенно разные, и адресованы совершенно разным категориям людей, чтобы привлечь как можно больше народу.
Существуют множество точных результатов исследования аудитории, которые очень конкретно показывают, когда человек нажимает кнопку на пульте дистанционного управления, чтобы переключиться на другой канал. Два самых опасных момента, когда вы можете потерять свою аудиторию, это - в самом начале выпуска (если это скучный сюжет), и вот здесь, когда выходит рекламный блок (если у вас не заложено хороших, заманчивых предложений для зрителя, ради чего он в состоянии вернуться к вашим новостям).
После каждого выпуска новостей у ваших зрителей должно оставаться хорошее настроение, легкое чувство. Вы в течении выпуска их нагрузили изрядно всевозможными проблемами и сложностями. Вы им рассказали о преступности в городе. Должно же быть что-нибудь хорошее, в конце концов. Поэтому, по крайней мере, заканчивайте выпуск новостей чем-нибудь достаточно простым и приятным для восприятия.
Кто-то здесь уже сказал, что мы можем в конце объявить, о чем мы будем рассказывать завтра. Очень важно, чтобы зритель знал, что он может от вашего отдела новостей ожидать в будущем.
Кроме анонса сюжетов, которые зрители увидят в следующем выпуске, многие напоминают зрителям о важнейших событиях сегодняшнего дня. Как правило, сначала дают погоду, потом напоминаете о событиях дня и даете анонс будущих сюжетов. Очень часто ведущий новостей сообщает о том, что зрители увидят в следующем выпуске просто перед тем, как попрощаться со зрителями.
Кроме того, я рекомендую вам начинать и заканчивать выпуск ведущими в кадре. Помните - ведущие программы, это хозяева, которые должны встречать и провожать гостей, то есть быть на входе в программу и на выходе.
Теперь давайте возьмем нашу программу и превратим её в часовой выпуск новостей. Тогда здесь у нас выпуск не заканчивается. Вместо того, чтобы перечислять в конце основные сюжеты прошедшего дня, вместо того, чтобы тратить на это 30 секунд, мы на это потратим минуту и 30 секунд. Мы можем показать кое-какое видео здесь. Тогда у людей, которые только что включили телевизор, есть возможность узнать о главных событиях дня.
Если у нас часовой выпуск новостей, спорт лучше поставить в конец программы. Люди, которые хотят увидеть спорт, они все равно будут сидеть и ждать, когда спорт появится. Но у нас все-таки останется много незаполненного времени. Как насчет того, чтобы взять и сделать отдельную рубрику о здоровье?
Как вы помните, мы уже говорили о том, что здоровье - это то, что всегда интересует всех. Когда у вас часовая программа, возможно будет уместно найти хорошего эксперта, врача, который будет регулярно приходить в студию и давать комментарии. Важно здесь помнить вот о чем: если вы начитаете делать какую-нибудь рубрику, то необходимо это делать каждый день в одно и то же время. Таким образом, чтобы люди ждали этой рубрики, и чтобы вы не обманывали их ожиданий.
Но вы скажете: невозможно освещать проблемы здравоохранения пять дней в неделю. Давайте назовем это специальный репортаж, или даже не репортаж, а специальная рубрика. Сегодня в этой рубрике - здоровье, завтра - вы расскажете здесь о том, как себя защитить от преступников. Пригласите в студию кого-нибудь из милицейских чинов, из правоохранительных органов. Это информация, которая будет полезна зрителю. Послезавтра, может быть, вы расскажете о проблемах снабжения продовольственными товарами. Допустим, в пятницу вечером или в четверг вечером, накануне того, как масса народа ринется на дачи, это может быть сюжет о садоводстве, об огородах и так далее.
НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЯРКОГО ВЫПУСКА НОВОСТЕЙ:
1. Энергичный талант. Что понимается под словами "энергичный талант". Вам нужен диктор, который будет вести себя достаточно персонально по отношению к зрителям. Это нормально, если человек демонстрирует свою индивидуальность. Никто не говорит о том, что нужно сидеть как вкопанному и изображать из себя говорящую голову.
2. Сценарный слог и стиль производства. Стремиться надо к тому, чтобы вообще как-то люди отличали ваш выпуск новостей от всех остальных, и в этом случае сценарный слог и манера, они должны вас тоже отличать как-то. То есть старайтесь быть другими.
