logo search
ответы на устный гос

Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.

Наполненность информационного пространства множеством изданий и программ предполагает, что СМИ вступают между собой в определенные отношения. Различные формы взаимодействия представлены столкновением СМИ между собой за потребителя - аудиторию. Выделяют 2 типа взаимодействия: макровзаимодействие и микровзаимодействие.

Макровзаимодействие – взаимодействие «всех со всеми». В этом случае СМИ в поисках своей ниши ищет отличительные свойства, с учетом уже имеющихся на рынке СМИ. Для газеты, напр, нужно учитывать не только печатные издания, но и ТВ, радио по сходной тематике. Журнал, напр, должен дополнять и развивать краткие отсылки к другим источникам. В процессе макровзаимодействия возможны все типы отношений различных СМИ – как «дружеские», так и «враждебные».

Дружеское взаимодействие протекает на основе взаимопомощи, кооперации (простой и сложной). Простая кооперация предполагает соединение усилий при решении единой задачи, взаимодействие разных по уровню (общенациональных, региональных, районных) изданий и программ при обращении к одной и той же тематической области. Положение экономики, напр, можно рассмотреть на уровне разных СМИ: в рамках мирового масштаба, в рамках отдельных фирм. Происходит дублирование и взаимодополнение публикаций – полная картина проблемы. Единая в своей основе информ политика проводится с использованием общих черт различных СМИ. Международный обзор, напр, можно увидеть в еженедельной газете, на ТВ, по радио (все они освещают одни и те же темы). Сложная кооперация предполагает предоставление ведения прямых трансляций из театра ТВ, из концертных залов – радио, а повести и романы публиковать в прессе. Сложная кооперация позволяет эффективно выполнять журналистские задачи на основе единства в каждом СМИ уникальной информации и ее соседства с дублирующей, дополняющей, развивающей. (Увидеть спектакль «Евгений Онегин», услышать роман, прочитать – акценты на разном).

Для успешной реализации кооперационных связей необходимо налаживание координации: сознательного, целенаправленного, организованного распределения и объединения усилий, вступающих во взаимодействие изданий и программ. Простейшей формой координации является налаживание выпуска газеты, журн, теле программ. Сложная координация предполагает взаимодействие СМИ разного масштаба. Преодолевая сложности координации, журн, придерживающиеся одинаковых ориентаций, получают возможность с меньшей затратой сил добиться больших результатов.

Враждебное взаимодействие – отношение между изданиями и программами, стремящиеся вытеснить с рынка информации своего конкурента, а также преодолеть влияние политико-идеологического противника. Враждебное взаимодействие протекает в двух формах: информационная борьба и информационная война. 1. Информационная борьба протекает в формах полемики, дискуссии, критики при честной конкуренции в сфере содержания материалов(представление разделяемых СМИ взглядов, позиций, идей суждений) и форме представления материалов аудитории. 2. Информационная война начинается тогда, когда используются формы манипулятивного воздействия на аудиторию в крайних формах проявления: распространение ложных сведений, домыслов, слухов, вторжение в личную жизнь, компрометирование соперника. Микровзаимодействие – система отношений между изданиями и программами, к которым реально обращается та или иная часть аудитории. Взаимодействие должно происходить в рамках СМИ, направленных на одни и те же слои населения. В данном случае протекает процесс взаимодополнения, стремление одних, дополнить материалы других. Со второй половины ХХ века в жизни человечества по нарастающей идут процессы формирования иного типа цивилизации; протекает борьба на уничтожение, грозящая глобальной катастрофой. Поэтому необходимо развитие диалогического взаимодействия, суть которого в реализации идеи социального партнерства ради достижения согласованных решений в интересах основных слоев населения.