logo search
учебник для детей методичка ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИ

Журналист в поисках информации Доступ к информации в вопросах и ответах Право на поиск и получение информации

Правда ли, что журналисты обладают большими правами, чем остальные граждане, при поиске и получении информации?

Это утверждение пока еще справедливо, хотя существует и несколько мифов на сей счет, главный из которых состоит в том, что журналисту якобы принадлежат какие-то особенные права при запросе информации (подробнее об этом будет сказано ниже).

История вопроса такова: Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. вслед за союзным Законом от 12 июня 1990 г. "О печати и иных средствах массовой информации" выделял привилегированную группу граждан-журналистов, которым предоставил несравненно более широкие возможности получения информации, чем всем остальным. Последние обладали лишь правом "оперативно получать достоверные сообщения о деятельности государственных органов, органов общественных объединений и их должностных лиц через средства массовой информации" (статья 38 Закона "О средствах массовой информации"). Некоторые законодательные акты, например Закон от 19 апреля 1991 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г., Закон от 13 марта 1992 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (отмененный после принятия нового федерального закона по этому вопросу), предоставляли гражданам определенные возможности получать информацию, однако это было исключение, а не правило.

Такой подход был удобен для государства и его чиновников, так как предоставлял им большие возможности контролировать процессы функционирования информации и манипулировать ею.

Положение стало меняться, когда в Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме в 1993 году, нормы о праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и нормы об открытости деятельности законодательных и судебных органов получили прямое действие. С этого времени граждане, требуя предоставления информации, могли ссылаться непосредственно на Конституцию даже при отсутствии законов и иных нормативных актов, регулирующих этот вопрос.

Однако отсутствие механизма реализации предоставленных прав и соответствующих законодательных гарантий значительно усложняло возможности граждан, не обладающих статусом журналиста, реально получать доступ к той или иной информации.

Ликвидировать это фактически сложившееся неравенство был призван Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Данный закон уже не рассматривает журналистов как особую привилегированную категорию граждан применительно к доступу к информации. Тем не менее механизм получения гражданами информации (а в данном федеральном законе проблема доступа к информации рассматривается только с этой точки зрения) был обозначен весьма схематично, а разработка конкретных процедур доступа оставлена "владельцам информации".

В федеральном законе отсутствуют четкие указания на то, в каких случаях допускается отказ в предоставлении информации (подобные тем, что содержатся в Законе "О средствах массовой информации"), то есть решение этого ключевого вопроса также отдано на усмотрение лицам, этой информацией обладающим. Никаких гарантий, кроме права обжаловать отказ в предоставлении информации в суд, федеральный закон не предусматривал, а отсутствие разработанной процедуры осуществления доступа сделало и эту возможность защиты своих прав малоэффективной.

В этой ситуации журналисты продолжают обращаться к нормам, содержащимся в Законе "О средствах массовой информации", которые не только более подробно описывают порядок получения журналистом информации, но и прямо предоставляют им ряд прав, облегчающих доступ к информации, в том числе и в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, катастрофы, чрезвычайное положение), и до сих пор имеют больше шансов на то, что их право на информацию будет реализовано, чем рядовые граждане.

Вправе ли сотрудники государственных органов отказать журналисту в предоставлении ведомственных нормативных актов?

Право журналистов запрашивать и получать информацию и доступ к документам и материалам, находящимся в государственных органах (статья 47 Закона РФ "О средствах массовой информации"), включает в себя и право ознакомления с ведомственными нормативными актами. Закон не содержит каких-либо особых случаев, когда это право журналистов ограничено, поэтому действуют общие нормы, препятствующие получению доступа к тем нормативным актам или их частям, которые содержат сведения, отнесенные к государственной тайне.

Если в ведомственных нормативных актах затрагиваются или регулируются вопросы прав и свобод человека, то возможность доступа к ним гарантирована непосредственно в Конституции Российской Федерации, в статье 24. При этом такие нормативные акты не могут относиться к сведениям, составляющим государственную или любую иную тайну, или к информации с ограниченным доступом (статья 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации").

Имеют ли право журналисты осуществлять съемку мест предварительного заключения и мест лишения свободы?

Да, но только получив предварительно разрешение.

В соответствии со статьей 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации посещение журналистами учреждений, исполняющих наказания, возможно лишь с разрешения администрации этих учреждений или вышестоящих органов. Производство кино-, фото- и видеосъемки осужденных осуществляется с их согласия, данного в письменной форме, а съемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляются лишь с разрешения администрации учреждения, исполняющего наказания, данного в письменной форме.

Вправе ли журналисты посещать частные предприятия и производить там запись? Должны ли они иметь разрешение на это?

Да.

Согласно положениям пункта 2 статьи 47 Закона "О средствах массовой информации", журналист имеет право посещать предприятия и учреждения независимо от форм собственности. Необходимости в получении разрешения на это законодательством не предусматривается. Журналисту предоставляется право производить там записи, в том числе с использованием аудио- и видеотехники (статья 47, п. 6 Закона "О средствах массовой информации").

Предусмотренные в статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (Частью I) ограничения на право находиться на земельном участке, не являющемся государственной или муниципальной собственностью, в настоящее время не могут применяться, так как их вступление в силу отложено до принятия Земельного кодекса РФ.

В то же время закон разрешает принимать в отношении журналиста (как, впрочем, и любого другого лица) меры, предотвращающие доступ и разглашение коммерческой тайны данного предприятия. Поэтому практика выделения сопровождающих, которые контролируют соблюдение режима охраны коммерческой тайны (или государственной, если таковая имеется), а также препятствуют в получении доступа и съемке носителей этих тайн, не противоречит закону.

Имеет ли журналист право присутствовать и производить съемку в культовых учреждениях или при отправлении религиозных обрядов вне культового учреждения?

