Елена комарова и Ольга кутасова История журналистики.
Термин ЖУРНАЛИСТИКА – происходит от французского - journal (дневник, газета). С середины 19 века в России этот термин стал применяться ко всей периодике.
Путь журналистики можно условно разделить на 4 основных этапа исторического развития.
1. ПРОТОЖУРНАЛИСТИКА - устное информирование – возникновение на заре человечества. Информация в наскальной живописи - граффити (царапаю), через устное распространение легенд, историй…
2. УСТНАЯ ПРАЖУРНАЛИСТИКА. – зародилась за несколько веков до нашей эры - это возникновение первых письменных способов передачи информации через глашатаев, послов, указов.
Развивалась экономическая система в журналистике. Купцы меняли информацию в портах на товары и деньги.
3. ПИСЬМЕННАЯ ПРАЖУРНАЛИСТИКА – с появлением письма, появляется пражурналистика на скрижалях, камнях, деревьях, бересте, папирусе..
Ещё в 1 веке до н. э. в Древнем Риме для всеобщего прочтения выставляли (акта сенатус и диарна попули) – это сводки новостей на досках покрытые гипсом. Их копии на папирусе направляли чиновникам. Начинается перепись религиозных книг. В средние века в монастырях писали летописи на пергаменте – это обработанная кожа животных. Но этот способ был дорогой, и не годился для распространения новостей. В Китае в 7 веке открыли способ приготовления хлопковой бумаги, но до нас он дошёл лишь в 9 веке. В это же время нашли очень дешёвыё способ - начали изготавливать бумагу, перерабатывая тряпьё. Но не хватало технических средств для размножения информации. И ещё до появления печатной журналистики в средневековье в Венеции появляются специалисты, которые зарабатывали написанием и продажей информации. Они создают цех писателей новостей. Считают, что само наименование печатного издания – газета – получило название от мелкой манеты – газета, которую платили в Венеции за прочтение сводки новостей
4. ПЕЧАТНАЯ ЭРА - третий этап начинается в Европе в 15 веке с изобретения печатного станка с передвижными литерами. Первым изобретателем стал – немецкий учёный Гуттенберг. Эту эру называют – эрой Гуттенберга. Появилась возможность выпускать много копий одной газеты. И этим воспользовались первыми в Германии в 1609 году – появилась первая газета – (Ависо Релатион, одер Цайтунг), в 1622 году в Англии появилась еженедельная газета, а в 1631 году во Франции «Ля Газетте».
История Российской журналистики.
В России в 17 веке регулярно готовили бумажные рукописи «Куранты», иногда называвшиеся ещё и «Вестовые письма», или «Столбцы». Это своеобразная прагазета, которая переписывалась вручную в нескольких экземплярах для царя и знати.
В 1702 году был издан первый Российский «Юрнал» или «Подённая роспись» (регистрация событий. Он был о военных действиях – взятии Нотебурха). Журнал имел крупный формат и был предназначен только для вывешивания на стене (как современная стенгазета). Он печатался на одной стороне на склеяных листах.
Самое знаменитое событие в Руссой журналистики произошло в 1702 году – 15 декабря Петром 1 был издан указ о создание первой печатной газеты «Ведомости». Её первый номер вышел через день –17 декабря 1702 года. его печатали в Петербургской типографии Абрамова.Но до наших дней сохранился номер от 2 января 1703 года. Пример: «Ведомости» печатали сведения о вооружении русской армии, о выплавке пушек. С этой информации и начинались первые номера. «На Москве вновь ныне пушек медных гоубиц и мартиров вылито 400…». Раскрытие таких секретов было намеренным – чтобы подбодрить дух русских и сломить волю противника. Давались лишь сообщения о фактах, редко их описывали, а оценки не было, кроме политических переписок деятелей. Петр сам занимался подборкой материалов и редактированием газеты, особенно первых номеров. Многие известия с учреждений собирал Печатный двор. Много писалось о реформах Петра, об образовании, появлении новых школ. «Ведомости» стали первыми и в развитии жанровой системы. Первый русский репортёр Синявич на 22 полосах опубликовал первый репортаж России с праздника Дня Петра и Павла.