3. Комбинация диалога ведущих в студии и репортеров на выезде (в прямом эфире). Третий и четвертый пункт, что касается живых репортажей с места события и взаимодействия с диктором в студии, мы понимаем, что у вас здесь не очень густо с такого рода аппаратурой, поэтому пока на время об этом можно забыть. Может быть, вы не в состоянии связаться с вашим журналистом в прямом эфире, прямо с места события. Но, может быть, вы в состоянии одного из ваших журналистов пригласить в студию. Таким образом, чтобы этот человек сам представил свой репортаж. Это выделит репортаж из ряда других.
4. Последовательный и узнаваемый графический стиль. Что касается графики, основное правило такое - вы должны выделяться. Вам необходимо добиваться того, чтобы логотип канала, номер канала присутствовал везде, в любой графической заставке, которую вы используете.
5. Интершум. Интершум - это вещь, очень важная в репортаже. Заставляйте, добивайтесь, чтобы у ваших операторов, у ваших журналистов микрофон всегда был включен, что бы они ни снимали. И тогда на одном канале при монтаже вы оставляете голос репортера и синхроны, а на другой канал вы кладете интершум. Интершум пишете примерно на 10% уровня. А голос журналиста, соответственно, при начитке выходит на ноль. При этом балансе интершум не заглушает репортера, но вы все ещё продолжаете его слышать. Звук помогает оживить сюжет, и гораздо более естественно видеть картинку с каким-то звуком, чем просто в гробовой тишине. Если это, допустим, просто дикторская начитка на видеоряде, допустим, на заседании, тем не менее, даже в этом случае звук, который сопровождает картинку, все равно может идти на уровне 10%.
6. Использование графических элементов в сюжете. Допустим, у вас нет видео для того, чтобы сделать сюжет. Тем не менее, можно использовать карты, карты города, карты вашей области. Мы очень часто пользуемся просто картой-схемой города для того, чтобы показать, где произошло то или иное событие. Использование даже очень простой графики даст зрителям возможность передохнуть хотя бы немого от созерцания одного и того же человека на экране в течении долгого времени.
7. Музыка. И последнее - это музыка. Есть сюжеты, которые сами себя рассказывают и в которых музыка не уместна. Но, безусловно, существуют сюжеты, очеркового плана, которые просто просят использования музыки. Очень часто это сюжеты, где музыка звучит в действительности. Но кроме этого, у вас должна быть музыка для начала программы, отбивок внутри программы и так далее. У нас есть такое понятие шапка новостийного блока, то есть, когда мы выходим из рекламной паузы и возвращаемся к содержанию новостей. Это всего 3 секунды, но это слуховая подсказка для зрителя о том, что новости возобновились. Времени на это много не уходит, но это позволяет собрать к экрану тех зрителей, которые отошли от телевизора, вышли в другую комнату.
Это очень простые вещи, но очень часто как директора отделов новостей мы об этих вещах забываем.
Варианты верстки выпуска.
Это упражнение, которое вы можете проделать с вашими собственными сотрудниками потом. Здесь нет правильных и неправильных ответов.
Итак, на вашей станции три съемочные группы У вас один выпуск новостей - 20 минут. Он выходит в 9 вечера. Ниже перечислены все события, которые происходят на сегодняшний день.
|
Из этих событий необходимо сформировать выпуск новостей (продолжительность - 20 мин.), расставив их по приоритетам, определив тип репортажа и его длительность.
События расставлены по времени в течение дня. Здесь есть запланированные и непредвиденные события. Вы не в состоянии осветить все события. Вы должны думать о том, как эффективно использовать ваши три съемочные группы, чтобы осветить события, самые важные, самые интересные для вашего зрителя. Каждый из вас может себя проверить, но в результате, у нас должно быть несколько вариантов верстки (от каждой группы один вариант). Давайте скажем, что город у вас среднего размера и среднего населения, не очень маленький, но и не с Москву размером.
Вы не имеете права освещать все события.
Типы подачи события:
репортаж;
дикторская начитка плюс видеоряд;
дикторская начитка на видеоряд плюс одно интервью;
Устная информация
Дикторская начитка плюс графика
А потом мы посмотрим, что получилось и послушаем варианты первых трех групп.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
1 группа: Мы считаем, что самое трагическое событие в городе - это взрыв на железнодорожной станции, из-за которого погибло два человека, и 11 человек были ранены.
Затем мы рассказываем о пожаре, с которым пока ещё не все ясно, 2 человека пострадали, и переходим одновременно к проблемам экологии, о чем свидетельствует рождение двухголовой козы.
