logo
otvety_k_gosu-KRATKOE_33

7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.

Гос-во может оказывать влияние на прессу, хотя по закону оно не должно влиять на нее: экономический способ (налоги, субсидии), реклама (армии, национализированной промышленности), рассылка прессы, скидка не почтовые тарифы и т.д. Главный метод воздействия государства - экономический. Административный невозможен, особенно в США. Также власть может регулировать доступ к информации. Наиболее полный доступ - в Швеции. В других странах существует специальное законодательство или административные акты. Манип-е инфпотоком. Одно из направлений манипулир связано с деятельностью самих учреждений: они сами создаю себе новостную ситуацию. Существуют различные формы регулирования потока информации: режиссура публичных выступлений деятелей государства, постоянное снабжение информацией СМИ (системы аккредитации при разных ведомствах, ж-ты получают пресс-релизы, уникальную информацию) и т.д. Регулир-е с пом законод-ва, м/н, наци, местн. Один из аспектов м/н законод-ва: свобода доступа к информации. Наряду с законодательством, кот опред отношение гос-ва к СМИ, есть этические нормы, саморегулир ж-ки. Государство, в зависимости от своей налоговой политики, может содействовать или препятствовать развитию печати. Получая гос рекламу, СМИ получает дополндоход: реклама вооруженных сил, полицейская, государственных учреждений, национализированных предприятий. Гос.политика в СМИ - должна быть общенациональной, учитывающей объективные нужды в инф обеспечении демократии. Основа гос.политики - законодательство и др. нормативные акты. Законы "О СМИ", "О ТВ и РВ" (рассматривается) + "О праве на информацию", "Об авторском праве и смежных правах", "Об участии в межд.инф.обмене", "О рекламе", "Об информации, информатизации и защите информации" и др. + нормы, зафиксированные в "Уголовном" и "Гражданском" кодексах и др. Закон "О СМИ" гарантирует свободу учреждения (лицензирования), владения, пользования и распоряжения СМИ. Определение объема и характера непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности - еще одно составляющее гос.политики в СМИ. Гос-о - соучредитель ИТАР - ТАСС, ВГТРК (+ РИА - Новости), ОРТ и т.д. В госсобственности каналы связи, полиграф предприятия. Госполитику в СМИ вырабатывают и реализуют: в сфере законодательства - парламентские и президентские структуры, в сфере управления - Госкомпечать, Федеральная служба ТВ и РВ и др. Госполитика - это и контроль за деятельностью СМИ в целях соблюдения законодательных норм (характер и порядок контроля определяет законодательство). Предварительной цензуры нет. Последующий контроль осуществляется по закону многими госинститутами - Госкомпечать, ФСТР, Антимонопольный комитет и др.