История риторики. Говори, чтобы я мог тебя видеть
Корни риторики таятся в глубине веков и берут свои начала в Древней Греции: "В ХI веке древнегреческий вдруг открыл славяно-русскому языку свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи - словом, усыновил его". Так писал А.С.Пушкин в 1825 году.
А каким путем пришла в суровую Русь "божественная эллинская речь"? - извилистыми паломническими и миссионерскими тропами через века пронесли ее на своих плечах просветители-христиане. От "золотого IV века" святоотеческой литературы тянется род русской риторики, отцы которой - святые отцы православной церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст...
Их блестящие образцы строгой и мудрой византийской риторики, впитавшей в себя все лучшие достижения античных риторов, прекрасно привились на суровой русской почве, явив небывалое чудо - русскую риторику
Риторика просидела более 70 лет за прочными решеткам спецхранов.
Начнем наш разговор с выяснения главного вопроса: чему учит риторика?
Уже немало школ ввели в свой учебный план этот предмет, но везде он и преподается, и понимается по-разному. В одних учебных заведениях под риторикой понимают искусство спора и учат детей вести дискуссии, полемизировать, таким образом подготавливая их к общественно-политическим ситуациям в реальной жизни. В других - обучают культурно общаться в различных житейских ситуациях, осваивая правила этикета или "этику делового общения". В-третьих - практически занимаются культурой речи и стилистикой под флагом риторики. В-четвертых - обучают громко, красиво и убедительно произносить небольшие ораторские монологи...
В американских пособиях Д.Карнеги и П.Солера рекомендуется самому создать суперсовременный курс риторики... долгое время учебники риторики К.П.Зеленецкого принадлежат истории, и с тех далеких дореволюционных лет не переиздавались.
Только недавно созданием новой риторики стали заниматься преподавателей-исследователей МГУ. "Основы русской риторики" - А.А.Волков, Москва, МГУ.
В старину специалисты по умению высказываться назывались "риторами", и проходили они длительное и всестороннее гуманитарное обучение. Мы все прекрасно знаем, как велика созидательная и разрушительная сила слова и как ответственно и обдуманно надо относиться к слову и даже к одной букве. Известен исторический факт: неправильно переведенное слово в марксовой формулировке "Искусство должно быть понято народом" как "Искусство должно быть понятно народу". Появилась в слове буква Н, а вследствие ее явления исчез, был высечен "критическим топором" из жизни целый слой изумительной русской культуры, якобы непонятной народу, которому нужен лишь разжеванный примитив.
Как непонятная и практически ненужная народу дисциплина была изъята из школ и вузов и риторика. А все филологическое образование свели к ликбезу. Но парадокс в том, что безграмотность не только не ликвидировали, но она разлилась по всей речи - и устной, и письменной.
И вот теперь общество осознало острейшую необходимость риторики как дисциплины, обучающей хорошей, достойной речи - и устной, и письменной. А учить - некому. Не было и нет до сих пор такой специализации в вузе. Но на требование жизни всегда откликаются люди, т.н. энтузиасты. Желание у них есть и даже накоплен добротный педагогический, методический опыт. Но государственная образовательная система не готова к их "расширенному воспроизводству". Работайте на свой страх и риск. И они стали работать: в домашних семинарах проф. МГУ Ю.В.Рождественского (кстати, А.А.Волков - из этого семинара); в "лекторских школах" общества "Знание" (оттуда вышли и мы с пермским ритором С.А.Минеевой).
И чем больше работали, тем больше убеждались, что ритору, кроме широкого гуманитарного, филологического образования, необходимы глубокие знания логики, психологии, философии, истории и даже драматического искусства.
Но самое главное - этос ритора, всегда моментально распознаваемый слушателем, требует от него жизни по заповеди: "Возлюби ближнего, как самого себя". Ритор - языковая личность непременно должна уважать другую языковую личность, любить того, кого он учит, и стремиться направить его на путь духовного и нравственного совершенствования.
В этом и проявляется особенность русского ритора и русской риторики, принявшей на себя эту миссию от Византии вместе с православием.
Действительно, опыт классических гимназий и лицеев в дореволюционной России говорит о целесообразности включения риторики в учебный план с 5-го или 6-го класса.
