2. Зачем они это делают? (цель производства новостей)
Я хотел бы перейти сейчас к вопросу о том, а ради чего мы, собственно, стараемся и делаем свою работу? Некоторые из вас здесь упоминали, как трудно найти журналистов, потому что нет средств на то, чтобы их содержать. Обязанность журналиста и то, ради чего он работает, это прежде всего - информировать общественность, так? Кроме того, мы выполняем определенные образовательные функции, то есть мы ещё и просвещаем каким-то образом общественность (я не говорю в данном случае о какой-то проповеднической деятельности). Кроме того, телевизионные новости выполняют ещё и развлекательную функцию. Конечно это не игра какая-то, и не шоу. Но я надеюсь, вы еще не забыли о том, что нет закона, по которому новости должны быть скучными.
В отделе новостей нашей телекомпании на стенах развешано много всяких интересных вещей, среди них есть такая надпись: "Сначала будьте лучшими, потом будьте первыми". Если вы думаете, что вы достигли совершенства, пора поднимать планку выше. Хороший репортер собирает факты, великий репортер их понимает. Многое из того, что я говорю похоже на рекламные лозунги, да? И это действительно своего рода лозунги промоушена, о котором мы поговорим позднее.
Отдел новостей - это большая команда. Но эта команда должна придерживаться одной политики. Ваша политика - это в том числе сюжеты, на которые вы обращаете внимание, и то как именно вы освещаете эти сюжеты. У меня есть пример политической миссии одной телекомпании, которая находится в городе Орландо, штат Флорида, где размещается Диснейленд. Подобные заявления о миссии и задачах станции есть практически в каждом отделе новостей. Ваши сотрудники должны знать, зачем, ради чего они работают, и мы это вешаем на стену для того, чтобы им напоминать об этом ежедневно. И вот что там говорится:
Первый пункт такой: не делайте ничего, чего не стоит делать. Не снимайте ничего, что не будет иметь значения для ваших зрителей. Вокруг вас постоянно что-то происходит и вам необходимо расставлять приоритеты, потому что охватить все не получится.
Пункт второй: новости - это люди. Это о людях и для людей. Давайте возьмем простой пример. В прошлую пятницу Борис Ельцин подписал закон о религиозной свободе, о свободе совести. Вы вполне сможете сделать сюжет на эту тему, если будете разговаривать с людьми. Можно просто подойти к женщине на улице и спросить, что она думает по поводу этого закона? Или, например, к водителю автобуса в вашем городе. У каждого есть свое собственное мнение, правильно? Таким образом вы сможете рассказать о какой-то новости с помощью людей. Кто-то из вас, журналистов сказал мне, что в его городе новостей не бывает. Пример, о котором мы говорим показывает, что вы можете взять какую-то общенациональную новость и снять сюжет на эту тему в вашем собственном городе. Люди об этом будут говорить на улицах, в магазинах. Это легко, правда?
Пункт третий - говорите со зрителями простым, доступным языком. У телевизионных новостей есть одна большая проблема. Как только новости прошли через эфир, их больше нет. Невозможно перелистнуть страницу обратно, как в газете, невозможно перемотать кассету обратно и посмотреть непонятный сюжет еще раз. Поэтому писать надо очень просто. Так писать, чтобы это было понятно всем с первого раза. Не забывайте, что у вашего зрителя есть всего лишь один шанс это услышать, увидеть и понять. И если зритель что-то пропустил, значит, вы работали впустую. Поэтому, будьте как можно проще...
Четвертый пункт - максимально используйте возможности видео, ПОКАЗЫВАЙТЕ новости. Кто-то из вас сказал, что на телекомпании уже 13 Бетакамов, но только 10 сотрудников. Я хочу у вас позаимствовать несколько Бетакамов для своего личного пользования. Телевидение --это в первую очередь картинка. Нет ничего скучнее в эфире, чем "говорящая голова" на экране. Я своим людям говорю, чтобы в нашем эфире кто-то говорил не больше 12 секунд подряд. Этого достаточно, чтобы сказать все, что они хотят сказать. Если вы задаете правильный вопрос и собираете всю информацию, которая нужна, вам просто не может понадобиться для новостей интервью на 2 минуты. Ваша задача, точнее задача ваших сотрудников, состоит в том, чтобы отсеять все лишнее и оставить сухое содержимое.
ВОПРОС: Если я разговариваю с должностным лицом, а потом он обижается - вот я столько говорил, а вы меня отрезали, я вам больше не буду давать интервью. Что делать?
