logo
otvety_k_gosu-KRATKOE_33

20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.

Моделирование в познании — это создание модели (схемы, картины) изучаемого явления — связующего звена между этим явлением и исследователем. В отличии от иных сфер действительности, где преобладает вещественное моделирование, в журналистике применяется прежде всего его мысленная форма. Журналист в таком случае имеет не с реально существующим, а с воображаемым объектом, наделяемым порой чертами, которых у «прообраза» нет. ВИДЫ МОДЕЛЕЙ: 1. Объясняющие и оценивающие варианты деятельности (в целом или отдельные их элементы — цели, средства, условия, результаты, существующие в настоящее время) 2. результаты существовавшие в прошлом (политика сталина). 3. Прогнозирующие предстоящую деятельность.

Выбор моделируемого явления предопределяется в первую очередь типом издания, в котором журналист работает. Методы моделирования в прессе В журналистике наиболее активно представлены следующие методы моделирования: 1. Описание. («Ищете образец? Это Норвегия»), 2. Аналогия (создает аналогичную модель интересующего его феномена). Так, он мог бы, например, создавая свою собственную модель экономического устройства России, исходить из того же «норвежского образца», но отнюдь не копировать его. 3. Гипотеза. (ощущать явную нехватку конкретных фактов и поэтому заменяет их предположениями (гипотезами) 4. Ассоциация. Данный метод напоминает метод аналогии, поскольку журналист, создавая собственную модель уже оправдавший себя образец из какой-то сферы действительности

5. Реконструкция. позволяет «восстановить» события недавнего или далекого прошлого по тем часто немногочисленным или второстепенным данным, которые могут оказаться в распоряжении журналиста.

6. Инверсия. Скажем, если ранее моделируемый объект рассматривался, условно  говоря,  «снизу»,  то теперь  «наблюдатель» (журналист) смотрит на него «сверху», или «сбоку». 7.Экстраполяция. Данный метод заключается в переносе (экстраполяции) модели, существенной для одной части целого, на все целое.

8. Эмпатия. Метод эмпатии (то есть сопереживания, перевоплощения) позволяет создать, скажем, модель поведения человека, образ его мышления и пр.

Модель издания - это выработанное в редакционном коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Речь идет о тематических направлениях и их соотношении в газете, еженедельнике, журнале, распределении публикаций по полосам, сочетании материалов разного типа (по характеру отражения действительности, жанру, авторства и т.д.), использовании различных способов организации текста в газете (отдельные материалы, подборки, тематические полосы и пр.). Следует помнить цепочку: концепция издания - модель издания - “лицо” издания (особенности его задач, его традиции и место в системе СМИ и в обществе) - модель номера - “лицо” номера. Моделирование номера идет по 3 направлениям: 1) содержательно-тематическая модель, 2) композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам), 3) графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.). На основе разработанной модели осуществляется планирование.