Исторические типы журналистики.
Отнесение конкретного издания к одному из исторических типов (от греч. Typos «отпечаток, форма, образец») – результат обобщения на основе выделения «ядра» его позиции, играемой в обществе роли и главной социальной направленности. По этому признаку выделяются:
феодально-монархическая,
религиозно-клерикальная,
буржуазная,
социалистическая журналистики,
В изданиях могут сочетаться черты разных исторических типов (проникновение социалистических идей в буржуазные СМИ), а внутри каждого типа существуют отличные друг от друга разновидности (демократические и тоталитарные формы буржуазной ж.). Кроме того, в зависимости от изменения роли той или иной группы, представляющая ее журналистика меняет свой характер (журналистика периода абсолютизма и буржуазных революций).
Феодально-монархическая печать складывается сразу после возникновения первых газет (Западная Европа–время Решелье –Ренодо «La Gazette» (1631), Россия –Петр 1–«Ведомости» (1702)). Время - возникает по воли власти в период формирования абсолютистских монархий. Цель – идейно-организационное укрепление монархической абсолютистской власти. Идеологическая основа информационной политики – освещаемые религией представления о божественной избранности монарха и естественности сословного деления. Первоначально феодально-монархическая журналистика играла прогрессивную роль, способствуя развитию государств в политической, экономической и культурной сфере. Реакционная сущность проявилась позднее, когда феодально-монархическая журналистика стремилась сохранить старые устои, ставшие вместе с феодально-монархическим строем тормозом общественного развития (власть хотела сохранить монополию на журналистскую деятельность с помощью запретов оппозиционных изданий и цензуры). Сейчас, во времена господства буржуазных отношений, во многих странах сохранились монархические институты (Великобритания, Испания, арабские страны), как и журналистика, пропагандирующая монархические идеи.
Религиозно-клерикальная печать в эпоху феодализма была носителем господствующей идеологии, основывающейся на религиозном мировоззрении, а также союзником и «дополнением» феодально-монархической журналистики (цель). Идеологическая основа информационной политики – освящая существующие порядки, она внушала мысль об их божественном происхождении и страшных карах за посягательство на них даже в мыслях. Сейчас - как и феодально-монархическая журналистика, религиозно-клерикальная журналистика «вписалась» в буржуазное общество. Причина устойчивости - «святость» власти и «божественное» происхождение общественных порядков устраивали буржуазию. Церковь способна сосуществовать, и даже сотрудничать с различными социальными системами. Даже возникла профессия религиозного теле- и радиопроповедника, передачи которых собирают огромные аудитории. Направления: как и в светской журналистике, в религиозно-клерикальной журналистике существуют «левые», «правые» и «центристы» («теология освобождения» в католицизме Л.А. и «исламский фундаментализм»). газета Благовест, радио Эр-Рияд, р. Ватикан
Буржуазная журналистика возникает на волне антифеодальной борьбы. Цель она идеологически готовила победу буржуазных революций. Заявив себя главной оппозиционной прогрессивной силой, буржуазная журналистика вела борьбу против монархии за политическое и экономическое освобождение «третьего сословия» под лозунгами свободы, равенства и братства. Идеологическая основа информационной политики – провозгласила идею свободы печати и способствовала ее законодательному закреплению. Направления: в силу того, что буржуазный строй в разных странах в разные периоды приобретал различные черты (от революционно-демократических до тоталитарно-фашистских), разнообразие изданий и программ огромно. Существует много политических направлений: левые, правые, центристские, экстремистские. Стремление проникнуть в различные слои общества породило множество изданий, которые можно разделить на 2 большие группы: качественные (рассчитанные на «верха»: крупных чиновников, военных, интеллектуалов) и массовые (обращенные к широким слоям населения). При стремлении казаться 4 властью, б.ж. испытывает сильное давление капитала (через владение СМИ, рекламу, объединения предпринимателей) и государства (деятельность ПР-служб, «утечки информации» и т.д.)
Социалистическая ж-ка возникла в связи с деятельность организаций, выступающих за интересы трудящихся (цель). Особенно отчетливо это проявилось в Германии и России–странах, в которых на этапе развития буржуазно-демократического движения выделилось рабочее движение, проповедующее социалистическую идеологию ( «Новая Рейнская газета» – К. Маркс, Россия – революционно-демократическая и народническая пресса). Направления: раскол – революционно-демократическая и коммунистическая (газета «Правда») печать.
Уже в 60-70-е годы – предпосылки возникновения нового мира, призванного решать единые глобальные проблемы. Уже сейчас мир – это единое информационное пространство, которое впоследствии будет обслуживать новый исторический тип журналистики – ж-ка общегуманистическая.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.