Однако мы забываем при этом подсчитать, что в 5-й класс гимназии приходили дети, прошедшие дома не только начальное образование, но прежде всего серьезное и глубокое нравственное воспитание в православных семейных традициях.
О том, с какой подготовкой в этом плане приходят современные дети России, говорить не приходится...
И если школа, гимназия, лицей не возьмут на себя миссию нравственного, духовного воспитания, то все риторические ухищрения будут не только тщетны, но даже вредны: безнравственный человек, вооруженный риторическими умениями, особо опасен. Примеров тому в нашей сегодняшней жизни предостаточно.
Поэтому, чем раньше мы начнем создавать фундамент русской риторики - ЭТОС, ЛОГОС и ПАФОС, тем прочнее и прекраснее будет само риторическое здание, которое мы обязательно возведем в нашей обновленной прекрасной России.
А она обязательно будет!
риторика
Ни один военный, политик, пиарщик… не обходится без риторики, а тем более журналист и диктор.
Важно не только то, что ты сказал, но и как ты это сделал.
Любой текст в журналистике имеет кульминационную точку. И её необходимо обозначить так, чтобы она осталась у зрителя, слушателя в памяти. Но, и каждое предложение имеет свою мини – кульминацию, она называется основой предложения.
Главное в дикторском мастерстве и в риторике–выделять в предложениях эти основы.
Будем их обозначать так – \________/
Есть и главные слова предложения, которые тоже необходимо передать голосом особенно, не так как остальные слова не несущие смысловую нагрузку ._________.
Как можно выделить основы:
1. самый основной приём в риторике - это выделение паузами - О.
2. Ф – форте – увеличение громкости,
3. П – пиано - тихое воспроизведение основы, по сравнению с другим текстом.
4. | - интонация вверх.
5. | - интонация вниз.
6. ~~~~~~~~~ - интрига – игра в самом слове, когда хотим выразить недоверие или же создать впечатление кокетства.
7. -|-|-|-|-|-|-|-|-| - разрядка, замедление или чтение по слогам, делая акцент на каждый слог.
Для каждого текста своё выделение и своё звучание.
Если вы хотите, чтобы текст зазвучал сказочно, то основу лучше выделить так – пауза, тише и разрядка.
Если текст призыва или восторга, то после паузы можно взять интонацию вверх и голос сделать громче на основе.
Практика. Выделить из текста основу. Попробовать выделить различными способами основы.
книжке Т.А.Ладыженской "Введения во храм слова, из американских пособий Д.Карнеги и П.Солера и самому создать суперсовременный курс риторики... На методической кухне хозяйничали
- 1. Хроника (информация, новость), 2. Заметка, 3. Репортаж, 4. Интервью, 5. Отчёт, 6. Опросc, 7. Мини – комментарий, 8. Мини- корреспонденция, 9. Некролог, 10. Пресс – релиз.
- История риторики. Говори, чтобы я мог тебя видеть
- Елена комарова и Ольга кутасова История журналистики.
- Разделение изданий на 3 фронта. Журналистика пореформенной эпохи.
- 2. Стенд-ап в середине сюжета ("мостик").
- 3. Стенд-ап в конце сюжета.
- Интервью.
- 4 Урок. Значение рубрики в печатном издании
- 5. Урок. История успехов в газетном деле
- 3. Привлекательный голос (тон) и внешний вид (дизайн).
- 6. Урок. Образ газеты
- 1. Формат
- 7. Урок. Объем
- 1. Текст
- 2. Афиша
- 8. Урок. Плакат
- 2. После того как определены секции и блоки материалов, следует прийти к соглашению относительно соотношения рекламы и редакционных материалов в каждом блоке (секции).
- 11. Урок. Дизайн
- 12. Урок. 5. Фурнитура
- 6. "Воздух"
- Тема 31. Основные комплексы элементов
- Тема 39. Реклама в газете и журнале
- Тема 44. Верстка и виды верстки
- Тема 47. Цвет в газете и журнале
- Тема 48. Утилитарное и эстетическое в оформлении периодических изданий
- Реклама
- 22 Урок. Пиар - цели и работа пр.
