logo
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

14. Приберечь на завтра. (архивы, графика и многое другое)

Сейчас я хочу вам рассказать о том, как нужно отслеживать новости, которые в вашем городе происходят, и особенно те, которые предвидятся. Начинается все с ежедневников, календарей и так далее.

Я вам советую завести как можно больше папочек иметь как можно больше. Что с ними делать? Берете 31 такую папочку, и сверху пишете дату от 1 до 31, это даты месяца. Берете 12 других и пишете на них месяц. Потом берете ещё одну папочку, куда можно сложить просто любопытную информацию, не привязанную ни к какой дате.

Я беру газеты, просматривая газеты, я вижу, что ещё может произойти. Допустим, запланирован какой-то концерт, который будет 9 числа. Я вырезаю информацию об этом и бросаю в папочку с цифрой 9. Может быть, в следующий понедельник приезжает в город китайская делегация. То же самое: вырезаю информацию об этом и бросаю в папку номер 6. Я спрашиваю всех репортеров, есть ли что-то, какое-то развитие, какое-то движение по сюжетам, которые вы уже освещали, темы, которые вы уже знаете, допустим, какое-то дело, которое передают в суд. Заметочка об этом идет в папочку на соответствующий день.

Все это можно делать, конечно, и в ежедневнике. Но если кто-то эту книжку куда-нибудь засунет, то вы погибли. Папку потерять труднее, но если кто-то потерял папочку, вы его увольняете просто и все. Если же вы потеряете свой собственный ежедневник, вы-то себя уволить не сможете. К папкам все имеют доступ. А к одной-единственной книжке не все могут добраться. Кроме того, бросить вырезку из газеты в папку легче, чем записать что-то детальное в общую записную книжку.

Через месяц будет открываться какой-то крупный продовольственный магазин. То есть, информацию об этом я кладу в папку с надписью "ноябрь". Таким образом, по мере того, как жизнь идет, папки заполняются разной информацией о грядущих событиях на каждый день. Когда вы добираетесь до 31 октября, берете ноябрьскую папку, и уже ноябрьскую информацию можно рассовать по папочкам, которые освободились от дней предыдущего месяца. Начинаете сначала. То есть, человек всегда знает, где искать информацию для себя.

Кроме того, есть сюжеты, которые, допустим, сегодня вы осветить не смогли, и вы не имеете никакого представления о том, как это спланировать, на какое время, но хотели бы к этому когда-то вернуться. То есть первой у вас должна лежать папка для потенциально возможных сюжетов. И когда у вас наступает пустой день, ничего в городе особого не происходит, вы берете эту папку и говорите: а почему бы нам сегодня вот этим не заняться?

Здесь вы будете собирать темы для сюжетов, которые можно делать всегда. Вы понимаете, о чем я говорю. Да, "вечнозеленые" темы - то, что можно снять в любой момент времени без всякой привязки.

И, таким образом,

  1. у вас никогда нет недостатка в сюжетах.

  2. У вас есть сюжеты, новости, которые происходят в конкретный день.

  3. Вы планируете на будущее.

  4. У вас есть сюжеты, которые можно осветить в более медленный день.

Работает эта система очень хорошо, можете поверить. В этом случае ни у одного из ваших сотрудников не возникает оправдания: я не знал, что это случится, так как всегда и все имеют доступ ко всей этой информации. Помните о том, что нужно поощрять, подталкивать своих репортеров и операторов, чтобы они во-первых предлагали темы, а во-вторых - отрабатывали ее до конца.

Науменко Т.В. ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ФУНКЦИИ СМИ

В работах по теории журналистики традиционно важное место уделяется анализу функций журналистики. Это - неслучайно. Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что “процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Эта функция выступает как внешняя необходимость, как фактор, детерминирующий данную систему деятельности”.

Так, например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, различает следующие шесть функций журналистики:

- коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет “исходной функцией журналистики”;

- непосредственно-организаторскую, в которой “наиболее наглядно проявляется роль журналистики как “четвертой власти” в обществе”;

- идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением “оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов”;

- культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, “чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека”;

- рекламно-справочную, связанную с “удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)”;

- рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получения удовольствия).

