79 В. Публицисты и публицистика периода вов (1941-1945гг).
Советские СМИ в годы ВОВ.СМИ во t ВОВ раб в особом режиме. Важн роль радио: правит заявл о вероломном нападении Герм на СССР в 12 часов 22 июня. И ч/з 45 мин 1ые воен. «Последние известия». 24 июня созд «Совинформбюро», его задача: излож сводок о воен. действиях и фронт сообщ. До оконч войны кажд день млн людей начин и заканч сообщ «Совинформбюро». Гл диктор Ю.Левитан. > ежеднев сводки исообщ «В посл час». Раб СМИ на воен лад→воен. отделы. Задача: показать замыслы врага, раскр его захватнич планы по отнош к народам СССР, война д/нашего народа справедлив, ибо призвана защищ От-во от захватчиков. Сократ число центр газет (до 18), уменьш тиражи. Не выход многие специализир., отраслевые, комсомол изд. Сократ и местная пресса. сеть новых изд, прежде всего фронтовых газет. :газеты воен. подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые и пр. Для раб них провод спец. мобилизации жур-ов в соотв с директивами парт органов. В армии и на флоте 5 центр газет. Гл – «Красная звезда». Печат писатели Сурков, Гроссман, Симонов, А.Толстой, Эренбург и др. 1200 №в - это летопись нарастающей мощи армии и воен искусства ее военачальников. Центр орган на флоте «Красный флот», а в к1941 г. спец. газета д/личн состава военно-воздуш сил «Сталинский сокол»→«Красный сокол» – для личн состава авиации дальнего действия. Ж-лы(20) д/армии и флота, полит. и литературно-худож-го направ. Тыловые газ, к-ые писали о полож на фронте, о героизме бойцов. Подпольные и партизанские изд, выход на оккупир тер. Их задача – борьба с врагом в его тылу. Созд 17 газ, рассчит на разложение войск противника, но эта затея не удалась.Листовки, плакаты, воззвания, обращения -мас тиражами, д/ распр среди своих войск и войск противника. В газ немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла→ощущ единения народа перед лицом общего врага. С 1ых дней писат-публ Шолохов, А.Толстой, Симонов, Горбатов, Леонов,и др. начали писать о войне д/газет. → убежд людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотич. порывы, поддерж веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. Кор военкоров. 1 из наи> известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления- в многочисл очерках, рас, повестях, стихах. Его сурово-сдерж манера письма нрав чит, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распр по каналам Совинформбюро. Его знам стихи “Жди меня” стали своеоб. заклинанием больш-ва людей накануне войны. Сатирич. жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоных. Выход специализ сатирич. изд “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и др. Фотопублиц-ка. Фотокоры запечатлели, донесли до совр-ков и сохр для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил спец ж-л «Фронтовая фотоиллюстр» и «Фотогазета». Публ-ка в годы ВОВ. Публ-ка стала осн формой тв-ва круп мастеров худ сл. А.Толс, Н,Тихонов, И,Эрен, М.Шол, К.Сим, Б.Горбатов созд пр-ия,несущ в себе огром заряд патр-зма. Толстой 27.06.41 –в «Правде»-«Что мы защищаем»,«Москве угрожает враг», «Родина». Печат в «Кр зв»–«Рус х-р»..Эренбург-воспит у нар ненависти:«О ненав», «Оправдание ненав.Шолохов: «Наука ненав», «Гнусность», «По пути к фронту»,«Люди Кр Арм». Лейтмотив: любовь к родине приведет к победе.. С публиц ипроблемными ст-ми в печати и на радио выступ партийные и гос-ые деятели страны М.Калинин, А.Жданов, А.Щербаков,В.Карпинский и др. Радиопубл-ка. Выступл у микрофона Гайдара ,Кассиля , Паустовского, Сатир жанры. Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, соколов), поэт Маршак.Сатир ж-лы «Фронтовой юмор» ,«Сквозняк».Пенза. в гг. ВОВ роль печати повыш-ся –выход. одна обл.газ. «Сталинское знамя» - 6 р.\нед. Ж-ты организов. спецвыпуски газеты на весен.севе – пис. о передовиках. Выпуск-сь агитплакаты на предпр-ях., распр-сь перед. методы, призыв. запис-ся добровольцами в стрелк.дивизию, пис. о пожертвов-ии денег на вооружен.. К концу войны 40 районн. и 8 многотир.газ. след. за проведен. с\х кампаний, вели переписку с воинск.подраздел-ми, с воинами-земляками, обмен-сь статьями с редакц-ми фронт.газет. «Стал.знамя» публ. также новости с фронта, опис-сь подвиги сов.воинов, призыв. ж-лей отправл. посылки на фронт. Т.о, печ.сыгр. огр.роль в мобилизац. ресурсов, разгроме врага, победе Отеч-ва.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 47. Международное гуманитарное право и сми Работа журналиста в зоне вооруженных конфликтов.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Профессиональная этика журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие Русс. Жур. В первой половине в XVIII(18) - петровские «ведомости».
- 67.Журналистика первой четверти х1х (19)века.
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69 В. Журналистика, публицистика, литер-ная критика 1840-50х гг.
- 70 «Современник» в 50-60-е гг. Деят-ть н.А.Некрасова, н.Г. Чернышевского, н.А. Добролюбова, а.В.Дружинина
- 71 В. Демократическая журналистика 60-70 гг. «Отеч. Записки» (1868-1884) при Некр. И Щедр.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х 19 века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 79 В. Публицисты и публицистика периода вов (1941-1945гг).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. Мильтон и концепция своб печати.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».