logo search
Ответы на госы (ред

76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»

В 90-х гг. XIX в., в условиях интенсивного развития капита­лизма, обострения классовой борьбы в России возросла РОЛЬ пе­риодической печати в ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ, ЭКОНОМИ­ЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. В 1900 г. в стране выхо­дило 1002 периодических издания различного типа, различных направлений. Но общественно-политические органы печати со­ставляли в них примерно пятую часть — 202 издания.

Русская легальная печать начала ХХ в. была весьма разнообразной. По статистике в 1900 г. в России выходило 125 общественно-политических газет. Но среди них не было ни одной партийной газеты. Основными центрами журналистики в конце XIX в. и до 1917 г. были Петербург и Москва, что вполне отвечало их роли в экономической, политической и культурной жизни России.

Газеты, журналы, альманахи, еженедельники и другие периодические издания придерживались в основном буржуазно-монархической или либерально-буржуазной направленности. Среди государственных изданий – газеты “Правительственный вестник” и вечернее приложение к ней – “Русское государство”. Правительственная печать публикует официальные материалы и выражает мнение правящих кругов и государя. “Московские ведомости” продолжала оставаться ведущей буржуазно-монархической газетой. Газета “Новое время” заняло промежуточную позицию между монархическоми и кадетскими изданиями. Высказывалась за полезность принятия конституции. От этого ее популярность росла, тираж в 1902 г. составил 65 тысяч экземпляров. Либерально-буржуазные взгляды выражали газеты “Русские ведомости”, “Курьер”, “Биржевые ведомости”, “Россия”, “Новости”. Рост значения ежедневных газет и увеличивающаяся потребность в оперативной информации ведет к развитию телеграфных агентствах, а также к созданию агентства по распространению печати, появлению посреднических контор объявлений. Спрос на свежую информацию рождает разделение изданий на утренние и вечерние газеты. Начало века – это появление и активная деятельность легальной и нелегальной социал-демократической печати - экономистов (“Рабочая мысль”), меньшевиков (“Социал-демократ”, “Начало”, “Народная дума”), большевистской “Искры”.

На начало века – 1903 г. – пришлось празднование 200-летие русской печати. В связи с торжествами либеральные газетчики развернули кампанию по борьбе за свободу слова. Они подавали просьбы и петиции, но из этого ничего не вышло. По-прежнему судьбу издателей и их изданий решало совещание из четырех министров. Провинциальная печать продолжала оставаться подцензурной. Правда, в 1902-1903 гг. был образован ряд провинциальных цензурных комитетов в Саратове, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону. Екатеринославе, Томске и других крупных городах. Часть особо благонадежных провинциальных изданий освобождается от предварительной цензуры. Но все принципиальные вопросы – назначения редакторов, рассмотрение особо важных статей, разрешение или запрещение изданий – все это решалось в Петербурге. По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. Русско-японская война 1904-1905 гг. позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революционные выступления народа 1905 г. вынудили правительство пойти на уступки. Была отменена предварительная цензура политических газет, появились первые легальный партийные политические газеты, в частности, эсеровские и социал-демократические, а также журналы “легального марксизма”. Среди либеральных изданий заметное место занимает журнал “Русское богатство”, а также “Вестник Европы”. В это время в журналистике происходит разделение функций издателей и редакторов, журналистов и редакторов. Начинается процесс вкладывания частного капитала в издание газет и журналов. Появляются независимые издания, не относящиеся ни к одному из общепризнанных направлений печати. Это, например, “Биржевые ведомости”, “Русское слово” (“газета здравого смысла”). В связи с ростом тиражей и количеством периодики, ощущается нехватка полиграфических мощностей и бумаги. Финансово крепкие издания оказываются в более выгодном положении. Не удивительно, что в одной из статей начала века В.И.Ленин под свободой печати понимает равный доступ всех изданий к равной доле полиграфических возможностей и количеству бумаги.

В конце XIXв. нач.лит. процесс значительно усложняется. Существует несколько школ и направлений. Каждая из них ищет способ обосновать необход. св. существования. В рамках «старого» типа это было невозможно, т.к. большинство общ-политич. модернистов не печатали.

