logo
otvety_k_gosu-KRATKOE_33

39.Психологические аспекты журналистской деятельности.

Психологическая культура журналиста это: (по методичке кузина)

- психологическое познание самого себя как личности и профессионала. В результате профессионализации формируется специфический "внутренний мир" (свои конструкты), журналистский ракурс виденья мира, имидж как система личностных характеристик и соответствующий стиль поведения и образ жизни;

- знание психологии людей и их поведения, умение выстраивать диалогические и интерактивные отношения с аудиторией;

- парадигма профессионального мышления и форм журналистского труда и творчества, толерантности и плюрализма, самоиндетификации и самореализации, адекватное отражение мира;

- постоянное изучение социально-психологических законов, дающих системное представление о закономерностях психологических процессов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчества.

При овладении психол.культурой журналист 3 стадии: 1 адаптация, (познай себя)

механизм восприятия и оценки действительности), 2 Индивидуализация (познай другого в сравнеии с собой), 3 интеграции (коллектива редакции и всего журн.сообщества). В отличие от других профессий журналистика – это особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которой является человековедение. Нужно знать псих. Зкаоны и уметь их применять. ИНДИВИДУАЛЬНОСЬ – 1. Позиция: - социально мировоззренческая - общественно – политическая, 2 Профессиональные склонности: - запускающие механизмы при формировании журналиста.3 Способности: - особенности личности являются субъективными условиями успешного осуществления деятельности - быстрота, глубина, 4 Личностные свойства: - интеллектуальные качества система мыслительных способностей, 5 черты образного мышления и видение явлений в действительности - эмоциальнально - психологический и волевой склад личности: 6 Знания: - энциклопедически - профессиональные журналистские - специальные знания. 7 Навыки и опыт - умение приобретать и накапливать-учитывать приобретенное в деятельности 8 Ответственность - за профессионально творческую самореализацию- за самосовершенствование- за развитие личности.

40. Современное законодательство России о СМИ. До 1990 в стране не было закона о СМИ (1917 - Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время). 1990 - Закон СССР о печати и др. СМИ (1 августа 1991 - в действие). Революционность этого закона: отмена цензуры в СССР; удар по системе партийной советской печати; права и свободы ж-та, доступ к информации. Закон РФ о СМИ - февраль 1991 (1992 - в силу). За исключением некоторых несущественных деталей повторяет Закон СССР. Линия поддержки свободы печати в России. Позже было принято около 30 законов, имеющих отношение к СМИ (о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, о государственной тайне, об основных гарантиях избират прав и т. д.). Т.о., сфера, которая раньше регулировалась постановлениями партии и правительства, стала регулироваться законами, принятыми демократическим путем. Совр закон-во РФ о СМИ состоит еще и из указов Президента, и из постановлений прав-ва (регулируют более частные сферы деятельности СМИ). кроме того, поскольку Россия - федеративное государство, каждый субъект федерации вправе принимать собстве законы о СМИ. В совр закон РФ о СМИ нет законов: о теле/радиовещании; о праве граждан на информацию. (Законопроекты существуют, но они еще обсуждаются). 7 разд – 1. общ полож (свобода масс инф, осн понятия, недопустим цензуры, незлоупортеб свободой). 2. Об организации деят-ти (учредитель, правила регистрации, отказ о регистрации, сбор, причины прекращ деят-ти, права и обяз-ти, статус учред). 3. Распр-е (выходн данные, куда направ-ся обяз экземпляры, хранение ТВРВ передач, СМИ эрот х-ра). 4. Отн СМИ с гражд и орг-ями (конфиденц, положения авт.права, право на опроверж). 5. Права и обяз ж-та. 6. Межгосуд сотруд-во. 7. Ответств за наруш закона. Порядок учреждения, регистр, перерегистр, прекращ деятельности СМИ. У и Р связывает устав Р или договор, опред взаимные права и обязанности У, Р и глав.ред.; полномочия и обязанности сотрудников; порядок образования редколлегии и назначения или избрания глав.ред.; основания и порядок приостановления, прекращения или реорганизации Р, в том числе изменение У и статуса Р; порядок утверждения и изменения ее устава. Журналист (Ж) - полноправный участник разработки инф. политики СМИ. Ж - обязан соблюдать устав редакции, но вправе отказаться от публикации чего-либо под своим именем. Отказаться нельзя, если материал идет без подписи. Безоговорочное право отказаться от задания, если его выполнение требует нарушения закона. При сборе инф. прежде всего действует право "искать, запрашивать, получать инф." + предъявлять "по первому требованию редакционное удостоверение" + право посещать учреждения и орг. или их PR + "получить доступ к документам", если это не тайна + копировать материалы, производить записи (предупредив информанта). Особо оговорено право "посещать спец. охраняемые места аварий" и т.п. Важный запрет - "на сбор информации в пользу постороннего лица". Использование инф. также регламент законом (конфиденциальность, авторство цитат и т.п.). Ж может писать со своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Запрещается: "порочить гражданина или отдельные категории граждан", порнография, эротика без согласия модели. Те, кого оклеветали, имеют право выступить с опровержением в том же СМИ. Нарушение прав Ж влечет админ., дисципл., и уголовн. (до 2х лет) ответственность.