Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
Одна из наиболее динамично и своеобразно развивающихся стран региона – Китайская Народная Республика. Ее средствам массовой информации посвящен целый ряд работ, в которых анализируются условия их функционирования.
Традиционная китайская национальная замкнутость в новейших условиях уже не могла играть стабилизирующей роли, поскольку входила в противоречие с мировыми тенденциями социально-экономического развития. Только открытость общества, в том числе активизация внешнеполитической пропаганды, могла привлечь в Китай иностранные инвестиции, сделать образ страны привлекательным для всего мира. За годы реформ и открытости Китай демонстрирует высокие темпы экономического и социального развития. На протяжении всего периода реформ китайская экономика развивается высокими темпами.
Конечно, реформы в экономике требовали и иного отношения к средствам массовой информации, международному информационному обмену и внешнеполитической пропаганде. Они тесно взаимосвязаны.
Поскольку политика модернизации и открытости предполагает интенсификацию международного информационного обмена, наиболее важно рассмотреть новые тенденции в развитии внешнепропагандистского комплекса страны. В систему информационных служб для зарубежной аудитории входят телеграфные агентства, теле- и радиостанции, газеты и журналы, издательства, студии аудио- и видеопродукции, электронно-информационные сети (в том числе и Интернет).
Иностранцы могут по своему желанию и интересу выбирать и использовать наиболее подходящее для себя средство массовой информации Китая. Например, для тех, кто интересуется текущими событиями в Китае, верными помощниками являются агентства. Синь-хуа и Чжунго, Центральное телевидение Китая, Международное радио Китая, Центральная народная радиостанция, ежедневная газета «Жэньминь жибао» на английском языке, а также информационные платформы Китая в сети Интернет, которые регулярно выпускают для зарубежных пользователей информационные подборки о КНР.
Желающим глубже познакомиться с различными сторонами общественной жизни Китая рекомендуются периодические издания на иностранных языках. Это общественно-политический журнал «Байцзин чжоу-бао» (еженедельник «Пекин ревю»), журнал универсального характера «Цзиньжи Чжунго» («Китай сегодня») и журнал «Чжунго хуабао» (иллюстрированный журнал «Китай»), а также книги, брошюры, аудио- и видеопродукция, выпущенные «Вай вэн чубаньшэ» (издательство литературы на иностранных языках»), «Синьшицзе чубаньшэ» (издательство «Новый мир»), «Чжунго вэньсюэ чубаньшэ» (издательство «Китайская литература»), «Синьсин чубаньшэ» (издательство «Новая звезда») и «Учжоу чуаньбао чубаньшэ» (издательство «Пять континентов»).
Китайские средства массовой информации давно выпускают печатную продукцию, теле- и радиопрограммы на иностранных языках. Они, как могли убедиться многие за рубежом, являются важными и достоверными источниками сведений о Китае.
В последние годы все полнее выявляется превосходство новых средств массовой информации и коммуникации во внешнеполитической пропаганде и международном информационном обмене над традиционными СМИ.
Телевидение стало использоваться в китайской внешнеполитической пропаганде довольно поздно, тем не менее, оно получило стремительное развитие. В 1991 году при Центральном телевидении был учрежден телевизионный центр для зарубежья, который, арендовав спутник «Эйшн-1», ретранслировал программы первого канала Центрального телевидения для районов Сянган, Аомэн и Тайвань. С 1992 году Центральное телевидение ведет передачу программ через спутники связи, программы его 4-го канала могут принимать более 80 стран и районов мира.
Китайская Народная Республика активно развертывает международный обмен и сотрудничество с другими странами в области телевидения, радиовещания, в выпуске периодических изданий, заключает контракты по совместному книгоизданию, передаче авторских прав, обмену пресс-релизами, теле- и радиопрограммами.