У первой газеты были крошечные размеры, она была как современная небольшая открытка. Объём её был в 2 страницы, но иногда доходил и до 22 страниц. Периодичность также колебалась. «Ведомости» выходили не регулярно и разным тиражом. Некоторые номера были тиражом всего в 150 экземпляров, а иногда было и 4000. да и название было не одинаковым – «Ведомости Московские», то «Российские ведомости». На первой странице была гравюра Петербурга с Невой.
Цена «Ведомостей» - от 1 до 4 денег. Деньга – это пол копейки, которая составляло в то время большую стоимость за газету. У многих это стоимость составляла суточную заработную плату.
Многие материалы были изложены в виде связной заметки.
В течение 10 лет писали про военные действия Северной войны, и это поднадоело читателю. Отсутствие статей на злобу дня, мало критики и с плошные хвалебные оды царю подавили интерес к первой русской газете, и её последний номер вышел в июле 1727 года.
Многие Петровские реформы принесли пользу стране, в том числе и создание гражданского шрифта в 1708-10 годах.
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ.
Академия наук и Ломоносов.
Петровские ведомости в 1728 году были переименованы в «Санкт – Петербургские ведомости». Эту газету после смерти Петра стала издавать Академия наук. Редактором стал Миллер. Газета стала выходить регулярно – раз в неделю, а потом 2 раза в неделю. Ведущее место в ней занимал список книг. Кроме политической рекламной информации начинают публиковать и коммерческие частные объявления в рубриках «продажа», «отъезжающие». Ремесленники с удовольствием давали рекламу в газету, а редакция охотно принимала, т.к. с трудом покрывала расходы на её издательство. Тираж был 500 экземпляров, стоимость номера – 4 копейки– это дороговато для многих слоёв населения.
В дальнейшем объявления стали основной информацией и печатались в специальном приложении «Суплемент». Примеры: «продаются огурцы лучшего соления и примерного поведения кучер с женой». Это объявление было напечатано в номере за 1770 год. В то время мужчины до 45 лет оценивались в 30 рублей, а пожилые крепостные примерно в 3 рубля. Вот ещё пример: «продаётся подержанный черпак, обшитый бахромою…».Позже в газете стали публиковать о банкротстве.
Стали появляться новости из заграницы – что произошло в Берлине, Вене… Была перепись между газетами.
Много места Академия наук отводила научным статьям, где описывались опыты, исследования, открытия и жизнь учёных.
В 1740 годах на арену журналистики выходит ЛОМОНОСОВ. Он пишет свои научные наблюдения. Ломоносов дружит с фаворитом Елизаветы - Шуваловым и в 1755 году он уговаривает его открыть при Московском университете типографию. И уже через год раскручивает его на издание новой газеты - «Московские ведомости». В газете начинают печатать диссертации, лекции, информация об университете и даже об успеваемости студентов. Главным становится отдел – рубрика «О российских книгах». Известные тому времени журналисты Херасков и Сумароков начинают писать о крае, истории, архитектуре, торговле, экономике. Ломоносов много рассуждает на страницах газеты об обязанностях журналиста. Он приравнивает журналистов и учёных и говорит, что журналистом может быть только научный работник. В то время и правда, большую площадь в русских изданиях отводили науке. Выступает против европейских корреспондентов, обвиняя их в том, что они не пишут о науке.
Ломоносов стал печатать свои стихи и различные литературные произведения – это было новшеством. Ломоносов сильно обгонял время и его современники порой не могли понять его мысли, поэтому некоторые статьи не принимались в редакции газет. Он хотел сделать реформу сельского хозяйства, но ему даже не дали печатать сводки и статистику об урожае.
