logo
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

4 Урок. Значение рубрики в печатном издании

( или Рубрика как часть печатного издания)

В 1897 году производственный директор одной американской газеты решил испытать новомодный печатный процесс. Его эксперимент привел к возникновению серии комиксов, а те, в свою очередь, породили один из самых известных, и самых роковых, эпитетов в журналистике. Процесс этот назывался - наложение краски. Он впервые позволил газетам печатать рисунки в цвете. Грубо, ярко, пестро, но все-таки в цвете. Чтобы посмотреть, как это будет выглядеть на практике, этот директор отправился к Морриллу Годдарду, молодому редактору "New York Sunday World". Они остановились на идее комикса, в котором использовался бы лишь один основной цвет. Нарисовать и раскрасить комикс они наняли художника по имени Ричард Аутколт. Тот нарисовал комикс о приключениях и злоключениях лопоухого, лысого мальчишки, обитателя нью-йоркских трущоб. Чтобы испытать эффективность наложения краски, Аутколт изображал повсюду своего персонажа одетым в один и тот же костюм - шафранного цвета робу наподобие мешка. Он прозвал его "Желтым пацаном". Появившись сперва на отдельном рисунке, а затем в комиксе, маленький герой Аутколта немедленно получил бешеный успех. Успех был настолько велик, что издатель-конкурент Уильям Рэндольф Херст перекупил его для привлечения читателей своей "New York Journal". Издатель "World", слепой Джозеф Пулицер, был разъярен. Последовавшее затем предложение новых цен и встречные предложения, а также широкое использование этого рисунка другими газетами породили определение "Желтая пресса". А поскольку после этих событий и "Journal", и "World" разразились самыми возмутительными, рассчитанными на сенсацию и бесчестными статьями в истории журналистики того времени, то это выражение навеки пристало к журналистике подобного рода.

Эта история - напоминание о двух фактах из газетной жизни: во-первых, не все важное в газетах происходит на первой странице или рядом с ней; а во-вторых, читатели даже самых серьезных газет нуждаются в развлечении так же, как и в информации и глубоких мыслях. Коротко говоря, они нуждаются в разнообразии - в регулярно публикуемых, легко распознаваемых материалах.

Иные из них будут информативными, другие же - откровенно посредственными. Некоторые можно будет отнести к журналистике, некоторые - нет. Но будет у них и общее - все они разные, и читатели должны быть уверены в том, что, открыв газету, найдут их в ней. Все что нужно для их писания - это идеи.

Рубрики бывают любых размеров, форм и стиля. Некоторые из них - длинные, занимающие целую полосу, другим хватает небольшого блока в углу полосы. В то же время общей характерной чертой всех рубрик является определенная тематическая специализация.

Рубрики могут быть предназначены как для широкого, так и для узкого круга читателей. При этом должны учитываться особенности основной категории читателей (возраст, пол, профессия и т.д.). И тем не менее, главное предназначение рубрики - воспитывать в читателе верность газете, поэтому рубрики следует публиковать регулярно, чтобы дать им время утвердиться. Хорошая рубрика может долгие годы оставаться на газетных страницах, не теряя популярности у читателей. Это, так называемые, постоянные или нескончаемые рубрики.

В частности в мировой прессе традиционными стали рубрики:

Кроме этого, газеты могут предложить читателям почти неограниченное число разного рода конкурсов, кроссвордов, головоломок, загадок, задачек и словесных игр.

Практическая работа:

Например:

Среди молодежной аудитории большой популярностью в настоящее время пользуются рубрики газет и журналов, посвященные музыкальным направлениям и стилям, музыкальным новостям, о жизни и творчестве звезд и т.д.