Символисты, заявившие о себе в 1892-1898гг, не имели св.журнала. Первым из журналов нов.типа стал журнал

«Мир искусства» (1899-1904гг). Вначале возникает движение «Мир искусства», а потом журнал. Возникновение движения связывают с кризисом реализма, передвижничества, народничества. Поиск новых духовн.ориентиров идет, как идет и перегруппировка школ и направлений русского иск-ва. Одним из центров становится Абрамцево – имение Саввы Ив. Мамонтова. Вокруг него объединились художники: Репин, Поленов, Васнецов, Коровин, Серов, быстро освобождавшиеся от народнических парадигм. Цель журнала – влиять на текущую худ. жизнь. Идея издания журнала принадлежит Сергею Павловичу Дягилеву (1872-1929). Александр Бенуа главный. Она была отражением общей идеи движения «Мира искусств» - утвердить мировое значение рус.искусства. Для этого надо возвеличить его на Западе.

№№13-14 – самые знаменитые пушкинские номера. Статьи Розанова, Минского, Философфа, Мережковского. Они объединились стремлением разрушить привычный хрестоматийный образ Пушкина.

Журнал сознательно прекратили в декабре 1904г. Бенуа: «Сказанного нами надолго хватит рус.общ-ву».

Изданием такого же типа стало «Золотое руно». Стало очевидно, что в системе рус.прессы возникла новая типологическая группа. Лозунг: «Иск-во вечно, едино, символично и свободно».

Цель – ознакомить Запад с совр. рус. иск-вом. Журналы печатались на рус. и фр. яз. Издатели декларировали невмешательство иск-ва в жизнь, подчеркивали отсутствие интереса ко всему, что выходит за рамки искусства. Здесь объединились много индивидуальностей. Стремление выразить себя приводило к тому, что редакторы не представляли своей аудитории. Они м. писать только для просвещенных читателей. Издание печаталось на роскошной бумаге, иллюстрации потрясающего качества, соответствие оформления содержанию. Почти нет беллетристики. Освоена традиция печатать подборки стихотворений (От журнала «Нов.Путь»). Тираж невелик: ок.1000 экз.

«Новый путь». С 1903 г. Как орган религ-философ.общества. Проходил церковную цензуру. Предполагаемая аудитория – монашество и духовенство. Разрыв издания с офиц.церковью сократил тираж вдвое – до 2,5 тыс.экз. Нов.редактор – Петр Перцев – заявил об элитарном характере журнала. Сотрудники: Зинаида Гиппиус (Антон Крайний), Ник. Минский, Василий Розанов. Идеология – поиски нов.религ.идеи. Каждый проповедует св. путь религ. обновления. Журнал распался на неск.отделов и рубрик:

- Розанов «В своем углу»;

- «Из частной переписки»

В 1904г в журнал пришел Георгий Чулков, «мистич.анархист», сделал революцию в журнале. Несмотря на запрет, он печ. «Предельно политизированные записки». Он старался изменить предельно утонченную стилистику журнала, приглашал Булгакова, Бердяева. Они принесли журналу политич.остроту. Уход Мережковского из журнала из-за полемики о дальнейшем пути журнала роковым образом сказался на журнале. Он – единств.беллетрист. Журнал переименовали в «Вопросы жизни», но бесполезно.

«Весы» (1904). Модернистский, литературн. и критико-библиографич. ежемесячник. Делился на две части: 1. Теорет.статьи о задачах и средствах искусства, оценки творчества выдающихся художников. Эти материалы печатались крупным шрифтом.

2. Хроника лит.и худ. жизни . Рубрики: О книгах; в журналах и газетах; список книг,доставленных в «Весы». Журнал имел объем 80 стр. Это отражение сознат.позиции Брюсова (организатора журнала). Больш.вним. журнал уделял худ. оформлению. В итоге лит-крит. журнал перерос в худож-й. Журнал вошел в историю, как ж-л, испытывавш.бесконечные внутриредакционные споры между Брюсовым, Андреем Белым, Вячеславом Ивановым.