Такое мне приходилось слышать. Например, в Казахстане, когда вы разговариваете с каким-то религиозным деятелем, прерывать его нельзя. Это проблема. Но есть, например, такой вариант. Когда вы в одном и том же интервью затрагиваете много разных тем. Потом это интервью вы можете использовать как основу для многих разных сюжетов. Сюжеты можно будет выпускать в эфир в разные дни. Но будет лучше, если вы поступите так -- сначала вы разговариваете с каким-то должностным лицом по поводу свободы совести и т.д. А потом вы идете разговариваете о том же самом с настоящими людьми, как я их называю. То есть с самыми обычными людьми вроде вас, или меня. И даете возможность людям посмотреть на других таких же людей - на тех, с кем они вместе работают, или с кем они рядом живут. Таким образом, чиновнику тоже достается какое-то время. Может быть, чиновнику будет полезно послушать обычных людей.
Пятый пункт - у нас нет абстрактных "слушателей", или "зрителей", мы работаем для наших друзей, родственников и знакомых.
Относитесь к людям так же, как вы хотите, чтобы они относились к вам, разговаривайте с ними на их языке. До того как зажглись софиты, камера включилась и выпуск пошел в эфир, скажите вашему ведущему, чтобы он не разговаривал со зрителями как с чужими людьми. Получится гораздо лучше, если он представит перед собой своего друга, или свою соседку, или родственников. Как будто это беседа. Очень большая разница между чтением лекций зрителю и простым разговором. Как вы думаете, в каком случае зритель лучше будет вас понимать?
Пункт шестой - гордитесь компанией, где вы работаете, гордитесь своей профессией и ответственностью, которая возложена на вас.
Я не знаю, вас, наверное, это удивит, но журналисты по всему миру всегда жалуются. Мои люди постоянно говорят, что я им мало плачу. Я и сам не думаю, что мне платят достаточно. Мне не хватает машин, мне не хватает камер, и меня не уважают ко всему прочему.
Думайте о том, где вы работаете и гордитесь своей работой. Это позволяет вам укрепить моральный дух, сплотить всю команду. И помните, что враги находятся не на вашей станции, враг - это ваш конкурент, который хочет работать лучше, чем вы, и забрать, привлечь к себе ваших зрителей.
Пункт седьмой - будьте лучше, чем ваш конкурент, чем другие СМИ в вашем городе, чем вы были вчера.
Когда выезжает на какую-то съемку моя съемочная группа освещать некое событие, я точно знаю, что там будут группы с других станций. И я хочу быть уверенным, что моя съемочная группа вернется с самым лучшим сюжетом. И когда это происходит, другие станции видят, что их побили. И я бы хотел, чтобы мы били их чаще, чем они нас. Но конкуренты в городе хорошие, сильные конкуренты. Я говорю "хорошие", потому что в этом есть действительно положительный момент для жителей города. Потому что они получают новости быстрее, они получают новости гораздо более основательные, гораздо более глубокие, и в этом наша задача, в этом наша работа.
- 1. Хроника (информация, новость), 2. Заметка, 3. Репортаж, 4. Интервью, 5. Отчёт, 6. Опросc, 7. Мини – комментарий, 8. Мини- корреспонденция, 9. Некролог, 10. Пресс – релиз.
- История риторики. Говори, чтобы я мог тебя видеть
- Елена комарова и Ольга кутасова История журналистики.
- Разделение изданий на 3 фронта. Журналистика пореформенной эпохи.
- 2. Стенд-ап в середине сюжета ("мостик").
- 3. Стенд-ап в конце сюжета.
- Интервью.
- 4 Урок. Значение рубрики в печатном издании
- 5. Урок. История успехов в газетном деле
- 3. Привлекательный голос (тон) и внешний вид (дизайн).
- 6. Урок. Образ газеты
- 1. Формат
- 7. Урок. Объем
- 1. Текст
- 2. Афиша
- 8. Урок. Плакат
- 2. После того как определены секции и блоки материалов, следует прийти к соглашению относительно соотношения рекламы и редакционных материалов в каждом блоке (секции).
- 11. Урок. Дизайн
- 12. Урок. 5. Фурнитура
- 6. "Воздух"
- Тема 31. Основные комплексы элементов
- Тема 39. Реклама в газете и журнале
- Тема 44. Верстка и виды верстки
- Тема 47. Цвет в газете и журнале
- Тема 48. Утилитарное и эстетическое в оформлении периодических изданий
- Реклама
- 22 Урок. Пиар - цели и работа пр.