Ближе к концу 18 века появляется яркий сатирический журнал «Трутень» под редакторством Новикова. В первую очередь он пародировал жанр рекламного объявления. Он обыгрывал различные моменты жизни и высмеивал людей. Пример: «воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продаёт свою совесть; желающие купить, могут его сыскать в здешнем городе». «Трутень» высмеивал трутней и быт бездельников.
Большую популярность получил журнал Карамзина «Вестник Европы». Он был похож на литературный альманах, в котором много говорилось о литературе, печатались повести, романы, стихи. Новшеством стал отдел критики, в нём отводилось много места дискуссиям по поводу различных произведений. Карамзин был патриотом и в материале «Странность» (за 1802 год – это 2 номер журнала) он упрекает русских людей – дворян, что нанимают для обучения своих детей заграничных гувернёров. За основу произведения он взял объявление французского гувернёра, который вызывался учить русских детей русскому языку, сам же гувернёр плохо произносил русские слова. Карамзин в статьях выступал против пансионов с заграничными учителями и долго воевал с ними на страницах журнала.
Во второй половине 18 века появляется ещё одно яркое издание – журнал Миллера 1755 года «Ежемесячные сочинения , к пользе у увеселению служащие». Здесь впервые начали печатать о театральных представлениях. После этого появляются и специализированные журналы «Русский театр». Сообщения о спектаклях, других мероприятиях носили информационные ноты, и лишь в материалах о книгах появляется оценочный характер.
В 1801 году появляется первый иллюстрированный журнал «Пантеон российских авторов», где находят своё место духовная информация. Здесь описывались придворные торжества, светская литература. Впервые появились портреты. В номере по 5 портретов. Но техника была плохая, поэтому качество портретов оставляло желать лучшего. Под портретами печатали сопроводительные тексты, которые обычно готовил Карамзин. Была даже такая шутливая фраза в одном из номеров – «не ручаемся за сходство, пусть художники пеняют на себя». Простые журналы еле окупались, что уж говорить об иллюстрационных, хотя и стоили они очень дорого. Учёные не останавливались на достигнутом и постоянно занимались усовершенствованием печатной техники и удешевлением процесса печатания.
- 1. Хроника (информация, новость), 2. Заметка, 3. Репортаж, 4. Интервью, 5. Отчёт, 6. Опросc, 7. Мини – комментарий, 8. Мини- корреспонденция, 9. Некролог, 10. Пресс – релиз.
- История риторики. Говори, чтобы я мог тебя видеть
- Елена комарова и Ольга кутасова История журналистики.
- Разделение изданий на 3 фронта. Журналистика пореформенной эпохи.
- 2. Стенд-ап в середине сюжета ("мостик").
- 3. Стенд-ап в конце сюжета.
- Интервью.
- 4 Урок. Значение рубрики в печатном издании
- 5. Урок. История успехов в газетном деле
- 3. Привлекательный голос (тон) и внешний вид (дизайн).
- 6. Урок. Образ газеты
- 1. Формат
- 7. Урок. Объем
- 1. Текст
- 2. Афиша
- 8. Урок. Плакат
- 2. После того как определены секции и блоки материалов, следует прийти к соглашению относительно соотношения рекламы и редакционных материалов в каждом блоке (секции).
- 11. Урок. Дизайн
- 12. Урок. 5. Фурнитура
- 6. "Воздух"
- Тема 31. Основные комплексы элементов
- Тема 39. Реклама в газете и журнале
- Тема 44. Верстка и виды верстки
- Тема 47. Цвет в газете и журнале
- Тема 48. Утилитарное и эстетическое в оформлении периодических изданий
- Реклама
- 22 Урок. Пиар - цели и работа пр.
- Художественно-публицистические жанры журналистики
- Художественно-публицистические жанры
- 17.3. Журнальные жанры
- 17.4. Жанры телевизионных и радиопередач
- 17.5. Жанры политической литературы
- 17.6. Жанры публичной политической речи
- Памфлет
- Пародия
- Сатирический комментарий
- Фельетон
- Эпитафия
- Эпиграф
- Житейская история
- Легенда
- Анекдот
- 15. Менеджмент персонала.