Так как кандидат, который будет баллотироваться на должность мэра города, должен дать оценку происходящим событиям, мы его поставили на четвертое место, но кандидат по времени не знал о взрыве на железнодорожной станции, и поэтому он мог говорить только о проблемах городской экологии и о пожаре в родильном доме.
Но одновременно с этими событиями, нельзя думать, что когда такие чрезвычайные события случились в городе, мэр будет в стороне и будет встречаться с делегацией, поэтому мы просто дали портрет мэра и рассказали о том, что встреча в связи с этими неординарными событиями не состоялась, объявлен траур в городе. Здесь 30 секунд у меня...
Следующий блок - убийство бизнесмена и ограблен магазин.
И ещё одно событие, которое произошло в городе: это мужчина укусил собаку и оказался в тюрьме. Мы делаем репортаж с места события. Чтобы такого не происходило, надо уделять больше времени воспитанию подрастающего поколения, и поэтому мы рассказываем о зоопарке в школе, о животных из зоопарка, которые оказались в школе.
Третий блок - школьная экскурсия на кондитерскую фабрику, и мы рискнули все-таки рассказать об аварии в качестве устной информации, и рассказать о прогнозе погоды, чтобы люди знали о том, что завтра выпадет большой снег.
2 группа: Мы расставили сюжеты по блокам.
Взрыв бомбы у нас не каждый день происходит, тем более, когда погибают люди, я считаю, что это очень значимый сюжет, который в принципе волнует всех.
Затем тоже немаловажный сюжет, потому что пожары тоже не каждый день происходят в роддоме, это актуальный репортаж, поэтому мы его поставили вторым.
Мы поставили метео сюда, потому что не каждый день выпадает метр снега, это не фунт изюму, все дело в том, что это затрагивает очень большое количество горожан. Потому что завтра всем выходить на работу, завтра кому-то ехать на машине. Здесь же можно сказать об экологии. Это картинка с дикторским текстом. Улицы показывать, просто улицы, город. В любом случае мы здесь можем сказать о том, что к погоде ещё вернемся в конце выпуска, более подробно расскажем.
Во втором блоке идет убийство бизнесмена и ограбление магазина. Ну, убили бизнесмена, как информация, она полезная, но что рассказывать, как его убивали? Это никого не волнует, главное, - что за шишка. Я так понял, что его магазин и ограбили.
Далее пошел кандидат, пресс-конференция.Тут все зависит от того, что он говорит на этой пресс-конференции, подразумевается, что он говорит все-таки нечто важное, поставили его именно здесь, и я думаю, что это должен быть репортаж.
Далее идет "мужчина укусил собаку". Тоже представляется, что случай далеко не ординарный, обычно собаки кусают мужчин. Я так думаю, что это будет репортаж.
Далее идут дыни. Вообще эти два материала, о них полезно знать, это интересно даже знать, вдруг ты захочешь собаку укусить. Дыни - это тоже репортаж, почему репортаж, объясню. Просто голосом об этом сказать, да, интересно, но тут интересно взять интервью у тех водителей, на которых эти дыни сыпались, и у тех очевидцев, которые видели, как дыни сыпались, а машины разбивались.
Затем анонс.
Выступление танцевальной группы США: начнется с устной информации, что днем мэр увиделся с танцевальной группой. Здесь идет устно, и в конце мы добавляем живой танец.
Дальше идет тоже репортаж: не каждый день слоны приходят в школу к детям, здесь тоже, потому что здесь интересна реакция детей на то, что приехал в гости зоопарк.
А коза - просто интересный сюжет, две головы, здесь у нас тоже репортаж. В конце мы возвращаемся к погоде.
3 группа: А сейчас мы будем рассказывать о лучшем порядке из всех.
Первый сюжет - бомба, это однозначно. Дальше возникли самые большие споры, потому что, на наш взгляд, по значимости для людей на втором месте стоит снегопад. Он затрагивает всех абсолютно людей, но мы решили открыть им второй блок, потому что это будет, во-первых, дразнилка, а во-вторых, в анонсах, в начале и перед рекламой, будет снегопад. Поэтому мы решили продолжить криминальную тему, тем более два человека у нас в родильном доме пропали без вести. Убийство бизнесмена - это дразнилка по той простой причине, что произошло в 19:00, и находится магазин, где его убили, далеко.
Здесь будет даже два сюжета о том, как коммунальные службы готовятся к снегопаду, какие трудности могут возникнуть.
Потом коза. Это тоже как бы природа пошутила из-за влияния человека на неё, потому что мутанты рождаются от плохой экологии.