Худож.-иллюстр. материалы дополняли лит-ные, а не заменяли их.

«АПОЛЛОН», как и «Золотое руно», ориентировался на «Мир искусства».

Первый номер «Аполлона» вышел в ноябре 1909 г. в Петербурге. Организатором издания стал художественный критик С. Маковский, в создании «Аполлона» активно участвовал поэт И. Анненский. Среди сотрудников были как литераторы (К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, В. Брюсов), так и художники и театральные деятели (Л. Бакст, М. Добужинский, В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский). Но по свидетельству С. Маковского, родоначальниками журнала были поэты-новаторы.

Оформление нового журнала во многом повторяло «Мир искусства», тем более что им занимались все те же «мирискуссники» – Л. Бакст, А. Бенуа, М. Добужинский. Обложку рисовал Добужинский. Журнал выходил на 80–100 страницах с черно-белыми и цветными репродукциями. Новое издание было скромнее и строже, чем именитые предшественники, а главное дешевле: цена номера около рубля.

Главная цель журнала заключалась в утверждении самоценности искусства и внимании к вопросам мастерства. Аполлон» просуществовал дольше всех модернистских изданий (ноябрь 1909 – лето 1918 г.). Журнал не сложился как четкий тип, сначала он ориентировался на «Мир искусства», затем, подобно «Весам», стал журналом-манифестом акмеизма, а потом превратился в издание художественное.

Журнал «Сатирикон». Начал выходить с 1 апреля 1908г. на базе журнала «Стрекоза». Журнал начался удачно благодаря чрезвычайно счастливому набору молодых и энергичных сотрудников. С №9 журналом руководит Аркадий Тимофеевич Аверченко. Сотрудничали: Саша Черный, Федор Потемкин, Валентин Горянский. Сильный подбор художников-каррикатуристов: Реми (Ник. Ремизов), Б. Кустодиев, Константин Коровин, Александр Бенуа. В ж-ле печатались произведения Л. Андреева, А. Куприна, А. Толстого.

Все пришедшие в журнал мол. люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны, поэт. журнал отличался эклектичностью. Кредо журнала: «Смех ужасный, ядовитый смех…».

Осн. темы журнала:

1. Сатирич. обличение царских сановников, бюрократов, непопул. промышленников и банкиров.

2. Выступления против черносотенцев-националистов, шовинистов и т.д.

3. Выступления против реакционной прессы, полемика с др. период. изд-ми.

В целом сатириконцы назыв. свое издание беспартийным. «В политике вне партий, в искусстве – вне направлений».

Общ. роль журнала определить достаточно сложно:

1)Высокий уровень сатиры;

2) Некотор. беспартийность издания;

3) Отсутствие положит. программы: критика сущ. порядка, но нет предложений.

К 1913г. характер журнала постепенно меняется. Он все больше подстраивается под общ.вкусы. Здесь уже не сатира, а сарказм. Журнал покидает С. Черный. В ж-л проникают несатириконовцы: Гумилев, Кузмин и А.Грин. В результате журнал раскололся на «Новый Сатирикон» выходит после закрытия «Сатирикона». Новый журнал позаимствовал лучшие отделы «Почтовый ящик». В «Новом сатириконе» оч. сильно было влияние футуристов.

«Новый Сатирикон» вспоминали только в связи с участием там Маяковского. Но журнал интересен и сам по себе, хотя, вероятно, более спорен, чем его предшественник. Его отношение к Первой мировой войне и особенно к Октябрьской революции не вписывалось, по советским стандартам, в приемлемые рамки прогрессивного направления. Февральскую революцию сатириконцы приняли, но быстро почувствовали слабость и нерешительность Временного правительства и начали пропагандировать идеи сильного государства и порядка. Октябрьскую революцию Аверченко и другие сотрудники восприняли как торжество анархии и насилия и начали борьбу с новыми порядками. Они выпускали специальные номера: «траурный», «исторический», «пролеткультовский», «марксистский» и специальное приложение «Эшафот» под редакцией П. Пильского. Летом 1918 г. журнал был закрыт.