6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
После СССР, СМИ искала себе новое место и применения. С обществом «болевые точки»- утрата к СМИ доверия, слухи, аморальность. Сложность в плюрализме (наличие множество оснований знаний) – у гос-во, жур и общесвта свои понятия нужности и морали.
2 направления регулирующей деят. СМИ: правовое и этическое. Правовое обеспечивают Законы о СМИ: местные, нац, меддународные. 2 основных м/н закона: Всеобщая Деклар-я ПрЧел; Европ конвенц Прав Чел. В основе - разл концепции свободы печати: в основе Всеобщая декларация прав человека - американская концепция (1-я поправка к Конст. США провозглашает свободу печати), ст. 19 ВДПЧ: свобода убеждений и выражения их, сбора и распространения информации и идей любыми средствами, независимо от государственных границ. Согласно ЕКПЧ (европейская концепция), свобода слова несколько ограничена: 1-я половина повторяет ст. 19 ВДПЧ, 2-я часть: человек имеет право на защиту от СМИ. В каждой стране, помимо общего законодательства о СМИ, имеются отдельные законы, также имеющие отношения к регул д-ти СМИ: о гос тайне, об угрозе государственной безопасности, клевете в той или иной форме, о праве граждан на неприкосновенность частной жизни. Концепции св. печ: 1)Американс: СМИ ни от кого не зависят, согласно 1-й поправке, ни Прав-во, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ. + СМИ все больше становятся эконом предприятием, а не просто ср-вом распространения идей, и поэтому в США все СМИ подчиняются также Закону об экономических предприятиях. 2)Англ концепция: близка к американской, но в Билле о правах говорится, что Парламент имеет право влиять на СМИ. Кроме того, Парламент назначает комиссии, которые контролируют деят-ть СМИ. 4 комиссии (их деят-ть рассм департам по культурному наследию): по жалобам на РВ, прессу, рекламу. Независимая комиссия по ТВ рассматривает очень большое количество ТВ-программ, имеет право штрафовать каналы-нарушители на 500 тыс. $ 3)Франц: СМИ подчиняются Конституции (принята в 1881); и Прав-во, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ. 4)Немецкая концепция: СМИ подчиняются федеральным законам
В аудиовизуальной сфере - ряд законод орг-й: М\н Союз Электросвязи - распределяет частоты в мире (каждая страна располагает определенным набором частот). Прав-во распред частоты внутри страны. В каждой стране - специальные орг-и, которые распределяют частоты. В Европе деят-ть аудиовизуальных СМИ контр ЕКПЧ + Европ. Конвенция о Трансграничном Вещании + специфические законы для европейских стран: европейские ТВ-каналы не должны показывать больше 50 % неевропейской (имеется в виду, прежде всего америк) продукции; должно соблюдаться © (в России авторское право почти не соблюдается); не должно быть рекламы алкоголя и табака.
Этическое регулирование деят-ти СМИ: прежде всего саморег СМИ. Е специальные проф этические кодексы для ж-тов, имеющие международное значение, которые вырабатывают сами ж-ты. М/н ж-тские орг-и - МОЖ, МФЖ (Международная Федерация Ж-тов). + М/н Орг-я Издателей; М/н Орг-я Главных Редакторов. Е собств ж-тские орг в разных странах: в США - Нац Асс Издателей, Нац Асс Вещателей, у этих организаций есть свои этич кодексы, и ж-ты, которые входят в эти орг-и, стараются эти кодексы соблюдать; в Германии - Союз Ж-тов, Союз ПолиграфичРаботников, Немецкий Союз Издателей Газет, эти орг-и выработали общий кодекс поведения (например, туда входит запрет на скрытую рекламу); во многих странах Е Советы по Печати, которые принимают жалобы аудитории, эти советы не имеют законод власти, а только моральное влияние; в Швеции назначается омбундсман - рассматр жалобы аудитории на ж-тов, пытается примирить стороны, чтобы не доводить дело до суда. В РФ раньше регулир партия и прав-во, а теперь правят законы. 1990 - Закон о печати СССР провозг свободу печати. Закон РФ о СМИ (1991) повторяет текст предыд Закона и также поддерживает свободу печати. После появляется около 30 закон актов, кот имеют отношение к правов регул-ю СМИ: о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о гос поддержке СМИ, закон о гос тайне. Конституция 1993 - обратное воздействие на закон о СМИ. Ст.29 (гарантия свободы мысли и слова, свобода искать, получать, передавать и распростр инф-ю, гарантия свободы массовой информации, запрет на цензуру). Проблемы Закона о СМИ: 1) регистрация, учредитель, редакция, издатель, 2)распространение СМИ, 3)м/н сотруд-во, 4)ответственность.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 47. Международное гуманитарное право и сми Работа журналиста в зоне вооруженных конфликтов.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Профессиональная этика журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие Русс. Жур. В первой половине в XVIII(18) - петровские «ведомости».
- 67.Журналистика первой четверти х1х (19)века.
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69 В. Журналистика, публицистика, литер-ная критика 1840-50х гг.
- 70 «Современник» в 50-60-е гг. Деят-ть н.А.Некрасова, н.Г. Чернышевского, н.А. Добролюбова, а.В.Дружинина
- 71 В. Демократическая журналистика 60-70 гг. «Отеч. Записки» (1868-1884) при Некр. И Щедр.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х 19 века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 79 В. Публицисты и публицистика периода вов (1941-1945гг).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. Мильтон и концепция своб печати.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».