51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
Англия- и с конца 19 века стал активно использоваться в науке. (это- социальный институт, суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни).
ОБЩЕСТ МНЕНИЕ- мнение - всегда в той или иной степени оценка фактов общественной жизни (не только оценки),
СОЦИОЛОГ ИСЛЕДОВАНИЯ ( Выборка исследования; Социологический мониторинг рынка журналистских услуг;
Мониторинг общесвт мнения, Биографический метод социологии; Практические советы к разработке анкеты, Виды интервью, построение беседы; Способы анализа эмпирических данных; Работа со статистикой, компьютерные программы обработки данных, Социология личности в социальной работе журналиста; Стратификационная структура современного общества);
МЕТОДЫ наблюдение, документальные источники, анкетные опросы и интервью, некоторые психологические процедуры). Принципы соц мониторинга – перечень жкр работы. СОЦ ИСЛЕДОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЖУР: (Работа журналиста в Интернет-форумах; Социальные адресные обращения журналиста в сети; Моделирование общественного мнения в Интернет-аудиториях, Разработка стратегий социальной работы в интернет; Работа с ресурсами сети). НАПРИМЕР: отношение население 21 века для СМИ: социологи поделили население на 3 группы: 1 ) 18-29 лет - поколение "Х" 2 ) 30-49 лет - baby boomers (ВВ) - после второй мировой войны 3 ) за 50 лет - mothers (М) - взрослые. Вещатели ориентируются на пок Х (более высокое техническое развитие (компы, сети, новинки ТВ) и наличие альтер интересов. Старшее поколение получает новости из программ местного ТВ, газет, национального ТВ. ВВ - местное ТВ, новости по радио, газеты. Х - местное ТВ, новости по радио, газеты (чаще других - спорт. новости).
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 47. Международное гуманитарное право и сми Работа журналиста в зоне вооруженных конфликтов.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Профессиональная этика журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие Русс. Жур. В первой половине в XVIII(18) - петровские «ведомости».
- 67.Журналистика первой четверти х1х (19)века.
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69 В. Журналистика, публицистика, литер-ная критика 1840-50х гг.
- 70 «Современник» в 50-60-е гг. Деят-ть н.А.Некрасова, н.Г. Чернышевского, н.А. Добролюбова, а.В.Дружинина
- 71 В. Демократическая журналистика 60-70 гг. «Отеч. Записки» (1868-1884) при Некр. И Щедр.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х 19 века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 79 В. Публицисты и публицистика периода вов (1941-1945гг).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. Мильтон и концепция своб печати.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».