44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
АВТ ПРАВО- распространяется на выраженные в объект-но форме(бумага,пленка)произведения,явл.результатом творч.труда независимо от назнач. и дост-ва,способа воспр-ния и выпущены они в свет или нет. НЕ РАСПОРОСТ- на офиц.документы.\ ВИДЫ:Согл.авт.праву гос-во охраняет имущественные и неимуществ. права авторов пр-ний. НЕИМУЩ:.- имеет право на обознач-ие своего имени на пр-нии;имеет право решать,как публиковать пр-ние;неприкосновенность пр-ния;использование пр-ния возможно,если нет авт.запрета;цитирование в др.пр-ниях возможно;действует бессрочно. ИМУЩ.-возможность в обусловленных случаях получать гонорар;в кач.уг.прест-ния рассматривается плагиат;действуют на протяжении ж-ни автора+50 лет. При этом авт.пр.принадлежит как отд.лицам,так и коллективам. Редакции газет,созд-щие из отд.пр-ний номера имеют на эти изд-я авт.право. Авт.право на пр-ние,созд.при выполн.служебного задания принадлежит автору,хотя и работодат.вправе требовать обознач.на нем своего имени.\По международ.нормам наличие авт.прав обознач-ся знаком С.\Соавт-во:когда неколько а-ров создают отд.части целого пр-ния;особый случай,когда сущ.соглашение обработчиком,вносящим творч.вклад в пр-ние. Автором явл.создатель произведения,взявший за основу другое пр-ние(сценарий по книге,ж-ст,проведший интервью,обзор писем и тд).\Авт.право НЕ РАСПРОСТ.на тему,фактич.материал,концепцию пр-ния. ЗАКОН РФ “Об авторском праве и смежных правах” (от 9 июля 1993 г. № 5351-1) регулирует отношения, возникающие при использовании на телевидении произведений литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
ЗА НАРУШЕНИЕ - от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда для лиц, нарушивших положения Закона. ПРАВО НА СЛУЖЕБ ПРОИЗВЕД - Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или задания работодателя принадлежит автору этого (служебного) произведения. (все огстальное в договоре) ВИДЫ - авторских прав. 1) личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора, право на отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения; 2) имущественные права (использование произведения в любой форме и любым способом) - право на воспроизведение, право на распространение, право на публичный показ и исполнение, право на импорт, право на передачу в эфир, право на переработку.
ИСПОЛЬЗОВ ПРОИЗВЕД. Нельзя без согласие автора, кроме:м а) цитирование (в оригинале и переводе б) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в объеме, в) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, г) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, д) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения
МОЖНО: а) передача в эфир (или сообщение по кабелю) произведений архитектуры, фотографий, изобразительного искусства, которые расположены в месте, открытом для свободного посещения; б) запись (для краткосрочного пользования) произведения, в отношении которого получено право на выдачу в эфир при условии, что эта запись производится телеорганизацией с помощью собственного оборудования для ее собственных нужд.
СРОК ДЕЛА АВТОРСКОГО ПРАВА - временем жизни автора и 50 годами после его смерти.
НАСЛЕДОВАНИЕ АВТ ПРАВО - 1. Авторское право переходит по наследству. 2. Не переходит по наследству право авторства, право на имя, право на защиту репутации. 3. Наследники вправе осуществлять защиту этих прав без временных ограничений. Если наследников нет, эти функции выполняет специально уполномоченный орган госв АВТОР ДОГОВОР о передаче неисключительных прав. Этот договор разрешает использование произведения не только обладателю исключительных прав, но и другим лицам, если автор передал им такие права. КОДЕКС РФ - статья 146 - Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, если эти деяния причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы на срок до двух лет.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 47. Международное гуманитарное право и сми Работа журналиста в зоне вооруженных конфликтов.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Профессиональная этика журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие Русс. Жур. В первой половине в XVIII(18) - петровские «ведомости».
- 67.Журналистика первой четверти х1х (19)века.
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69 В. Журналистика, публицистика, литер-ная критика 1840-50х гг.
- 70 «Современник» в 50-60-е гг. Деят-ть н.А.Некрасова, н.Г. Чернышевского, н.А. Добролюбова, а.В.Дружинина
- 71 В. Демократическая журналистика 60-70 гг. «Отеч. Записки» (1868-1884) при Некр. И Щедр.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х 19 века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 79 В. Публицисты и публицистика периода вов (1941-1945гг).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. Мильтон и концепция своб печати.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».