Третий сюжет продолжает тему влияния человека на животных, потому что он укусил собаку, обидел ни за что ни про что.
Открывает второй блок любопытный сюжет о животных в школе, потому что не каждый день зоопарк приезжает в школу.
Потом идет 5 секунд, "перекрывашка", диктор читает на видео встречи и концерта. И последним стоят дыни, мы поставили последним, потому что мы считаем, что можно попробовать сделать интересно и смешно. Во-первых, уже говорилось, что хорошее видео, во-вторых, это будут смешно, потому что люди не пострадали, машины пострадали.
Дальше идет погода.
Что касается споров о кандидате, и как мы снимем в 10 часов 4 события, то мы и не снимали, потому что все события - понятно о чем, а кандидат - нет.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
У всех были те же самые сюжеты, которые либо включались в передачу, либо не включались. Всего у нас есть семь вариантов. Разумеется, каждая группа, которая составляла программу, считает, что их программа лучшая. Помните, что не бывает правильного и неправильного способа организовать передачу. Но есть способы организовывать передачу новостей, которые более эффективны и интересны, чем другие.
Итак, вот итоги нашего голосования. Больше всего проголосовало за следующий порядок: взрыв - 2 минуты, роддом - 1.40, погода - 40 секунд, бизнесмен - 30 секунд, кандидат - 1.20, собака- 1.10, дыни - 1 минута, анонс здесь, анонс тут устный, танцевальная группа - непонятно сколько, зоопарк - 1.10, коза - 1.20, погода. У этой группы 9 голосов.
На втором месте оказалась третья группа, предложившая следующий порядок: Анонс - 30 секунд, бомба - 2 минуты 40 секунд, пожар - 2 минуты, убийство, дразнилка - 40 секунд, снегопад - 2 минуты, коза - 1.50, мужик и собака - 1.30, дразнилка, животные в школе - 1.20, мэр плюс танцы - 50 секунд, дыни - 1.30, погода. Они набрали семь голосов.
Хорошо, давайте теперь начнем с самого начала. У нас в списке событий есть темы, о которых мы заранее знаем, и которые мы заранее планируем освещать. В данном случае, накануне мы не знаем, что на свет появится эта коза и что случится пожар. Мы знаем, что будет выступать кандидат, потому что об этом заранее предупредили. Вот это можно планировать. Про зоопарк мы знаем, что будет такое мероприятие с посещением школы. И я могу это планировать. Я понятия не имею о том, что кто-то собирается покусать собаку. Я не знаю, что должна произойти авария. Я не знаю о том, что будет взрыв. Я знаю о том, что у детей будет экскурсия на кондитерскую фабрику. Я знаю, что мэр будет встречаться с танцевальной труппой. Я знаю, что будет открываться новый магазин. Я понятия не имею, что произойдет убийство. Но я знаю, что концерт будет. И я знаю, что я должен выйти с новостями в эфир в 21 час.
То есть, накануне в моем плане появятся только 6 пунктов, о которых я знаю заранее. Я знаю время, когда это будет происходить. Но у меня только 3 съемочных группы. Когда я узнаю о том, что появилась на свет эта коза двухголовая, я знаю, что у меня на то, чтобы козу снять, есть целый день, если она только не умрет.
У нас летучка начинается в 9 часов утра. Поэтому совещание еще идет, когда нам звонят и говорят, что пожар происходит. Туда немедленно выезжает первая съемочная группа. Мы не знаем, насколько серьезен этот пожар. Но мы знаем, что весь город об этом будет говорить, потому что многие в этом же роддоме лежали, или бывали там в качестве визитеров. У меня есть основания думать, что это будет серьезный сюжет.
Когда у нас заканчивается встреча, у нас ещё три сюжета, которые надо снять. Я знаю, что кандидат будет в 10 часов утра говорить. Поеду ли я? Почему нет, у меня ещё есть 2 съемочные группы.
Давайте просто представим себе, что эта встреча будет достаточно короткой, потому что мы знаем, что ему улетать в 11 в другой город. А что я сделал накануне? Я спросил либо самого кандидата, либо кого-то из его окружения, о чем он, собственно, будет говорить? И если мне сказали: мы вам не скажем, потому что это серьезно, я им говорю: ну тогда мы, наверное, не приедем, потому что я не могу посылать съемочную группу куда попало, у меня их не так много. Я блефую. И они решают: ну хорошо, мы вам скажем, он будет выступать на тему образования. И я отвечаю: спасибо, мы постараемся приехать. Но я знаю, что он уже и до этого говорил на тему образования. И вряд ли он что-нибудь серьезное, новое скажет в этой своей речи. И я планирую, что мы туда не поедем. Если вдруг потом оказывается, что он все-таки сказал что-то важное, у меня все ещё есть время, чтобы получить информацию по этому поводу и выдать её в эфир. Существенна в данном случае только информация. То есть, я могу это дать как дикторская начитка на каком-то архивном видео. Если есть какой-то смысл в том, чтобы выдавать эту новость в эфир, я так или иначе найду, чем прикрыться. Но я не буду тратить на это усилия и время съемочной группы.