Важное место по-прежнему занимает периодическая печать. Газета «Чайна дейли» на английском языке является общекитайским изданием. Она выпускается с 1 июня 1981 года и распространяется во всем мире. Газета «Жэньминь жибао» начала издаваться в зарубежном варианте на английском языке с 1 июля 1985 года, ныне она распространяется в 80 странах мира. Ежемесячник «Тайшэн» («Голос тайваньских соотечественников») впервые увидел свет в январе 1983 года и, как видно из названия, рассчитан на соотечественников, проживающих на Тайване. Ежемесячник «Хуашэн юебао» («Голос китайских эмигрантов») начал выпускаться в апреле 1995 года и пользуется хорошей репутацией среди китайцев, проживающих на Тайване, в Сянгане, Аомэне и зарубежных странах. Вышедшие недавно в свет газета «Жэньминь чжэнсе бао» («Народный политический консультативный совет»), журналы «Хуанпу» и «Тунчи луньтань» («Форум по объединению Родины») также рассчитаны на зарубежных читателей.
Среди наиболее влиятельных периодических изданий, рассчитанных на зарубежье, Ежемесячник «Китай сегодня» (первоначальное название «Китай на стройке»). Выходит с января 1952 года, сегодня издается на китайском, английском, французском, испанском, немецком и арабском языках. Более того, издается региональный вариант для Северной Америки и вариант для слепых носителей английского языка. Журнал распространяется в более чем в 150-ти странах мира. Североамериканский региональный вариант печатается в США и распространяется через местную сеть розничной торговли книгами. За печать и распространение арабского издания, согласно договоренности, достигнутой между представительством журнала «Китай сегодня» в Каире и египетской газетой «Аль-Ахрам», отвечают местные коллеги. Английский и китайский варианты выпускаются также в международной компьютерной сети Интернет. «Китай сегодня» рассчитан на широкий круг читателей зарубежных стран – промышленников и торговцев, научно-технический персонал, журналистов, культурно-просветительных работников, домохозяек и пенсионеров.
«Китай сегодня» завоевал симпатии широкого круга читателей своим богатым содержанием, оригинальным стилем. Результаты опроса общественного мнения показывают, что многие зарубежные друзья стали понимать Китай именно благодаря чтению этого журнала. Они удовлетворены тем, что могут ознакомиться в журнале с историей, культурой и общественной жизнью Китая.
«Китай сегодня» на китайском языке выходит с октября 1980 года и ориентирован главным образом на соотечественников на Тайване, в Сянгане и Аомэне, а также китайских эмигрантов. Журнал призван знакомить читателей с политическим курсом правительства КНР на мирное объединение с «островным» Китаем, с происходящими в стране большими переменами, с обменами между обоими берегами Тайваньского пролива. «Китай сегодня» является одним из первых журналов в континентальной части Китая, который направил своих корреспондентов на Тайвань для подготовки специальных репортажей.
Есть и множество других изданий, рассчитанных на зарубежную аудиторию. Так, иллюстрированный журнал «Китай» издается с июля 1950 года, выпускается ежемесячно на 14 языках, в том числе китайском, английском, французском, испанском, русском, немецком, японском и арабском. Выходит и специальный выпуск для Сянгана. Журнал распространяется более чем в 160 странах и районах мира и ставит целью ознакомить читателей с ходом китайских реформ и открытости, экономического строительства, с длительной историей и культурными традициями, природными достопримечательностями, бытом народа и т.д. Пристальное внимание редколлегия обращает на освещение «горячих» тем социально-экономической жизни страны.
Ежемесячник «Народный Китай» рассчитан на японских читателей и распространяется только в Японии. Максимально учитывая культурные традиции Страны Восходящего Солнца, запросы и привычки японцев, журнал в глазах своих читателей стал лучшим справочником и верным помощником в жизни.
Ежемесячник «Репортажи из Китая» выпускается на эсперанто и распространяется в 80 странах мира, пользуется широкой популярностью среди знающих этот уникальный международный язык. «Репортажи из Китая» отличаются насыщенным содержанием, простым языком и интересной тематикой. Читатели «Репортажей из Китая» принадлежат к разным общественным кругам, имеют самые различные профессии, но главным образом они заняты в сферах культуры, искусства, педагогики, медицины, науки и техники. Они проявляют большой интерес к китайской истории, культуре и жизни национальностей КНР. Многие из них пишут, что «Репортажи из Китая» служат для них важным и достоверным источником информации о Китае. Один из читателей завещал журналу все свое состояние, чтобы способствовать распространению эсперанто в мире. Сегодня «Репортажи из Китая» предстает перед читателями-эсперантистами как универсальное издание, специализирующееся в первую очередь на общественной жизни и культурных традициях страны.
