logo
otvety_k_gosu-KRATKOE_33

27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.

Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформ несколько десятков настоящих медиа-империй. В1982 году ? мирового рынка СМИ контр 50 крупных корпор. Сейчас этих корпораций 17. Лихорадка слияний - конец 80-х. Самым бог медиа-магнат - Руперт Мердок (контр около 16% всего мирового рынка прессы). То, что не успел купить австралиец, поделено между немцем Шпрингером, французом Эрасаном, англичанином Максвеллом и итальянцем Берлускони. Конц СМИ происходит в разн формах: перекрестное владение (м/у ТВ и РВ, между ТВ и печатными изд), вертикальная интеграция (т.е. вложение капитала в организации, связанные с основным бизнесом), а также проникновение иностр капитала. Урегулир концентр СМИ: ограничение конц в области пер.печати осущ в завис от размеров тиража; огранич доли в акционерном капитале; ограниччисла лицензий в руках одного лица; регулирование перекрестного владения; ограничение доли иностр.капитала.

Осн.формы организации инф. предприятий - (издательские дома, концерны, холдинги, группы). ИЗД,.ДОМ - объединения нескольких структур - газеты, журнала, издательства с типографией, возможно - книжного изд-ва («Коммерсант», «Издательский дом Родионова»). КОНЦЕРН – это форма объединения, характер единством собств-ти и контроля, наличием технологич и произв связей между предприятиями-участниками, и не очень высокой степенью диверсификации. Входящие в концерн компании остаются самост юрид лицами, а фактически подчинены единому хоз руководителю.Концерн лорда Ротермира — «Ассошиэтед ньюспейперс» — совмещ газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции 4 коммерч радиостанций. ХОЛДИНГ –компания, кот использует свой капитал для приобрет контрольных пакетов акций др компаний с целью установления контроля над ними («Медиа-мост»). Государственные нах-ся в собств-ти гос.струк¬тур и обычно значительную часть финанс-я получают из госбюджета.

В странах традиционной западной демократии государство, как правило, осу¬ществляет финансовый контроль над весьма ограниченным кругом СМИ, чаще всего это телевизионные и радиоканалы. Во Франции государство контролирует сразу несколько общенациональных телеканалов – государственными каналами в этой стране являются «Антенн-2» (А-2) и «Франс-Режьон-3» (ФР-3). Несмотря на то, что финансирование этих каналов весьма ограничено, что влияет на качество ин¬формационного продукта и высокой текучести журналистских кадров, госу-дарство не спешит отдавать их в частные руки- гос-ву необходи-мы аудиовизуальные СМИ для проведения собственной инф политики. Общественные - огражде¬ны от влияния большого бизнеса и государства. Это достигается за счет ис-пользования особых источников финансирования и методов управления. Фи¬нансовыми поступлениями общественных медиа-компаний могут быть абонен¬тская плата (налоги за пользование телевизионными и радиоприемниками), доходы от рекламы, государственные субсидии, благотворительные взносы и т.д. Денежные доходы формируются таким образом, чтобы СМИ не попали под полный финансовый контроль той или иной структуры. Управление об¬щественными средствами массовой информации, как правило, осуществляется НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМИ СОВЕТАМИ. В наблюдательные советы входят представители политических партий, общественных организаций, государственной власти, других объединений, имеющих авторитет и признание в обществе. Эти управленческие структуры осуществляют контроль над распределением финансовых средств, определяют информационную политику СМИ, следят за соблюдени¬ем правила пропорционального распределения эфирного времени (обществен¬ная форма собственности характерна для электронных средств массовой ин¬формации) между различными партиями и организациями. Такой порядок дает возможность координировать деятельность СМИ в соответствии с интересами общества и обычно декларируется специальными законодательными актами (Би-Би-Си).