Если потом пресс-секретарь кандидата спросит: ну что же вы не приехали? Я могу сказать, что у нас пожар в это время происходил, или любой другой предлог всегда найдется.
То есть, в моем распоряжении по-прежнему две съемочные группы, вторую группу я отправляю снимать совершенно другой по характеру сюжет - зоопарк приходит в гости в школу, дети смотрят на животных. Никогда не забывайте о том, что есть две вещи, которые больше всего нравятся зрителям - это дети и животные. Почему? Симпатичные, интересные, людям нравится смотреть на маленьких детей. И можно руку на отсечение дать, что родителям нравится, когда их детей показывают по телевизору. Тем более дедушкам-бабушкам, или дядям и тетям. И когда ребенок приходит из школы и говорит: мама, мама, а нас там телевидение снимало сегодня, мама хватается за телефон, обзванивает всех друзей и знакомых срочно: посмотрите, там сегодня вечером моего мальчика будут показывать.
Допустим, в этой школе 200 детей. В результате какое количество взрослых будут смотреть ваш выпуск новостей, надеясь увидеть своих детей? Поэтому всегда думайте о том, какой сюжет может привлечь к вам зрителей.
Я знаю, что когда вы делали свой вариант выпуска новостей, у некоторых групп вообще этого сюжета не было, но я бы такой сюжет точно взял.
Следующий сюжет очень необычный. У нас в стране это шутка такая ходячая, когда человек кусает собаку. Но это такая странная и необычная история, что это новость. Но опять-таки, у меня на то, чтобы эту историю рассказать, целый день ещё впереди. Если я собираюсь этот сюжет сделать, у меня есть варианты. Я могу снять собаку саму, человека, которого арестовывают и ведут в полицейский участок, и в какое-то время дня я в состоянии принять подобное решение.
Совершенно неожиданно происходит авария. Аварии каждый день происходят, да? Я могу выслать одну съемочную группу, чтобы она просто ездила по городу и снимала аварии. Но этого я делать не буду, потому что это означает тратить усилия съемочной группы впустую, за исключением ситуаций, когда кто-то пострадал. И при таких обстоятельствах я начинаю думать, стоит ли на место аварии съездить. В данном случае перевернулся грузовик с дынями и завалил всю дорогу. Хорошая картинка, правда? Необычная. У меня есть ещё третья съемочная группа, поэтому я говорю: поезжайте и 20 секунд видео мне привезите. Наверняка народ там эти дыни растаскивает, давайте это снимем. И поговорите, что водитель грузовика по этому поводу думает. Поэтому третья группа, группа С едет туда.
Помните, категории новостей, о которых мы говорили? То, что необходимо знать, то, что должны знать зрители, то, что интересно знать. Это, в любом случае, сюжет просто интересный, просто любопытный, и никакой необходимости знать об этом нет. И если никто не пострадал, тем более не обязательно об этом рассказывать. Хотят ли люди об этом знать? Может быть, если об этом от кого-то где-то услышали. Но, во всяком случае, этот сюжет попадет только в самый конец выпуска новостей.
Взрыв на вокзале. Все меняется. Что делать теперь? Одна съемочная группа, скорее всего, все ещё на пожаре, потому что два человека пропали без вести, и моя группа ждет, не появятся ли новые сведения о том, нашлись они или нет. Другая группа все ещё в школе, где животные из зоопарка. Я думаю, что за полтора часа они там наснимали достаточно картинок и поговорили с народом, и, скорее всего, уже освобождаются. А третья группа уже находится на улице и снимает аварию. К данному моменту они должны уже освободиться. Потому что я им дал задачу снять всего 20 секунд. Вот теперь, в этой ситуации, что я делаю? Я вполне способен послать вторую группу на железнодорожный вокзал. В начале дня я думал, что в результате из поездки зоопарка в школу у нас получится такой полноценный репортаж. Потому что там дети, хорошая картинка. Но сейчас мне уже надо подумать о том, останется ли этот сюжет по-прежнему в этой форме. Я ещё не знаю, я не знаю, насколько серьезно обстоят дела на вокзале, но я знаю, что там есть пострадавшие. Я знаю, что так или иначе, железнодорожный вокзал города - это очень заметное место, все люди когда-либо там побывали, хотя бы по одному разу. И мы не знаем, не взорвется ли ещё одна бомба, например, в аэропорту или в городской управе. И я знаю, что уже слухи об этой бомбе расползлись по всему городу. В данный момент я уже практически точно знаю, что это будет первый сюжет выпуска, за исключением ситуации, если американцы сбросят атомную бомбу. Поэтому третья съемочная группа, которая вот-вот появится, тоже поедет на железнодорожный вокзал.
