Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
Воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов и имиджей. Несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме формирования стереотипов, она остается одной из самых малоизученных в психологии журналистики.
Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо»».
Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.
Одной из главных сторон изучения стереотипа является проблема соотношения устойчивости и изменчивости. Ряд исследователей (К. Макколи, К. Стит, М. Сегал), обращая внимание на устойчивость стереотипов, замечают, что опровергающая информация рассматривается как исключение, подтверждающее правило. Однако практика показывает, что стереотипы реагируют на новую информацию, особенно на драматические события. Изменение стереотипа происходит при аккумулировании большого количества опровергающей информации. История развития нашей страны содержит немало примеров изменения и исчезновения социальных стереотипов. Это было связано с изменением внешних факторов: экономических, политических, социальных условий жизни человека. Так, например, существовали лозунги и стереотипы, которые служили идеологическому обоснованию системы социализма: «Социализм — самая прогрессивная система в мире», «В нашей стране реализованы высшие формы демократии», «Марксизм-ленинизм — вечно живое революционное учение», «Дело Ленина живет и побеждает».
Большинство исследователей указывает на связь стереотипов в сознании людей с гигантским влиянием средств массовой информации, формирующих отношение к миру; на поведение, воспроизводящее поступки «героев» печати, радио, телевидения; на привязку определенных принципов поведения к тем местам жизнедеятельности человека, на которые указывают средства коммуникации.
Человек (читатель, слушатель, зритель) хочет, чтобы его уважали, доверяли его интеллекту, предоставляли возможность самому делать выводы из сообщенных фактов. Поэтому сознательно или неосознанно он сопротивляется попытке навязать ему готовую, окончательно сформулированную точку зрения. С одной стороны, человек воспринимает прямолинейные заявления как покушения на его право выбора из нескольких возможностей. Специалисты в области пропаганды всегда должны оставлять объекту воздействия иллюзию выбора. С другой стороны, есть еще одно психологическое обстоятельство. Реальный мир сложен и многообразен. Плоская, одномерная трактовка событий и явлений вступает в противоречие со свойственным человеку ощущением сложности и многомерности мира, вызывая у него сопротивление и недоверие.
Это не совсем согласуется с концепцией У. Липпмана и его последователей, которые рассматривают общественное мнение как стереотипизированное, полное предрассудков и штампованных представлений, что якобы ставит под сомнение возможность личности противостоять воздействию СМИ. Однако, по нашему глубокому убеждению, задача СМИ заключается не только в передаче информации, ее оценке и формировании желаемого эмоционального отношения к этой информации, но и вовлечении человека в деятельность. Если общество заинтересовано в активных участниках общественных движений, ему выгодно формировать адекватное сознание и создавать реальную картину мира.
Недостаток времени, другие ограничения организационного порядка, а также необходимость обеспечения оперативности и максимального воздействия на аудиторию приводят к тому, что журналисты отдают предпочтение зрелищным или сенсационным событиям, «вырывают» их из широкого контекста. Люди, получающие сообщения, вынуждены трактовать их с учетом привычных механизмов политических решений.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.