«Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
В 70-е годы 19 века появляется «Большая Печать», крупные национальные газеты, которые оказывали влияние на обществ. и политич. жизнь, связаны с крупным национальным и иностранным капиталом (Перу, Эквадор, Мексика). Это газеты, которые в 20 в. становятся ведущими изданиями, влияют на общественное мнение. Самой старой газетой, существующей до сих пор, является чилийская газета «Эль Меркурио» (1827). Издавалась в городе Вальпараисо. Газета была влиятельна и прогрессивна (принадлежала семье Эдварда, связана с Coca-Cola) в 19 в., но в 20 в. стала консервативной, «правой». Вокруг нее стал формироваться информационный комплекс. В конце 19 века здесь было 2 крупных газеты: 1-Эдвардс («Эль Меркурио») 2- Объединение период. изданий Чили (98 г. из 48 изданий чилийских газет 16 принадлежало этому концерну).
В 1844 г. на Кубе основана газета испанской буржуазии «Эль Дъарио дела Марина» («Морская газета»), до 1959 принадлежащая семье Эдварсов (до прихода к власти Ф.Кастро). В Уругвае «большая печать» стала формироваться в 80-е гг 19 века: в 1886 - газета «Эль Дна» («День»). Ее деятельность связана с партией Колорадо (цветная) – либеральная. Одна из старейших аргентинских газет «Ла Насьон».
Большинство редакторов изданий «большой печати» в 1880-90гт проходили стажировку в редакциях США и Англии. Покупали оборудование для газет в Европе, например в Париже. Вслед «большой печати» появляются крупнейшие мировые информационные агентства, которые ее обслуживают. Крупнейшие мировые ИА, которые обслуживают ЛА: «Рейтер» – Англия, «Гавас» – Фр, «Вольф» – герм, «Ассош пресс» – США. В 1870г. между ними было заключено соглашение: «Вольф» работает в скандинавских странах и России; «Гавас» - все романские страны (Италия, Франц., Испания, Румыния, Молдавия – практически Южная Европа и часть Восточной Европы») и в Лат. Америки.
20-30 годы 20 века - буржуазные СМИ – процесс концентрации и монополизации, укрепление влияния «большой печати» (в каждой стране по 4-8 газет). Перед и в годы ВМВ «большая печать» часто публиковала профашистские статьи. Из изданий «большой печати» образовались крупные корпорации. 1969 представителями «большой прессы» основано агентство «Латин».
Для ведущих стран ЛА в конце 19 века характерно:
Становление независимой, коммерческой, демократической печати – газеты тесно связаны с крупным национальным и международным капиталом. Газеты, которые раньше принадлежали партиям, стали переходить под контроль крупных промышленных, финансовых монополий.
Начинается процесс деления печати на качественную и массовую. До этого во многих странах была только партийно-правительственная печать.
Процесс формирования буржуазной печати в первую очередь связан с процессом формирования «большой печати». Буржуазная журналистика прошла путь от отдельных ежедневных изданий до становления «большой» печати. Появляются политические партии, их было много, в том числе и буржуазных. Буржуазные партии можно было разделить на 2 большие группы: консервативные и либеральные. Т.к. страны ЛА Америки получили независимость раньше, чем страны Африки, то и развитие буржуазной журналистики произошло быстрее и раньше в ЛА.
В ЧИЛИ - объединение период. изданий (КОПЕСА): «Третья газета», «Ла куарта», «Кэ раса», «Ла насьон» (Акционер. общество).
В ПЕРУ - газета «Эль Комерсио» - в 70-е гг. 19 в. принадлежащая семьи Миро Кесада, была связана с крупным английским капиталом, производством удобрений. «El Comercio» с 70х гг. начинает критиковать правительство. Была закрыта правительством. Владельцы связаны с формированием партий (прежде всего, Гражданским союзом, выходит с 1839г.).
МЕКСИКА – «Вальсек» – 32 газеты, объединение формируется в 40-80-е гг.
АРГЕНТИНА - «Насьон».
Процесс концентрации и монополизации СМИ в странах ЛА активно начался после Второй мировой войны. К этому периоду уже существовали:
- «О'Глобо» (несколько газет и радиостанция, а после войны ТВ), в Бразилии;
- чилийское «Меркурио» (газеты, провинциальные издания);
- В Мексике - цепь газет «Эль Соль» (15 общенациональных изданий, также провинциальные, спортивные);
- 1938 - Колумбийские радиостанции «Караколь» («Морская ракушка») сегодня в концерн входит до 20 радиостанций.
С целью порвать информационную блокаду США, создается первое информационное агентство «Принцип Латино». 70-й год - Уругвай - агентство «Латин». Далее создаются агентства по инициативе «Юнеско»: КАНА, АЛЕЙ, АСЕИН.
Организация ФЕЛАП (федерация Жур-в) объединила всех пишущих журналистов, имела антиамерик. направленность.
Активно развивается ТВ (к 50-60-х гг по 5-10 каналов в каждой стране).
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.