logo search
Ответы на госы (ред

99. Закон Российской Федерации о сми. Государственное регулирование в ми.

До 1990 в стране не было законодательства о СМИ (1917 - Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время).

1990 - Закон СССР о печати и др. СМИ (1 августа 1991 - в действие). Революционность этого закона:

отмена цензуры в СССР (требование предварительно согласовывать в гос. органах материалы СМИ = цензура; после 1990 государство не имело права создавать цензурные органы);

удар по системе партийной советской печати - требование регистрации всех печатных органов (до этого требовалось только соглашение трудового коллектива) - издания получили независимость;

права и свободы журналиста, доступ к информации.

Закон 1990 умер вместе с СССР. 27 декабря 1991 года подписан Закон РФ «О средствах массовой информации». За исключением некоторых несущественных деталей повторяет Закон СССР. Линия поддержки свободы печати в России. Позже было принято около 30 законов, имеющих отношение к СМИ (о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, о государственной тайне, об основных гарантиях избирательных прав и т. д.). Таким образом, сфера, которая раньше регулировалась постановлениями партии и правительства, стала регулироваться законами, принятыми демократическим путем.

Современное законодательство РФ о СМИ состоит еще и из указов Президента, и из постановлений правительства (регулируют более частные сферы деятельности СМИ). кроме того, поскольку Россия - федеративное государство, каждый субъект федерации вправе принимать собственные законы о СМИ.

Ответственность журналиста состоит из обязанностей. Права и обязанности журналиста оговариваются соответственно в 47 и 49 статьях Закона о СМИ.

Журналист имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (47);

Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой ему информации (49).

В этом случае право журналиста фактически совпадает с его обязанностью. Право: журналист может требовать, чтобы его приняли в органах власти, показали официальные документы и т. д. В то же время, подписав статью, журналист несет всю ответственность за достоверность передаваемой им информации. Опасность: даже если журналист пишет с оговорками, что это не его точка зрения (“по слухам…”), подчеркивает, что он сам в это не верит, он все равно сам несет ответственность за опубликованную им информацию, особенно если она задевает чьи-то права (честь и достоинство, личная жизнь и пр.). Как можно проверить достоверность информации: журналист - не сотрудник ФСБ, он не может провести экспертизу и т. д. Поэтому он должен не проверить, а проверять информацию, показать, что он все для этого делает, что в его силах.

Другие права журналиста:

как и остальные граждане, ж. имеет право искать, получать и запрашивать информацию.

Дополнительные права ж. (которых нет у остальных граждан):

право посещать государственные органы и предприятия либо их пресс-службы;

право пользоваться техническими средствами, проводить съемку, получать официальные документы;

право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, митингов - при наличии удостоверения;

право снять свою подпись под материалом, если не согласен с внесенными в него изменениями;

право печатать свои материалы под псевдонимом либо без подписи.

Обязанности ж.:

сохранять конфиденциальность информации и ее источника (если кто-то передает информацию при условии неразглашения его имени, ж. обязан сохранить имя этого человека в тайне; он может разгласить его только по решению суда, который рассматривает дело, связанное с материалом этого журналиста, при условии, что по данному материалу возбуждено уголовное дело и там содержатся сведения, которые необходимо подтвердить в суде; если журналист разглашает имя без решения суда, тот человек, чье имя он разгласил, вправе подать на него в суд);

ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением материала (иск обычно подают и против журналиста, и против редакции; редактор может сказать, что журналист его не предупреждал, и в свою очередь подать против него иск);

получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей (по Конституции, каждый человек имеет право на тайну личной жизни; в случае нарушения этого права журналист несет ответственность, связанную с нанесением морального ущерба; исключение - если это необходимо для защиты общественных интересов, но это положение толком не работает, т. к. очень трудно сказать, в чем заключаются общественные интересы - за исключением совсем уж явных случаев, как с министром юстиции Ковалевым).

Статья 50 Закона о СМИ говорит о случаях, когда можно демонстрировать скрытую запись:

если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина (прежде всего права на личную жизнь);

если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

если демонстрацию записи производится по решению суда и в зале суда.

Если журналист снимает не скрытой камерой, например, на улице, он должен избегать возможного причинения морального вреда. Если журналист записывает телефонный разговор на диктофон - это скрытая запись, и на ее использование нужно получить согласие человека, чей голос записали.

Действие Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. распространяется на период проведения выборов, однако во время избирательной кампании порядок деятельности средств массовой информации и имеет существенные особенности. Специальные ограничения и обязанности СМИ, устанавливаемые на период выборов, служат цели обеспечить проведение справедливых выборов, создать условия для свободного волеизъявления граждан.