22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
Редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией. Его можно рассматривать и как специальность, профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции. В деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов, ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что мы сейчас называем менеджментом. Но они всегда руководили лишь творческой деятельностью коллектива, уделяя ее экономическим основам незначительное внимание. Руководители редакции, компании, агентства вынуждены заниматься менеджментом, учитывая его цели. Важнейшая из них – обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы. Это возможно лишь при увеличении его доходов, сокращении расходов и возрастании прибыли. Не менее важна и другая цель редакционного менеджмента: воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.
На пути к достижению этих целей менеджмент ставит перед работниками редакции несколько конкретных задач. ПЕРВАЯ из них – задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании. ВТОРАЯ – оптимизация управления коллективом и организации его работы. ТРЕТЬЯ задача – оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др. Решение этих задач менеджмент связывает с оптимизацией работы каждого сотрудника редакции и с выполнением всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных. Таким образом, речь идет о производственном, творческом менеджменте – оптимизации управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.
Редакционный менеджмент включает в себя и наблюдательность, как предпосылку решений, связанных с оптимизацией состава редакционного коллектива.
Выработка стратегии невозможна без обладания широкой информацией об организации в целом, помехах на пути ее функционирования и развития и т.п. Эта информация накапливаясь, систематизируясь, постепенно превращается в базу стратегических данных, состоящую из трех основных разделов. В первом разделе характеризуется производственный, технологический, научный, трудовой потенциал организации, проводимая ею научно-техническая политика, взаимоотношения в коллективе, предпочтения руководства.
Во втором разделе дается описание внешнего окружения организации, которое, как мы уже отмечали раньше, состоит из фонового и делового. В третьем разделе раскрываются главные препятствия и помехи деятельности организации, которые, как и окружение, могут быть внутренними и внешними. Анализ собранной стратегической информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и ее окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления. На основе прогнозов строится курс действий - система целей и ориентиров. Процесс формирования стратегии состоит из трех стадий: разработки, доводки, стратегического выбора. Стратегия является основой создания и реализации долгосрочных и среднесрочных планов.
- Реализация стратегического плана.
- Удовлетворение реальных нужд ваших клиентов.
- Постоянное выявление приоритетов.
- Наличие достаточного количества ресурсов, финансов и специалистов для осуществления плана.
- Опора на ценности персонала организации и групп, заинтересованных в ее работе.
- Наличие полной поддержки со стороны высшего руководства и правления организации.
- Регулярный анализ как внешней, так и внутренней обстановки.
- Регулярная оценка реализации плана и его адаптация к текущим условиям при необходимости.
23.Службы паблик рилейшнз в сфере СМИ: сущность, функции, методы организации.
Связи с общественностью — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. Эта деятельность чаще всего осуществляется путем предоставления в распоряжение прессы, телевидения и радио соответствующей информации, на которую серьезно полагаются и рассчитывают многочисленные местные издания (газеты и журналы, местные радио- и телевизионные станции) в США.
ФУНКЦИИ: управления, коммуникативная функция, информационная(аналитическая и прогностическая) и организационная функции. Выделить какую-либо одну первостепенную функцию невозможно. Тем не менее, конечной и основной задачей “паблик рилейшнз” может быть названа управляемость ситуации и можно говорить о доминанте функции управления. “Управление в “паблик рилейшнз” - это изменение состояния не только объекты воздействия (состояния общественного мнения граждан, например), но и того субъекта, который представляет службы “паблик рилейшнз».
ПРЕсс-служба: (мониторинг и анализ публикаций, о деятельности фирмы в периодической печати и информации, проходящей по радио и телевидению; разработка планов и стратегий информационной политики компании; пресс-релизы, тексты для выступлений итп, организация интервью, пресс-конференций итп,
Этапы взаимодействия: 1) подготовка, разработка стратегии: составление информационной карты, составление медиа-плана, подготовка пакета информации, документов;
2) этап контактного взаимодействия со СМИ.
Создание информационной карты: 1. Определение целевой аудитории и сегментирование целевой аудитории, выделение тех сегментов, которые нужно завоевать. При этом нужно четко классифицировать сегменты по принципу: союзник, враг, нейтрал.
2. Медиа- планирование - наложение целевой аудитории на СМИ, ее обслуживающие. А) Выделение наиболее авторитетных, тиражных и адресных каналов распространения информации. Тиражность не тождественна авторитету того или иного издания (“МК”, например).
Б) Определение тактики ПР-кампании по отношению к выявленным СМИ: тактика кнута и пряника. Можно создать центр информационных услуг и т.п. Одним СМИ - кнут, другим, наиболее значимым для аудитории, - пряник. Особенно важна на этом этапе персонификация контактов с журналистами.
В) Следующий этап - создание условий комфортности для работы журналистов: профессиональной и психологической комфортности. Психологическая основана на общности корпоративных интересов.
PR в СМИ как способ продвижения
Первый этап «до выхода»
Формирование фирменного стиля издания; названия, несущего смысловую нагрузку слогана; распространение информации о стадиях готовности проекта и датах выхода в свет.
Второй этап «после выхода»
Важнейшую роль в дальнейшей жизни издания играет его контент, дизайн: первое впечатление бывает основополагающим в развитии.
Сразу после выхода первого номера начинается активная работа по пяти направлениям: СМИ, выставки, знаменитости, конкурсы, собственные акции.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 47. Международное гуманитарное право и сми Работа журналиста в зоне вооруженных конфликтов.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Профессиональная этика журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие Русс. Жур. В первой половине в XVIII(18) - петровские «ведомости».
- 67.Журналистика первой четверти х1х (19)века.
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69 В. Журналистика, публицистика, литер-ная критика 1840-50х гг.
- 70 «Современник» в 50-60-е гг. Деят-ть н.А.Некрасова, н.Г. Чернышевского, н.А. Добролюбова, а.В.Дружинина
- 71 В. Демократическая журналистика 60-70 гг. «Отеч. Записки» (1868-1884) при Некр. И Щедр.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х 19 века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 79 В. Публицисты и публицистика периода вов (1941-1945гг).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. Мильтон и концепция своб печати.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».