Телевидение в системе сми и системе искусства.
В 1895 году Люмьеры изобрели кинематограф, давший жизнь новому искусству. Телевидение вошло в жизнь в 30-х гг и стало, наряду с радио, участником триумвирата СМИ в 60-х гг ЧЧ века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темапами.
Телевидение сп. охватить самые широкие слои населения. Эта сп-ть объясн. особенностями его физ. Природы, определяющими специфику ТВ как средства создания и передачи сообщения.
сп-ть эл.-маг. колебаний, несущих ТВ-сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую тчк.пространства (в зоне действия передатчика). Это вездесущность ТВ. сп-ть передавать сообщения в форме движ. изобр., сопровожд. звуком. Это экранность ТВ.
сп-ть сообщить в звукозрительной ф. о действии, события в момент его совершения. Сп-ть к созданию и распр. нефиксир. Сообщений – непосредственноть ТВ. Она неразрывно связана с симультанностью телепередачи, т.е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции – «эффект присутствия».
В эрканном воплощении трад. журн. жанры обл. важн.особ-ю – их сод-е, тема или идея выраж. непоср. авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личн. хар-к.
Телевизионная специфика род. на пересечении возможностей радио и кино.
Отл. радио от ТВ сост. в том, что радио возд. только на слух чел-ка, тогда как ТВ обращено и к его зрению. Также отл-е ТВ от радио сост. в средствах выражения. Един. средство радио – звук, ТВ возд. и изобр-ем.
Радио обл. важн. Преимуществом перед ТВ: оперируя 1 только звуком, радио сп. сильнее влиять на воображение, твор. фантазию слушателя. А ТВ по причине свой зрелищности больше утомляет чел-ка.
В тех. аспекте Р и ТВ одно и тоже: передача эл-маг. сигналов. По этой тех. причине Р и ТВ-программы обращены к аудитории, одинаковой по своему хар-ру => Р и ТВ имеют общие задачи и цели.
Подобно театру Тв исп. произносимое слово и игру актеров, в силу своей физ. природы прямое ТВ обл. качеством подлинности времени и пространства. И у ТВ, и у театра – зрелищность. И на сцене, и на телеэкране общем явл. синетичность средств возд. на зрителя: и декорации, и лит. слово, и акт. мастерство. В отл. от театра у ТВ иная аудитория и условия просмотра. Кроме, перед ТВ-зрителем предстает не материальный мир, а лишь его фотографическое двухмерное изображение, пространство кадрировано, расчленено рамкой экрана, что адет возможность исп-я монтажа, плана ракурса. В сиул вытекающего отсюда более сильного, чем в театре, воздействия изображения на сознание функции слова иная, нежели в театре.
Из всех искусств кино ближе всего к ТВ, что объясняется наличием экрана, т.е. двухмерного, заключенного в раму движ. изобр., сопровожд. звуком. Подобно кино ТВ воссозд. На экране зрит.-звук. движ. образы, смонтированные в непрерывный поток изобр-ий неодинаковой крупности, видимых с разных точек. Т.е. ТВ как и кино, обл. сп-тью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а аткже сочетанием изобр-я, слова и музыки, трактовать действительность, идейно осмылс. ее как в игровых, худ, так и в докум., публиц. формах.
Отл-е ТВ от кино – в усл. просмотра. и характере аудитории, откуда вытекает различие их общ. Функций (ТВ более св. функции жур-ки, а кино – функции искусства), ограничение в исп-и некоторых изобр.-выразит. средств кино, первостепенное значение других (н-р, звучащего слова или круп. плана).
Сила кино в самобытных изобр. Средствах, какими не обл. ни одно из искусств, а не в так называемом «эффекте присутствия» как думали ранее. Кинематограф расп. своим языком. ТВ заимств. у него язык. Но при этом прямое ТВ не утратило и никогда не утратит «эффекта присутствия». Из всех возм-ей отраж-я действ-ти, кот. располагает ТВ, кино лишено только одной - возможности показать на экране событие в момент его свершения.
Эволюция представлений о природе ТВ:
Сначала сущ. теория иллюстр. журнала, то есть ТВ. восприн. просто как тех сп-б доставки продуктов чел деят-ти.
Затем ТВ ст. рассм. как новый вид кинопроката. На этой стадии ТВ = к кинематографу.
Возн. Теория «живого» кино, т.е. ТВ восприн. как кино, но с эффектом симультанности (одновременности его действия и трансляции).
Далее форм. теория малоэкранного кино. Подразумевается, что ТВ отл. от кино только размером экрана.
Затем появл. теории домашнего кино. Тв-передачи смотрят в условиях повышенного шума. Все худ-ое на ТВ приобретает налет документальности и видны многие недочеты, так как просмотр происходит в дом. обстановке. В кинотеатре из-за некой торжественности зритель поглощен только действием, поэтому при подготовке ТВ-программ надо вносить поправки и учитывать специфику ТВ.
Теория многосерийного кино – у ТВ стабильная аудитория, в то время как у кино есть проблема многосерийности – тяжело заставить зрителя ходить каждый вечер в кино.
Теория массового кино – кино дифференц. зрителей, ТВ смотрит массовая аудитория => ТВ д. Показывать массовое искусство. Но практика опровергла это на примере кабельного ТВ.
Теория альтернативы – кажд. вновь возник. СМИ наследует потенциал предшест-ов и дает альтернативу выбора.
Теория «холодного средства» - Маклюэна. «Горячие» – высокая четкость, н низкое соучастие – кинематограф, «холожные» наоборот.
Теория разделения труда – ТВ своим сущ-ем не отрицает и не отменяет предшествующие СМИ, а лишь уточняет их.
Теория культурного взаимовлияния – выделяет влияние поэтики ТВ на традиц. виды искусства и СМИ и формы проведения св. времени.
Теория культурной экспансии – ТВ сп. трансформировать культуру народов помимо их желания в силу своей специфики (вездесущности).
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.