82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
В народном собрании Древней Греции, как правило, голосовали за предложение лучшего оратора. Кроме того, в ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ не было адвокатов, которые брали бы на себя защиту интересов граждан полиса в суде. Грекам приходилось самостоятельно излагать перед судом суть своих претензий, доказывать их обоснованность. Выигрывал дело тот, кто убедительнее говорил. В Древней Греции в V в. до н. э. ораторского искусства. Протагор («Человек — мера всех вещей»), Горги (формальной выразительности речи. Заботясь о ее благозвучии, он использовал ритм, ассонансы и аллитерации), Гипий — крупнейшие представители софистики.
Мастером судебного красноречия был Лисий (ок. 435 — 380 до н. э.). Его речи отличались простотой, краткостью, меткостью характеристик, отсутствием стилистических украшений. Лисий стилизовал речь в соответствии с характером своего клиента. НО первый Демосфен начинал как логограф. Добившись значительных успехов на поприще судебного красноречия, он решил попробовать свои силы в качестве политического оратора. Однако его первое выступление в народном собрании провалилось. Речь, произнесенная тихим голосом, плохая дикция Демосфена вызвали насмешки слушателей. Но Демосфен не оставил надежды добиться успеха. Легенда гласит, что Демосфен произносил речи под шум морских волн, чтобы добиться необходимой силы голоса он стал образцом оратора для греков. Родоначальником древнегреческой историографии, «отцом истории» (Цицерон) принято считать Геродота (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.), написавшего историю греко-персидских войн. Геродот обратился к важнейшим политическим событиям, свидетелем которых он был. Он не ограничился описанием фактов, но дал свой ответ на вопрос о причинах войны, свое объяснение победы греков. Греко-персидские войны, с точки зрения греческого историка, проявление давней, начавшейся в незапамятные мифологические времена вражды между Европой и Азией.
РИМ — Демократическое устройство античного общества породило свободу слова и право на свободомыслие. В народном собрании, в сенате ораторы свободно выражали свои мнения по важнейшим вопросам общественно-политической жизни. до середины IV в. до н. э. составлялись «анналы» (от лат. «anno» — год), рукописные перечни-хроники важнейших событий официальной жизни, происшедших за год. Изложение событий велось в строго хронологическом порядке и отличалось деловитостью, лаконичностью и сухостью стиля. В отличие от греческих историков, стремившихся дать объяснение событий, римские хронисты ограничивались констатацией фактов. В анналах сохранились имена высших римских чиновников, сообщения о солнечных и лунных затмениях, о войнах, знамениях, повышениях цен и т. д. Анналы записывали на беленых табличках, которые ежегодно выставлялись в доме верховного жреца, великого Понтифика, куда могли приходить граждане, чтобы ознакомиться с записями.
Слово «журналистика» этимологически восходит к латинскому «diurnal» — «дневной»; того же корня французские слова «jour» — «день», «journal» — первоначально «дневник», а затем «газета».
Рим унаследовал от Древней Греции традицию ораторского красноречия. Некоторые произведения ораторской прозы содержали отклик на актуальные события общественной жизни и являлись образцами ранней публицистики. Так в своих «Речах против Катилины» римский писатель, общественный деятель и блестящий оратор Цицерон (106—43 до н. э.) выступил с разоблачением заговора, организованного его политическим противником, римским патрицием Катилиной. Цицерон воздействовал на слушателей, используя разные приемы: афоризмы, остроумные сентенции, броские концовки фраз, нагнетание вопросительных и восклицательных конструкций. Некоторые фразы становились крылатыми выражениями, как, например, знаменитое «O tempora! o mores!» («О времена! О нравы!») из «Первой речи против Катилины».
Античность создала средства коммуникации, которые в измененном и усовершенствованном виде существуют и в современном медийном пространстве — алфавит, книгу, собрания, на которых произносились речи и принимались важные решения, регулярно публиковавшиеся записи важнейших событий общественно-политической и повседневной жизни древних. В античной культуре, в ее протожурналистике — истоки современной публицистики. Красноречие древних, их историография, летописи, хроники, в которых запечатлелись наиболее значимые общественно-политические события той эпохи, а подчас содержался и живой, страстный отклик на них, готовят появление европейской публицистики, само название которой восходит к латинскому «publicus» — «общественный».
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 47. Международное гуманитарное право и сми Работа журналиста в зоне вооруженных конфликтов.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Профессиональная этика журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие Русс. Жур. В первой половине в XVIII(18) - петровские «ведомости».
- 67.Журналистика первой четверти х1х (19)века.
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69 В. Журналистика, публицистика, литер-ная критика 1840-50х гг.
- 70 «Современник» в 50-60-е гг. Деят-ть н.А.Некрасова, н.Г. Чернышевского, н.А. Добролюбова, а.В.Дружинина
- 71 В. Демократическая журналистика 60-70 гг. «Отеч. Записки» (1868-1884) при Некр. И Щедр.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х 19 века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 79 В. Публицисты и публицистика периода вов (1941-1945гг).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. Мильтон и концепция своб печати.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».