С.Г. Корконосенко предлагает разделять понятие “социально-ролевая характеристика журналистики”, под которой он понимает “выполнение ряда социальных обязанностей в соответствии с общественными запросами и ожиданиями” и понятие “функция журналистики” (определение которого он, впрочем, не дает, ограничиваясь ссылкой на латинские корни самого термина “функция”).

При этом “ролевая характеристика строится в зависимости от количества и качественных особенностей данных сфер (иначе они называются социетальными системами): экономической, политической, духовно-идеологи-ческой и социальной”.

Таким образом, он выделяет четыре социальных роли журналистики:

- производственно-экономическую,

- информационно-коммуникативную,

- регулирующую,

- духовно-идеологическую.

При этом, в рамках данных ролей, то есть в пределах той или иной социальной сферы, журналистика, по его мнению, “выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов, идущих в данной сфере.

Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции, свойственные всем идеологическим институтам”.

ПАМЯТКА ЖУРНАЛИСТА ТЕЛЕКОМПАНИИ НТВ (Москва)

Во время предвыборных кампаний журналисту нужно помнить не столько о том, на что он имеет право, сколько о том, чего в эфире делать НЕЛЬЗЯ. А именно:

- становиться на сторону той или иной партии, блока или кандидата, каким бы то ни было образом проявлять свои политические симпатии и антипатии;

- делать обобщения или выводы, далеко выходящие за рамки освещаемого эпизода предвыборной борьбы, а также подменять информацию о нем изложением своего понимания происходящего;

- оперировать недостаточно проверенной информацией, способной нанести ущерб партии или кандидату или, напротив, представить их в незаслуженно положительном свете;

- использовать заведомо нерепрезентативные, случайные высказывания кандидатов (в синхронах), не несущие существенной информации об их позициях;

- использовать архивную «картинку» без обозначения «архив» или «досье», а также подбирать видеоряд таким образом, чтобы придать сюжету заведомо пропагандистскую направленность (например, нельзя рассказывать о результатах деятельности кандидата на фоне кладбища);

- злоупотреблять цитированием (в синхронах) мнений отдельных избирателей, будь то «за» или «против» определенного кандидата или партии;

- некритично относиться к мнениям экспертов, многие из которых обслуживают избирательные кампании определенных кандидатов или партий;

- исходить из «презумпции виновности» любого кандидата, априорно считать его человеком лицемерным и корыстным и стремиться лишь это показать зрителю;

- уделять избыточное внимание второстепенным, хотя и колоритным подробностям в ущерб более важному, в особенности поощрять эпатирующие действия или заявления, рассчитанные в первую очередь на привлечение интереса к СМИ, и прежде всего попытки кандидатов «переходить на личности», прямо оскорблять друг друга (предпочтительно описательное изложение);

- формировать более позитивный образ одной из сторон путем негативного освещения ее оппонента («по сравнению с Ивановым Сидоров - честный человек»);

- употреблять заведомо положительно или отрицательно «заряженные» определения, идеологические ярлыки и оскорбительные эпитеты («одиозная фигура туповатого экстремиста Имярек»);

- вторгаться в подробности личной жизни кандидата, которые не могут повлиять на его общественные функции («жена обзывает кандидата Имярек «козлом»);

- связывать этническую принадлежность кандидата с его политическими и моральными качествами («Имярек, с присущей его нации хитростью»).

И в заключении:

Помните о том, что зритель рассчитывает получить от нас полную и непредвзятую информацию, на основе которой он сделает свой выбор как избиратель. Наше мнение о происходящем интересует его значительно меньше, и в любом случае он должен ясно сознавать, где кончается первое и начинается второе.

Если же вы чувствуете, что по каким-то причинам не можете сохранить непредвзятость или просто не в состоянии совладать со своим раздражением по поводу очередного «предвыборного» задания - честно попросите «старшего по званию» хоть разок вас подменить.