- 3 Курс основы журналистики. Телевидение – монтаж.
- Организация работы отдела новостей
- 1. На скольких стульях я сижу одновременно? (должностные обязанности директора отдела новостей)
- 2. Зачем они это делают? (цель производства новостей)
- 3. И это вы называете новостями? (что есть "новости")
- 4. Кто есть кто и почему? (Структура отдела новостей)
- 5. Это не моя работа! (обучение смежным специальностям)
- 6. Работать с улыбкой? (мотивация сотрудников)
- 7. Зарплаты.
- 8. Когда хорошие журналисты делают нехорошие вещи. (Этика, объективность и точность).
- 9. Где взять новость? Источники информации.
- 10. Как распределить начинку и тесто, чтобы пирог "Новости" получился вкусным? (структура выпуска новостей, типы сюжетов)
- 11. Несколько полезных советов о том, как писать и читать для эфира.
- 12. Промоушен, промоушен и еще раз промоушен.
- 13. Анонсы в течении дня.
- 14. Приберечь на завтра. (архивы, графика и многое другое)
- Московская хартия журналистов декларация
- Союз журналистов россиикодекс профессиональной этики российского журналиста
- Ответственность перед обществом
- Отношение к меньшинствам
- Телевидение и культура
- Культура телевидения
- Ответственность перед зрителем Расписание и анонсы
- Экспертные консультации
- Соблюдение расписания
- Телевизионная информация
- Достоверность Ссылки на первоисточник
- Проверка
- Социальное последействие
- Факты и мнения
- Адекватность жанру
- Инсценировка
- Исправление ошибок
- Полнота информации
- Непредвзятость Политическая неангажированность
- Опасность идеологизации
- Позиция журналиста
- Исследовательская журналистика
- Ответственность перед личностью
- Предварительная договоренность
- Общение перед камерой
- Вторжение в частную жизнь
- Репутация
- Право на ответ
- Закон о диффамации
- Ответственность перед собой
- Реклама и редакционная независимость
- Спонсорство
- Упоминания спонсора
- Запрещенное спонсорство
- Реклама
- Продолжительность
- Содержание рекламы
- Запрещения и ограничения
- Столкновение интересов
- Телевидение и выборы Права кандидатов и права телезрителей
- Виды предвыборных передач
- Отбор участников
- Журналистская беспристрастность
- Правительственный контроль
- Предвыборные дебаты
- Исторические уроки
- Анкеты и опросы
- Журналист в экстремальной ситуации
- Катастрофы и стихийные бедствия
- Гражданские беспорядки и массовые волнения
- Террористические акты и преступления
- Этнические конфликты
- Вооруженные столкновения и цензура
- Военные действия
- Психологические приемы и способы проявления позиции журналиста
- 2) Агитация
- 1) Слова-индикаторы
- 2) Авторский домысел
- 3) Подбор фактов
- 4) Апелляция к публике
- Журналист в поисках информации Доступ к информации в вопросах и ответах Право на поиск и получение информации
- Аккредитация
- Правовой режим информации
- Общий порядок запроса информации
- Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций
- Запрос информации у частных лиц
- Поиск и получение информации в федеральных законодательных и исполнительных органах (органах государственной власти)
- Поиск и получение информации в судах
- Поиск и получение информации в избирательных комиссиях
- Поиск и получение информации в органах местного самоуправления
- Поиск и получение информации в чрезвычайных ситуациях
- Гарантии права на поиск и получение информации
- Информация, которая не может быть отнесена к государственной тайне
- Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне
- Правила отнесения информации к государственной тайне
- Ответственность за разглашение информации, относящейся к государственной тайне
- Персональная информация. Тайна личной и семейной жизни
- Тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений
- Врачебная (медицинская) тайна
- Коммерческая и служебная тайна
- Банковская тайна
- Тайна следствия и дознания
- Правовой режим информации в архивах
- Порядок рассекречивания и использования архивной информации
- Нравственные принципы тележурналистики