Я делаю то, что мы называем дублированием команд, дублированием групп. Первый сюжет дня - наиболее важный сюжет для нас. И в результате вы хотите, чтобы вы были прикрыты со всех сторон, чтобы этот сюжет был освещен так, как надо.
Но в любом случае у меня остается еще один любопытный сюжет - экскурсия детей на шоколадную фабрику. Мне бы самому хотелось выехать туда и поснимать. По той же самой причине, что это любопытный, интересный сюжет. Можете себе представить, как группа детей идет по кондитерской фабрике, просто на лица их посмотреть. Станки, машины работают, и так далее, это хорошая картина.
Но я должен подождать, посмотреть, как будут развиваться события на вокзале. Поэтому у меня сейчас две группы работают на один сюжет. При этом, чтобы они не дублировали друг друга на 100 процентов и не снимали одно и то же, я им даю определенное направление. Одной группе я говорю: ваша задача освещать факты, что случилось, и как полиция ведет расследование. Второй группе я говорю: ваша задача - пострадавшие, свидетели. Первая часть сюжета будет официальная и фактическая, вторая часть - это сюжет о людях.
После того, как вторая группа закончила снимать официальную версию на вокзале, они могут отправляться на кондитерскую фабрику. Опять-таки, утром я собирался из этого сделать репортаж, потому что есть хорошее видео. Но теперь у меня уже нет возможности это сделать, потому что у меня появились гораздо более важные сюжеты для репортажей. Поэтому группе я даю следующее указание: отправляетесь туда и работаете там 20 минут. Съемка самой фабрики, детей, пара очень быстрых интервью с двумя-тремя людьми, и ни в коем случае не с директором фабрики! Потому что это сюжет о детях. За 20 минут они все снимут, что нужно, и опять-таки освобождаются.
На детей я отвожу здесь, может быть, минуту.
Следующий сюжет, следующая история, о которой я знаю заранее, это мэр. Мэра мы не видели ни на пожаре, ни на месте взрыва. Если он там есть, либо на пожаре, либо на взрыве, моя группа обязательно поговорила бы с ним, то есть, задала бы вопросы, что он думает по этому поводу. Наверное, важно в главном сюжете дня услышать мнение главного человека в городе.
Поэтому первую группу я отправляю к мэру, который встречается с танцевальной группой. Вот здесь мы можем задать мэру вопрос по поводу взрыва. У меня, в принципе, есть возможность его в процессе этого события расспросить и о бомбе, и о пожаре, но я, скорее всего, буду задавать вопросы только по поводу взрыва. Почему? Потому что мне не нужен мэр в трех сюжетах в одном выпуске новостей. Я могу просто цитировать, если это уж так необходимо.
Здесь мы делаем интервью. Кроме того, мы разговариваем не только по поводу этого с мэром, но и по поводу самого события, которое здесь происходит. Опять-таки сюжет из разряда любопытных. Потому что сам концерт, само выступление, их я могу снять и позже. Поэтому этой группе я даю указание: снимите интервью с мэром и материал отдадите группе 2 для их сюжета о вокзале. А за первой группой остается вот этот сюжет.
Но у меня может не хватить времени, чтобы что-то вообще сделать с этим магазином. У меня есть три серьезных сюжета, которые надо делать в форме репортажа, плюс ещё что-то происходит. Поэтому извините, у нас сегодня много событий, и на открытие магазина мы не можем приехать. Сюжет о новом магазине я могу снять, в принципе, и неделю спустя. Как прошла первая неделя работы. Я могу и через месяц туда съездить.
Таким образом, у меня высвобождается какое-то время, когда ничего не происходит, и все группы имеют возможность работать, писать и готовить сюжеты. Я знаю, что в 7 часов будет концерт. И я бы хотел отправить туда группу, потому что мы уже частично этот сюжет осветили - у нас есть встреча мэра с группой.
