logo
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

2. Зачем они это делают? (цель производства новостей)

Я хотел бы перейти сейчас к вопросу о том, а ради чего мы, собственно, стараемся и делаем свою работу? Некоторые из вас здесь упоминали, как трудно найти журналистов, потому что нет средств на то, чтобы их содержать. Обязанность журналиста и то, ради чего он работает, это прежде всего - информировать общественность, так? Кроме того, мы выполняем определенные образовательные функции, то есть мы ещё и просвещаем каким-то образом общественность (я не говорю в данном случае о какой-то проповеднической деятельности). Кроме того, телевизионные новости выполняют ещё и развлекательную функцию. Конечно это не игра какая-то, и не шоу. Но я надеюсь, вы еще не забыли о том, что нет закона, по которому новости должны быть скучными.

В отделе новостей нашей телекомпании на стенах развешано много всяких интересных вещей, среди них есть такая надпись: "Сначала будьте лучшими, потом будьте первыми". Если вы думаете, что вы достигли совершенства, пора поднимать планку выше. Хороший репортер собирает факты, великий репортер их понимает. Многое из того, что я говорю похоже на рекламные лозунги, да? И это действительно своего рода лозунги промоушена, о котором мы поговорим позднее.

Отдел новостей - это большая команда. Но эта команда должна придерживаться одной политики. Ваша политика - это в том числе сюжеты, на которые вы обращаете внимание, и то как именно вы освещаете эти сюжеты. У меня есть пример политической миссии одной телекомпании, которая находится в городе Орландо, штат Флорида, где размещается Диснейленд. Подобные заявления о миссии и задачах станции есть практически в каждом отделе новостей. Ваши сотрудники должны знать, зачем, ради чего они работают, и мы это вешаем на стену для того, чтобы им напоминать об этом ежедневно. И вот что там говорится:

Первый пункт такой: не делайте ничего, чего не стоит делать. Не снимайте ничего, что не будет иметь значения для ваших зрителей. Вокруг вас постоянно что-то происходит и вам необходимо расставлять приоритеты, потому что охватить все не получится.

Пункт второй: новости - это люди. Это о людях и для людей. Давайте возьмем простой пример. В прошлую пятницу Борис Ельцин подписал закон о религиозной свободе, о свободе совести. Вы вполне сможете сделать сюжет на эту тему, если будете разговаривать с людьми. Можно просто подойти к женщине на улице и спросить, что она думает по поводу этого закона? Или, например, к водителю автобуса в вашем городе. У каждого есть свое собственное мнение, правильно? Таким образом вы сможете рассказать о какой-то новости с помощью людей. Кто-то из вас, журналистов сказал мне, что в его городе новостей не бывает. Пример, о котором мы говорим показывает, что вы можете взять какую-то общенациональную новость и снять сюжет на эту тему в вашем собственном городе. Люди об этом будут говорить на улицах, в магазинах. Это легко, правда?

Пункт третий - говорите со зрителями простым, доступным языком. У телевизионных новостей есть одна большая проблема. Как только новости прошли через эфир, их больше нет. Невозможно перелистнуть страницу обратно, как в газете, невозможно перемотать кассету обратно и посмотреть непонятный сюжет еще раз. Поэтому писать надо очень просто. Так писать, чтобы это было понятно всем с первого раза. Не забывайте, что у вашего зрителя есть всего лишь один шанс это услышать, увидеть и понять. И если зритель что-то пропустил, значит, вы работали впустую. Поэтому, будьте как можно проще...

Четвертый пункт - максимально используйте возможности видео, ПОКАЗЫВАЙТЕ новости. Кто-то из вас сказал, что на телекомпании уже 13 Бетакамов, но только 10 сотрудников. Я хочу у вас позаимствовать несколько Бетакамов для своего личного пользования. Телевидение --это в первую очередь картинка. Нет ничего скучнее в эфире, чем "говорящая голова" на экране. Я своим людям говорю, чтобы в нашем эфире кто-то говорил не больше 12 секунд подряд. Этого достаточно, чтобы сказать все, что они хотят сказать. Если вы задаете правильный вопрос и собираете всю информацию, которая нужна, вам просто не может понадобиться для новостей интервью на 2 минуты. Ваша задача, точнее задача ваших сотрудников, состоит в том, чтобы отсеять все лишнее и оставить сухое содержимое.

ВОПРОС: Если я разговариваю с должностным лицом, а потом он обижается - вот я столько говорил, а вы меня отрезали, я вам больше не буду давать интервью. Что делать?

Такое мне приходилось слышать. Например, в Казахстане, когда вы разговариваете с каким-то религиозным деятелем, прерывать его нельзя. Это проблема. Но есть, например, такой вариант. Когда вы в одном и том же интервью затрагиваете много разных тем. Потом это интервью вы можете использовать как основу для многих разных сюжетов. Сюжеты можно будет выпускать в эфир в разные дни. Но будет лучше, если вы поступите так -- сначала вы разговариваете с каким-то должностным лицом по поводу свободы совести и т.д. А потом вы идете разговариваете о том же самом с настоящими людьми, как я их называю. То есть с самыми обычными людьми вроде вас, или меня. И даете возможность людям посмотреть на других таких же людей - на тех, с кем они вместе работают, или с кем они рядом живут. Таким образом, чиновнику тоже достается какое-то время. Может быть, чиновнику будет полезно послушать обычных людей.

Пятый пункт - у нас нет абстрактных "слушателей", или "зрителей", мы работаем для наших друзей, родственников и знакомых.

Относитесь к людям так же, как вы хотите, чтобы они относились к вам, разговаривайте с ними на их языке. До того как зажглись софиты, камера включилась и выпуск пошел в эфир, скажите вашему ведущему, чтобы он не разговаривал со зрителями как с чужими людьми. Получится гораздо лучше, если он представит перед собой своего друга, или свою соседку, или родственников. Как будто это беседа. Очень большая разница между чтением лекций зрителю и простым разговором. Как вы думаете, в каком случае зритель лучше будет вас понимать?

Пункт шестой - гордитесь компанией, где вы работаете, гордитесь своей профессией и ответственностью, которая возложена на вас.

Я не знаю, вас, наверное, это удивит, но журналисты по всему миру всегда жалуются. Мои люди постоянно говорят, что я им мало плачу. Я и сам не думаю, что мне платят достаточно. Мне не хватает машин, мне не хватает камер, и меня не уважают ко всему прочему.

Думайте о том, где вы работаете и гордитесь своей работой. Это позволяет вам укрепить моральный дух, сплотить всю команду. И помните, что враги находятся не на вашей станции, враг - это ваш конкурент, который хочет работать лучше, чем вы, и забрать, привлечь к себе ваших зрителей.

Пункт седьмой - будьте лучше, чем ваш конкурент, чем другие СМИ в вашем городе, чем вы были вчера.

Когда выезжает на какую-то съемку моя съемочная группа освещать некое событие, я точно знаю, что там будут группы с других станций. И я хочу быть уверенным, что моя съемочная группа вернется с самым лучшим сюжетом. И когда это происходит, другие станции видят, что их побили. И я бы хотел, чтобы мы били их чаще, чем они нас. Но конкуренты в городе хорошие, сильные конкуренты. Я говорю "хорошие", потому что в этом есть действительно положительный момент для жителей города. Потому что они получают новости быстрее, они получают новости гораздо более основательные, гораздо более глубокие, и в этом наша задача, в этом наша работа.