- Художественно-публицистические жанры журналистики
- Художественно-публицистические жанры
- 17.3. Журнальные жанры
- 17.4. Жанры телевизионных и радиопередач
- 17.5. Жанры политической литературы
- 17.6. Жанры публичной политической речи
- Памфлет
- Пародия
- Сатирический комментарий
- Фельетон
- Эпитафия
- Эпиграф
- Житейская история
- Легенда
- Анекдот
- 15. Менеджмент персонала.
- 3 Курс основы журналистики. Телевидение – монтаж.
- Организация работы отдела новостей
- 1. На скольких стульях я сижу одновременно? (должностные обязанности директора отдела новостей)
- 2. Зачем они это делают? (цель производства новостей)
- 3. И это вы называете новостями? (что есть "новости")
- 4. Кто есть кто и почему? (Структура отдела новостей)
- 5. Это не моя работа! (обучение смежным специальностям)
- 6. Работать с улыбкой? (мотивация сотрудников)
- 7. Зарплаты.
- 8. Когда хорошие журналисты делают нехорошие вещи. (Этика, объективность и точность).
- 9. Где взять новость? Источники информации.
- 10. Как распределить начинку и тесто, чтобы пирог "Новости" получился вкусным? (структура выпуска новостей, типы сюжетов)
- 11. Несколько полезных советов о том, как писать и читать для эфира.
- 12. Промоушен, промоушен и еще раз промоушен.
- 13. Анонсы в течении дня.
- 14. Приберечь на завтра. (архивы, графика и многое другое)
- Московская хартия журналистов декларация
- Союз журналистов россиикодекс профессиональной этики российского журналиста
- Ответственность перед обществом
- Отношение к меньшинствам
- Телевидение и культура
- Культура телевидения
- Ответственность перед зрителем Расписание и анонсы
- Экспертные консультации
- Соблюдение расписания
- Телевизионная информация
- Достоверность Ссылки на первоисточник
- Проверка
- Социальное последействие
- Факты и мнения
- Адекватность жанру
- Инсценировка
- Исправление ошибок
- Полнота информации
- Непредвзятость Политическая неангажированность
- Опасность идеологизации
- Позиция журналиста
- Исследовательская журналистика
- Ответственность перед личностью
- Предварительная договоренность
- Общение перед камерой
- Вторжение в частную жизнь
- Репутация
- Право на ответ
- Закон о диффамации
- Ответственность перед собой
- Реклама и редакционная независимость
- Спонсорство
- Упоминания спонсора
- Запрещенное спонсорство
- Реклама
- Продолжительность
- Содержание рекламы
- Запрещения и ограничения
- Столкновение интересов
- Телевидение и выборы Права кандидатов и права телезрителей
- Виды предвыборных передач
- Отбор участников
- Журналистская беспристрастность
- Правительственный контроль
- Предвыборные дебаты
- Исторические уроки
- Анкеты и опросы
- Журналист в экстремальной ситуации
- Катастрофы и стихийные бедствия
- Гражданские беспорядки и массовые волнения
- Террористические акты и преступления
- Этнические конфликты
- Вооруженные столкновения и цензура
- Военные действия
- Психологические приемы и способы проявления позиции журналиста
- 2) Агитация
- 1) Слова-индикаторы
- 2) Авторский домысел
- 3) Подбор фактов
- 4) Апелляция к публике
- Журналист в поисках информации Доступ к информации в вопросах и ответах Право на поиск и получение информации
- Аккредитация
- Правовой режим информации
- Общий порядок запроса информации
- Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций
- Запрос информации у частных лиц
- Поиск и получение информации в федеральных законодательных и исполнительных органах (органах государственной власти)
- Поиск и получение информации в судах
- Поиск и получение информации в избирательных комиссиях
- Поиск и получение информации в органах местного самоуправления
- Поиск и получение информации в чрезвычайных ситуациях
- Гарантии права на поиск и получение информации
- Информация, которая не может быть отнесена к государственной тайне
- Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне
- Правила отнесения информации к государственной тайне
- Ответственность за разглашение информации, относящейся к государственной тайне
- Персональная информация. Тайна личной и семейной жизни
- Тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений
- Врачебная (медицинская) тайна
- Коммерческая и служебная тайна
- Банковская тайна
- Тайна следствия и дознания
- Правовой режим информации в архивах
- Порядок рассекречивания и использования архивной информации
- Нравственные принципы тележурналистики