Но потом вдруг происходит это убийство. И мне приходится делать выбор, и выбор зависит от того, на какой стадии работы сейчас находятся остальные сюжеты. Но, кроме того, ещё совершенно неожиданная вещь, - это извещение о том, что будет снежная буря. Я считаю, что люди должны об этом знать. В самом крайнем случае я могу им просто текстом сказать о том, что это произойдет.
Так вот здесь в этот момент мне опять-таки приходится принимать решение. Как вы думаете, убийство освещать будем? У меня уже и так много чего в течение дня произошло. И в городе, в принципе, убийство - необычное явление. Если я отправлю людей, как вы думаете, к 9 часам вечера у нас будет достаточно информации? То есть вы бы отправили съемочную группу? Полиция будет в любом случае заниматься расследованием этого убийства, по крайней мере, первые два часа. У меня нет необходимости высылать съемочную группу туда немедленно, как только я об этом услышал.
Я вполне могу послать людей на концерт, снять начало концерта. Все, что мне нужно по поводу концерта, - я начинаю с какой-нибудь небольшой вступительной начитки, потом пускай какой-то фрагмент танца пройдет. В данном случае нужно 15 секунд на то, чтобы написать вступительную начитку. И оператор может 45 секунд видеоряда смонтировать достаточно быстро и легко. Какую группу мне на это послать? Наверное, самый лучший вариант - это послать первую группу. Но, в любом случае, как только закончился первый номер, группа сворачивается и едут туда, где произошло убийство.
Здесь мне нужно 40 секунд видео. Может быть, из них я использую 30. Удастся ли мне получить интервью с кем-то из полицейских деятелей в этот момент? Допустим, нам повезло, и это получилось.
А, я ещё про козу забыл. Есть ли мне теперь до этого дело? Я думаю, что в газете будет напечатана фотография, и я знаю точно, что мои конкуренты наверняка её поставят в начало выпуска. Я надеюсь, что я думаю немножко лучше, чем они.
Не забудьте, что даже в нашей группе это уже девятый вариант одного и того же выпуска новостей. Итак, что же мне делать с козой, ехать или нет? Вероятно, нет.
В 7 часов вечера мне вдруг приходит в голову мысль: господи, а про собаку-то забыли! Я думаю, что я дам только текстовую информацию в этот момент. То есть, в любом случае, человек от неё не так уж много откусил, и он, по всей видимости, был пьян. Ну, конечно, двухголовую козу было бы интересно показать и снять, интересная картинка. Но если я не могу даже этого снять, я по крайней мере могу об этом сообщить. И могу пообещать своим зрителям, что покажем мы её завтра. Тогда я уже какую-то затравку на следующий день бросил.
Очень много разных мнений о том, как будет выглядеть верстка выпуска новостей. И нет правильных или неправильных ответов, нет золотого правила. Поэтому смотрите на выпуски новостей снова и снова и решайте сами для себя, какой из них подходит больше всего для вас. Выбирайте сами, что вы считаете самым интересным для зрителя.
- 1. Хроника (информация, новость), 2. Заметка, 3. Репортаж, 4. Интервью, 5. Отчёт, 6. Опросc, 7. Мини – комментарий, 8. Мини- корреспонденция, 9. Некролог, 10. Пресс – релиз.
- История риторики. Говори, чтобы я мог тебя видеть
- Елена комарова и Ольга кутасова История журналистики.
- Разделение изданий на 3 фронта. Журналистика пореформенной эпохи.
- 2. Стенд-ап в середине сюжета ("мостик").
- 3. Стенд-ап в конце сюжета.
- Интервью.
- 4 Урок. Значение рубрики в печатном издании
- 5. Урок. История успехов в газетном деле
- 3. Привлекательный голос (тон) и внешний вид (дизайн).
- 6. Урок. Образ газеты
- 1. Формат
- 7. Урок. Объем
- 1. Текст
- 2. Афиша
- 8. Урок. Плакат
- 2. После того как определены секции и блоки материалов, следует прийти к соглашению относительно соотношения рекламы и редакционных материалов в каждом блоке (секции).
- 11. Урок. Дизайн
- 12. Урок. 5. Фурнитура
- 6. "Воздух"
- Тема 31. Основные комплексы элементов
- Тема 39. Реклама в газете и журнале
- Тема 44. Верстка и виды верстки
- Тема 47. Цвет в газете и журнале
- Тема 48. Утилитарное и эстетическое в оформлении периодических изданий
- Реклама
- 22 Урок. Пиар - цели и работа пр.