Особое внимание – интерактивным технологиям и компьютерным сетям.
Длительное время в Китае не придавали значения Интернету как средству коммуникации, однако бурное развитие информационных технологий и появление целого сектора новых услуг, базирующихся на Интернет-коммуникациях, заставили китайское руководство приступить к формированию собственной научной и технологической базы для создания Интернет-приложений. Решению этой задачи в огромной степени способствует выработанный в конце 1995 – начале 1996 годов общий курс на развитие китайской науки и техники. Отдавая дань популярности Интернета и интерактивных технологий в мире, КНР успешно внедряет систему так называемых инфопортов. По существу, это зоны специального таможенного и налогового регулирования, ориентированные на приоритетное развитие интерактивных технологий, электронной коммерции и информатики. Самые знаменитые – шанхайский, тяньцзиньский и пекинский.
Главный сторонник и движитель китайского Интернета – государство, которое заинтересовано в том, чтобы общество не выходило из-под контроля политической системы. Управляющие органы государства надеются использовать Интернет-приложения для изучения настроений отдельных слоев населения и проведения обширных опросов, а также для организации эффективной обратной связи с госаппаратом и повышения участия граждан в формировании социальной политики государства.
В этих целях в конце 1997 года в Китае была создана специальная программа внедрения интерактивных технологий в повседневную практику работы муниципальных и исполнительных властей местного уровня.
Рациональный подход китайских властей к интерактивным технологиям проявляется в предпринимаемых ими практических действиях. С одной стороны – впервые подключившись к Интернету в 1994 году, Китай уже к концу 1997 года выпустил достаточно разносторонний и объемный свод правил, регламентирующих порядок создания и эксплуатации компьютерных сетей. С другой стороны – отдавая приоритет развитию интерактивных и информационных технологий, власти сегодня не спешат реформировать управленческо-бюрократический аппарат, ставший тормозом на пути развития отрасли, хотя и предпринимают определенные шаги в этом направлении.
В китайской ветви сети Интернет запрещены любые политические публикации, кроме полностью согласующихся с генеральной линией КПК. Закрыт доступ к западным средствам массовой информации. Политически некорректные, с точки зрения властей, высказывания, можно обнаружить либо в чатах, либо на досках объявлений, в форумах и прочих остаточных проявлениях интерактивности.
В число сотрудников, поддерживающих крупные сайты, в последнее время входят модераторы, которые обязаны уничтожать рискованные политические комментарии, нецензурные выражения и прочие неполиткорректные высказывания в гостевых книгах, чатах, форумах и т.д. Модерирование китайских интерактивных проектов становится повальным.
Между тем китайское правительство еще не решило, как регулировать Интернет. Причина тому – желание достичь двух противоположных целей. С одной стороны китайские власти знают, что развитие новых информационных технологий – ключ к экономическому успеху Китая. С другой стороны – правительство боится, что свобода
Сегодня китайское правительство начинает расширять экономическую деятельность Китая в сети. Оно подготовило проект постановления, легализующего онлайновую торговлю акциями, но участвовать в этом прибыльном бизнесе будет разрешено только брокерским фирмам, имеющим лицензию. Постановление запрещает компаниям, не специализирующимся на торговле ценными бумагами, таким как интернет-порталы, заниматься какими бы то ни было видами онлайновой брокерской деятельности. Кроме того, сертифицированные дилеры фондового рынка, прежде чем вынести свои услуги в онлайн, должны получить специальное разрешение.
Все это чрезвычайно важно в современных условиях, поскольку Китайская Народная Республика принята во Всемирную торговую организацию.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.