Первый вопрос, который следует рассмотреть в данной ситуации: является ли отправление культов частью частной жизни верующих? Этот вопрос должен, вероятно, решаться следующим образом: отправление обрядов, не важно, индивидуальное или коллективное, в специально для этого предназначенных местах или в местах, куда доступ лиц, не принадлежащих к той или иной религии, ограничен, следует признать частью личной жизни граждан, отправление же обрядов в общедоступных местах (на улицах, площадях и т.п.) не должно относиться к частной жизни.

Следовательно, если речь идет об отправлении обрядов в месте, которое специально предназначено для этого, журналисты должны спрашивать разрешение на производство съемки у верующих (ст. 24 Конституции, ст. 49 Закона "О средствах массовой информации"). При этом, хотя Закон "О средствах массовой информации" и не содержит запрета на сбор информации с использованием скрытой камеры, ограничивая лишь ее распространение (ст. 50), использование скрытой камеры в рассматриваемом случае следует признать незаконным, так как это противоречит положениям статьи 24 Конституции и п. 6 ст. 49 Закона "О средствах массовой информации".

В том случае, если журналисты пренебрегут запретами и не получат требуемое разрешение, все же вряд ли можно будет говорить о том, что в их действиях содержится состав нарушения неприкосновенности частной жизни, так как, вероятнее всего, будет отсутствовать мотив - корыстная или иная личная заинтересованность, однако, несомненно, журналисты в этом случае нарушат личные неимущественные права верующих (ст. 150 ГК) и к ним возможно предъявление иска о компенсации причиненного морального вреда.

При этом журналистам следует иметь в виду, что Гражданский кодекс среди различных способов защиты гражданских прав (в том числе и личных неимущественных, таких как неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна) предусматривает и самозащиту права. Статья 150 ГК говорит, что нематериальные блага защищаются в случаях и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального блага и характера последствий этого нарушения. Статья 12 ГК, к которой апеллирует статья 150, предусматривает в числе других способов защиты и самозащиту гражданских прав. При этом статья 14 ГК, специально посвященная самозащите, говорит, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Таким образом, законом допускается пресечение противоправной съемки силами самих верующих (в очерченных выше рамках).

В том случае, если речь идет о религиозных обрядах, совершаемых в общедоступных местах, никаких ограничений на съемку у журналиста нет, так как такое исповедание веры не может быть отнесено к личной жизни и является уже частью "публичной" жизни верующего.

В каких случаях журналист имеет право пользоваться скрытой камерой и использовать информацию, полученную с ее помощью?

Закон о средствах массовой информации обходит молчанием вопрос о том, в каких случаях использование скрытой аудио-, видео- и фотосъемки запрещено. В данном вопросе нам придется руководствоваться общими запретами, относящимися к производству записи. Запрещено, например, без разрешения администрации снимать в местах лишения свободы (о чем уже говорилось), без разрешения суда или судьи в зале судебного заседания, без разрешения человека снимать события его частной жизни и т.п.

Что касается распространения полученной таким образом информации, закон содержит достаточно четкие указания на сей счет. Следуя принципу "запрещено все, что не разрешено законом", авторы Закона "О средствах массовой информации" перечислили три самостоятельных случая (как мы увидим, достаточно широких) - исключения из правила о недопустимости распространения полученной таким образом информации. Разрешается распространение полученной с использованием скрытой записи информации, если в результате распространения информации не нарушаются конституционные права граждан (речь преимущественно идет о праве на личную и семейную тайну и недопустимости разглашения сведений о личной жизни, хотя этот запрет может коснуться и других, близких к этому сфер, например права усыновителя сохранять в тайне факт усыновления и другую связанную с усыновлением информацию, однако во всех случаях данное ограничение, по существу, сводится к запрету распространять охраняемую законом тайну - запрету, общему для всех случаев распространения информации). Второй случай говорит о возможности распространения информации, полученной упомянутым образом, если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц. Это разрешение является в известном смысле исключением из первого запрета и корреспондирует с положениями статьи 49 Закона "О средствах массовой информации", которая разрешает распространение информации о частной жизни лица во имя защиты "общественных интересов" (хотя исчерпывающим образом определить этот интерес вряд ли возможно).

Третий случай, в отличие от второго, является совершенно самостоятельным. Разрешается демонстрация скрытой записи по решению суда.

Таким образом, подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что регулирование распространения информации, полученной с использованием скрытой записи, мало чем отличается от регулирования распространения информации, полученной открыто.

Правомерен ли отказ в предоставлении журналисту информации о кредитном учреждении в связи с тем, что журналист не является его клиентом и не собирается им стать?

Нет. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 3.02.96) в статье 8 обязывает любую кредитную организацию предоставить по требованию любого физического или юридического лица, в том числе и не являющегося клиентом банка (в данном случае не делается различий между журналистами и нежурналистами), ряд документов: лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

Прочую информацию банк может предоставить по своему усмотрению и в установленном им порядке (такой принцип, как уже отмечалось, закреплен в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации").

Информацию же о вкладах своих клиентов и операциях по их счетам банк не вправе предоставлять журналистам.

Правомерен ли запрет на встречи с журналистами?

Нет. Конституция прямо предоставляет гражданам право свободно передавать и распространять информацию, не составляющую охраняемую законом тайну, любым законным способом.

Таким образом, запрещение со стороны руководства какого-либо государственного органа, предприятия или организации давать интервью СМИ, в том числе и по вопросам, касающимся деятельности этого органа или организации, не составляющим ее коммерческую или иную охраняемую тайну, является нарушением прав, закрепленных в пунктах 4 и 5 статьи 29 Конституции и статье 47 Закона "О средствах массовой информации".