Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
В 90-х гг. XIX в. в условиях интенсивного развития капитализма, обострения классовой борьбы в России возросла роль периодической печати в идейно-политической борьбе, экономической, научной жизни.
В 1895 – 1917 гг. русская периодическая печать, с точки зрения идейно-политического направления, представляла пеструю картину.
Умеренную оппозиционность русской буржуазии выражала распространенная в начале XX в. либеральная журналистика: газеты «Русские ведомости», «Россия», журнал «Русская мысль». (Их идеал – конституционная монархия).
В среде радикальных либералов все заметнее стало увлечение марксистскими идеями. («Новое слово», «Мир божий», «Жизнь»). Они пытались соединить марксизм с либеральной теорией реформирования буржуазного общества.
В 1897 г. увидел свет журнал «легальных марксистов» «Жизнь» (М. Горький). Петр Струве, один из идеологов «легального марксизма», в 1899 г. был одним из редакторов журнала литературы, науки, и политики «Начало» (затем Струве перешел на позиции буржуазного либерализма).
В 1902 г. возникло первое издание кадетского толка – либерально-буржуазная газета «Гласность», вышедшая в Петербурге. С 1903 г. она стала выпускаться под названием «Русь». Ее редактором-издателем был А. Суворин.
В апреле 1899 г. в Женеве вышел журнал «экономистов» «Рабочее дело» как орган «Союза русских социал-демократов за границей».
В. Ульянов подготовил марксистский теоретический журнал «Заря» и политическую газету «Искру».
Выразителем политических взглядов эсеров стала издаваемая с января 1901 г. газета «Революционная Россия». Официальным органом партии эсеров был также журнал «Вестник русской революции».
Появление в России в октябре 1905 г. легальной социал-демократической печати знаменовало собой дальнейшее развитие социалистической журналистики. В период наивысшего подъема революции вышла первая легальная большевистская газета «Новая жизнь».
Меньшевики выпустили около 20 легальных изданий: «Современная жизнь», «Московская газета».
7 – 8 ноября 1917 г. в Петрограде произошел вооруженный переворот. Временное правительство было отстранено от власти.
Утвердившийся строй требовал строительства прессы, проводившей его политику. Так появились новые издания («Газета Временного рабочего и крестьянского правительства», «Армия и флот рабочей и крестьянской России»).
Реакция буржуазной, меньшевистской печати на свершившуюся революцию была однозначной: она восприняла ее недоброжелательно. В ответ на это Временный революционный комитет закрыл 10 наиболее крупных буржуазных газет – «Речь», «Русское слово», «Русская воля», «Новое время».
-
В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
6 ноября 1918 г. по инициативе Ленина вышла газета «Экономическая жизнь», т. е. журналистике представлена роль ещё и полномочий органа хозяйственного управления. 10 ноября 1917 г в свет выходит Декрет о печати. Общее положение о печати 1) Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству; 2) сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно наказуемого характера. 2) Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров. 3) Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни.
Введение этого декрета связано с тем, чтобы буржуазия не получила возможность писать антисоветские материалы. Последний пункт в декрете был в полной мере отменен лишь в конце 80-х гг. 20 столетия. Декрет от 28.01.1918 о революционном трибунале печати. Ведению Революционного Трибунала Печати подлежат преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати. К преступлениям и проступкам путем использования печати относятся всякие сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни, поскольку они являются посягательством на права и интересы революционного народа, а также нарушения узаконений о печати, изданных Советской властью. Гражданская война коренным образом перестраивает отношение к буржуазной журналистике. => 19 марта 1918 года – декрет о закрытии всех буржуазных газет. К началу гражданской войны (1918-1920) все буржуазные газеты были закрыты, возникает военная печать, усиливается давление на журналистику. Июнь 18-20гг. – утверждается однопартийная журналистика. Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным ее институтом стала советская журналистики, унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. В 20-е гг. пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-организационной схеме. Выполняя идеологический и социальный заказ РКП(б), она принимала деятельное участие в строительстве Советского государства, в утверждении авторитарных принципов его руководства. В первое советское десятилетие журналистика прошла несколько отличающихся друг от друга этапов: - В Октябрьскую революцию журналистика России вступила как многопартийная система (ноябрь 1917 - июль 1918). В октябрьские дни продолжали издание все буржуазные партии. Выходили все газеты и журналы социалистических партий - 52 меньшевистских, 31 эсеровских, 6 анархических. Помимо “Правды” и “Известий” 10 ноября вышел первый официальный правительственный орган “Газета Временного рабочего и крестьянского правительства”. Следующим такого рода изданием явилась газета “Армия и флот рабочей и крестьянской России”. После перехода власти к Большевикам. Газеты других партий постепенно закрываются. - В первой половине 1918 появляется ряд центральных газет: “Беднота” (для деревенского читателя и красноармейцев), “Известия Народного Комиссариата по военным делам”, “Известия Народного Комиссариата здравоохранения”, “Вечерняя красная газета” и др. газеты для различных категорий читателей. - В конце 1917 интенсивно развивается местная печать. В начале 1918 г. выходило 84 газеты, 753 журнала, издаваемых комитетами РКП и органами государственной власти на местах. Все новые издания появляются в национальных районах страны (более чем на 20 языках народов России). Общее число изданий достигло почти 2000, а разовый тираж - 2 миллиона экземпляров. - Заметную роль в распространении политической информации играло радио. По радиотелеграфу передавались декреты, правительственные сообщения, которые публиковали все большевистские газеты в крупных городах и районах. С февраля по июль 1918 г. были установлены 103 новые радиотелеграфные станции. - В годы гражданской войны особое значение приобрело радио. 19 июля 1918 Совнарком принял “Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР”, о создании государственной радиотехнической сети. 1 марта 1920 построили на Шаболовской улице мощную радиостанцию с радиусом действия около 2 тысяч километров. 7 сентября 1918 г. - постановление о создание Российского телеграфного агентства (РОСТА). В составе агентства было 10 отделов: литературно-агитационный, инструкторский, художественно-фотографический и другие. К концу 1919 - 42 отделения агентства, в сер.20-х – уже 400 корпунктов. Иностранный отдел РОСТА – ИНОРОСТА. В ходе гражданской войны РОСТА обеспечивала материалами о ходе военных действий все печатные СМИ. Рождались новые формы подачи информации: стенгазета «Окна РОСТА», вагоны РОСТА. Вместе с РОСТА появились и граммофонные пластинки – своеобразная пропаганда декретов советской власти. Белогвардейская печать перешла в лагерь контрреволюционеров, у них своя журналистика: - центр., правительственные издания (Официальная пресса - выходивший в Новочеркасске “Вольный Дон”, вестник войскового правительства, “Вольная Кубань” (Екатеринодар), орган Кубанского краевого правительства, “Вестник Верховного круга” и др. Газеты общеполитического направления: “Великая Россия”, редактор Вл.Шульгин. Издавалась в 1919 в Ростове-на-Дону. “Голос жизни”, 1919, Керчь, “Голос юга”, 1919, Полтава). - военные, локальные газеты. Так в войсках Колчака издавался “Голос Сибирской Армии”, на Дону - “Вестник Донской Армии”, в Мелитополе - “Голос фронта”. К концу 19 года белая армия потерпела поражение, и журналистика белогвардейцев перешла в журналистику русского зарубежья в связи с массовой иммиграцией. С окончанием гражданской войны политика “военного коммунизма” зашла в тупик. Результат этой политики - кризис в стране в конце 1920. С ликвидацией оппозиционных партий РКП(б) утвердила свою монополию на власть. Ленин предложил отказаться от политики “военного коммунизма”, перевести народное хозяйство на рельсы новой экономической политики, заменив продразверстку продналогом. Переход к нэпу - 10 съезд партии в начале марта 1921. Период либерализации советского режима (1921 - 1927). Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы. После принятия декрета “О переводе периодической печати на хоз. расчет в феврале 1922 года количество газет стало катастрофически сокращаться. Для сравнения в 1918 г было около 2000 изданий, к 22 году в стране осталось лишь 313 газет. В официально партийных документах этот период после гражданской войны до 23-24 гг. называется «глубокий кризис печати». Что характеризовало кризис печати: - незнание проблем НЭПа - низкий проф. уровень журналистов - низкое качество дизайна и полиграфии - отсутствие шрифтов и плохая полиграфическая база - низкое техническое оснащение. В 1923 году добавился еще и финансовый кризис печати. Финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного, губернского бюджетов. Центральная печать финансировалась из государственного бюджета. Только 232 центральные прессы финансировались из местного бюджета.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.