- Художественно-публицистические жанры журналистики
- Художественно-публицистические жанры
- 17.3. Журнальные жанры
- 17.4. Жанры телевизионных и радиопередач
- 17.5. Жанры политической литературы
- 17.6. Жанры публичной политической речи
- Памфлет
- Пародия
- Сатирический комментарий
- Фельетон
- Эпитафия
- Эпиграф
- Житейская история
- Легенда
- Анекдот
- 15. Менеджмент персонала.
- 3 Курс основы журналистики. Телевидение – монтаж.
- Организация работы отдела новостей
- 1. На скольких стульях я сижу одновременно? (должностные обязанности директора отдела новостей)
- 2. Зачем они это делают? (цель производства новостей)
- 3. И это вы называете новостями? (что есть "новости")
- 4. Кто есть кто и почему? (Структура отдела новостей)
- 5. Это не моя работа! (обучение смежным специальностям)
- 6. Работать с улыбкой? (мотивация сотрудников)
- 7. Зарплаты.
- 8. Когда хорошие журналисты делают нехорошие вещи. (Этика, объективность и точность).
- 9. Где взять новость? Источники информации.
- 10. Как распределить начинку и тесто, чтобы пирог "Новости" получился вкусным? (структура выпуска новостей, типы сюжетов)
- 11. Несколько полезных советов о том, как писать и читать для эфира.
- 12. Промоушен, промоушен и еще раз промоушен.
- 13. Анонсы в течении дня.
- 14. Приберечь на завтра. (архивы, графика и многое другое)
- Московская хартия журналистов декларация
- Союз журналистов россиикодекс профессиональной этики российского журналиста
- Ответственность перед обществом
- Отношение к меньшинствам
- Телевидение и культура
- Культура телевидения
- Ответственность перед зрителем Расписание и анонсы
- Экспертные консультации
- Соблюдение расписания
- Телевизионная информация
- Достоверность Ссылки на первоисточник
- Проверка
- Социальное последействие
- Факты и мнения
- Адекватность жанру
- Инсценировка
- Исправление ошибок
- Полнота информации
- Непредвзятость Политическая неангажированность
- Опасность идеологизации
- Позиция журналиста
- Исследовательская журналистика
- Ответственность перед личностью
- Предварительная договоренность
- Общение перед камерой
- Вторжение в частную жизнь
- Репутация
- Право на ответ
- Закон о диффамации
- Ответственность перед собой
- Реклама и редакционная независимость
- Спонсорство
- Упоминания спонсора
- Запрещенное спонсорство
- Реклама
- Продолжительность
- Содержание рекламы
- Запрещения и ограничения
- Столкновение интересов
- Телевидение и выборы Права кандидатов и права телезрителей
- Виды предвыборных передач
- Отбор участников
- Журналистская беспристрастность
- Правительственный контроль
- Предвыборные дебаты
- Исторические уроки
- Анкеты и опросы
- Журналист в экстремальной ситуации
- Катастрофы и стихийные бедствия
- Гражданские беспорядки и массовые волнения
- Террористические акты и преступления
- Этнические конфликты
- Вооруженные столкновения и цензура
- Военные действия
- Психологические приемы и способы проявления позиции журналиста
- 2) Агитация
- 1) Слова-индикаторы
- 2) Авторский домысел
- 3) Подбор фактов
- 4) Апелляция к публике
- Журналист в поисках информации Доступ к информации в вопросах и ответах Право на поиск и получение информации
- Аккредитация
- Правовой режим информации
- Общий порядок запроса информации
- Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций
- Запрос информации у частных лиц
- Поиск и получение информации в федеральных законодательных и исполнительных органах (органах государственной власти)
- Поиск и получение информации в судах
- Поиск и получение информации в избирательных комиссиях
- Поиск и получение информации в органах местного самоуправления
- Поиск и получение информации в чрезвычайных ситуациях
- Гарантии права на поиск и получение информации
- Информация, которая не может быть отнесена к государственной тайне
- Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне
- Правила отнесения информации к государственной тайне
- Ответственность за разглашение информации, относящейся к государственной тайне
- Персональная информация. Тайна личной и семейной жизни
- Тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений
- Врачебная (медицинская) тайна
- Коммерческая и служебная тайна
- Банковская тайна
- Тайна следствия и дознания
- Правовой режим информации в архивах
- Порядок рассекречивания и использования архивной информации
- Нравственные принципы тележурналистики