42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
Право собственности - это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. Глава 4. Владелец, издатель, вещатель, редакция СТАТЬЯ «№ 23. Владелец средства массовой информации - физическое лицо или юридическое лицо. (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования могут на равных началах с иными владельцами. Владелец средства массовой информации осуществляет свои права и обязанности с момента регистрации средства массовой информации (может - использование названия средства массовой информации; создание и использование (включая размещение рекламных сообщений и материалов и/или реализацию права на размещение рекламы) средства массовой информации; 3) приостановление и прекращения создания и использования средства массовой информации; 4) использовать принадлежащие владельцу средства массовой информации информационные ресурсы, сформированные в процессе создания данного средства массовой информации. 5 Новый владелец приобретает права на средство массовой информации и несет обязанности с момента перерегистрации средства массовой информации 6. При наличии у средства массовой информации нескольких владельцев, их взаимные права и обязанности определяются соглашением между ними. 7 Совладельцами средств массовой информации, созданных в соответствии с абзацем 3 пункта 1 настоящей статьи, наряду с органами государственной власти и/или органами местного самоуправления могут выступать исключительно государственные (муниципальные) предприятия и/или учреждения, на которых возлагаются функции редакции, издателя данных средств массовой информации. СТАТЬЯ 24. Отношения владельца средства массовой информации с издателем, вещателем, редакцией. 1. Владелец средства массовой информации одновременно - издателем, вещателем, редакцией в порядке.2 Владелец средства массовой информации вправе заключить договор с издателем, вещателем, редакцией по созданию и использованию средства массовой информации. 3 Редакция вправе осуществлять функции редакции иного средства массовой информации с согласия владельца (совладельцев), если иное не предусмотрено договором с редакцией. 4 Заверенные соответственно владельцем, издателем, вещателем, редакцией копии договоров, направляются в регистрирующий орган не позднее одного месяца с момента заключения договора 5 При изменении и (или) дополнении договоров, - представлены в регистрирующий орган в месячный срок с момента их принятия. СТАТЬЯ 25. Ограничения, связанные с владением теле-, радиоканалом и участием в организации, осуществляющей телевещание: 1 Иностранный гражданин и гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, не вправе выступать владельцами теле-, радиоканалов, а также не вправе учреждать организации, осуществляющие телевещание половину и более субъектов Российской Федерации. 2 Не допускается отчуждение акций (долей) организации, являющейся владельцем общероссийского теле-, радиоканала, ЕСЛИ не а) появлению в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более; б) появлению в их уставном (складочном) капитале более 50 процентов доли (вклада) российского юридического лица с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более. СТАТЬЯ 26 Ограничения, связанные с финансированием создания и использования периодических печатных изданий и деятельности владельца и/или издателя периодического печатного издания за счет средств бюджетов: 1 В Российской Федерации не допускается финансирование за счет средств федерального бюджета, за исключением случаев, когда такое финансирование осуществляется: 2 в отношении периодических печатных изданий, являющихся официальными источниками опубликования федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных актов; 3. отношении периодических печатных изданий культурно-просветительского, научного и образовательного характера, а также предназначенных исключительно для детей и инвалидов. Порядок финансирования периодических печатных изданий, указанных в настоящем абзаце, устанавливается Правительством Российской Федерации; СТАТЬЯ 42. Особенности правового положения владельца печатного средства массовой информации 1 Владелец передаёт все права на производство и распространение печатного средства массовой информации издателю, 2 Договором между владельцем и издателем предусмотрено:- права издателя при смене владельца;- условия и порядок расторжения договора, в том числе, при смене владельца; - порядок приостановления и прекращения выпуска печатного средства массовой информации. 3 При смене владельца новый владелец не вправе расторгнуть договор с издателем до истечения срока его действия, если иное не установлено договором. Новый владелец вправе расторгнуть договор с издателем, заключенный на неопределенный срок только по основаниям и в порядке, предусмотренном таким договором. СТАТЬЯ 43. Особенности правового положения издателя средства массовой информации. 1 Издатель периодического печатного издания осуществляет производство и распространение периодического печатного издания как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц 2. Издатель периодического печатного издания 3 самостоятельно принимает решения о способах выпуска периодического печатного издания, производства и распространения его продукции, определяет тираж 4.Издатель несет ответственность за достоверность указания тиража периодического печатного издания в выходных данных в соответствии с действующим законодательством. СТАТЬЯ 7. Учредитель 1 может - гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. 2 не может - не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
СТАТЬЯ 18. Статус учредителя - 1 утверждает устав редакции, 2 Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя).
не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, 4 может передать свои права обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. 5 может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 47. Международное гуманитарное право и сми Работа журналиста в зоне вооруженных конфликтов.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Профессиональная этика журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие Русс. Жур. В первой половине в XVIII(18) - петровские «ведомости».
- 67.Журналистика первой четверти х1х (19)века.
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69 В. Журналистика, публицистика, литер-ная критика 1840-50х гг.
- 70 «Современник» в 50-60-е гг. Деят-ть н.А.Некрасова, н.Г. Чернышевского, н.А. Добролюбова, а.В.Дружинина
- 71 В. Демократическая журналистика 60-70 гг. «Отеч. Записки» (1868-1884) при Некр. И Щедр.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х 19 века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 79 В. Публицисты и публицистика периода вов (1941-1945гг).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. Мильтон и концепция своб печати.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».