- Художественно-публицистические жанры журналистики
- Художественно-публицистические жанры
- 17.3. Журнальные жанры
- 17.4. Жанры телевизионных и радиопередач
- 17.5. Жанры политической литературы
- 17.6. Жанры публичной политической речи
- Памфлет
- Пародия
- Сатирический комментарий
- Фельетон
- Эпитафия
- Эпиграф
- Житейская история
- Легенда
- Анекдот
- 15. Менеджмент персонала.
- 3 Курс основы журналистики. Телевидение – монтаж.
- Организация работы отдела новостей
- 1. На скольких стульях я сижу одновременно? (должностные обязанности директора отдела новостей)
- 2. Зачем они это делают? (цель производства новостей)
- 3. И это вы называете новостями? (что есть "новости")
- 4. Кто есть кто и почему? (Структура отдела новостей)
- 5. Это не моя работа! (обучение смежным специальностям)
- 6. Работать с улыбкой? (мотивация сотрудников)
- 7. Зарплаты.
- 8. Когда хорошие журналисты делают нехорошие вещи. (Этика, объективность и точность).
- 9. Где взять новость? Источники информации.
- 10. Как распределить начинку и тесто, чтобы пирог "Новости" получился вкусным? (структура выпуска новостей, типы сюжетов)
- 11. Несколько полезных советов о том, как писать и читать для эфира.
- 12. Промоушен, промоушен и еще раз промоушен.
- 13. Анонсы в течении дня.
- 14. Приберечь на завтра. (архивы, графика и многое другое)
- Московская хартия журналистов декларация
- Союз журналистов россиикодекс профессиональной этики российского журналиста
- Ответственность перед обществом
- Отношение к меньшинствам
- Телевидение и культура
- Культура телевидения
- Ответственность перед зрителем Расписание и анонсы
- Экспертные консультации
- Соблюдение расписания
- Телевизионная информация
- Достоверность Ссылки на первоисточник
- Проверка
- Социальное последействие
- Факты и мнения
- Адекватность жанру
- Инсценировка
- Исправление ошибок
- Полнота информации
- Непредвзятость Политическая неангажированность
- Опасность идеологизации
- Позиция журналиста
- Исследовательская журналистика
- Ответственность перед личностью
- Предварительная договоренность
- Общение перед камерой
- Вторжение в частную жизнь
- Репутация
- Право на ответ
- Закон о диффамации
- Ответственность перед собой
- Реклама и редакционная независимость
- Спонсорство
- Упоминания спонсора
- Запрещенное спонсорство
- Реклама
- Продолжительность
- Содержание рекламы
- Запрещения и ограничения
- Столкновение интересов
- Телевидение и выборы Права кандидатов и права телезрителей
- Виды предвыборных передач
- Отбор участников
- Журналистская беспристрастность
- Правительственный контроль
- Предвыборные дебаты
- Исторические уроки
- Анкеты и опросы
- Журналист в экстремальной ситуации
- Катастрофы и стихийные бедствия
- Гражданские беспорядки и массовые волнения
- Террористические акты и преступления
- Этнические конфликты
- Вооруженные столкновения и цензура
- Военные действия
- Психологические приемы и способы проявления позиции журналиста
- 2) Агитация
- 1) Слова-индикаторы
- 2) Авторский домысел
- 3) Подбор фактов
- 4) Апелляция к публике
- Журналист в поисках информации Доступ к информации в вопросах и ответах Право на поиск и получение информации
- Аккредитация
- Правовой режим информации
- Общий порядок запроса информации
- Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций
- Запрос информации у частных лиц
- Поиск и получение информации в федеральных законодательных и исполнительных органах (органах государственной власти)
- Поиск и получение информации в судах
- Поиск и получение информации в избирательных комиссиях
- Поиск и получение информации в органах местного самоуправления
- Поиск и получение информации в чрезвычайных ситуациях
- Гарантии права на поиск и получение информации
- Информация, которая не может быть отнесена к государственной тайне
- Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне
- Правила отнесения информации к государственной тайне
- Ответственность за разглашение информации, относящейся к государственной тайне
- Персональная информация. Тайна личной и семейной жизни
- Тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений
- Врачебная (медицинская) тайна
- Коммерческая и служебная тайна
- Банковская тайна
- Тайна следствия и дознания
- Правовой режим информации в архивах
- Порядок рассекречивания и использования архивной информации
- Нравственные принципы тележурналистики