Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
На развитие журналистики Л/А в нач. 20в. оказали влияние 2 события: Велик. Октябрьская Революция и I Мир. Война. В период I М.В. происходит перераспределение информационного рынка на 2 информагентства, ГАВАС уходит из Л.А., т.к во время войны она перестала существовать, ее место занимают американские агентства, кот. контролируют информационное поле и сейчас. Буржуазные СМИ – процесс концентрализации и монополизации, укрепление влияния «Большой Печати» (в каждой стране по 4-8 газет). Монополия – бразильский концерн «Global» - становление в 30е. В него входят неск. радиостанций, неск. десятков газет и свое информагентство. Однако в это период не было ни одного нац. информ. агентства. Мексика (конец 30-х) концерн «Цепь Вальдеса» - приобретал провинциал. издания, в 1943 создал спорт-газету «Эль Соль».
Начиная в 20-х появляются радиостанции (частные и транснациональные). 1930 Куба – 50 радиост. Крупное объединение радиостанций – кубинская цепь «Кораколь». Колумбия – быстр. процесс концентрации радиост. Гос-во стало контр. Радиостанции, газеты не контролиров.
Культурное проникновение Англии и США – в результате народные выступления. США создает 2 радиостанции на террит Л,А.
Так же в 20-30е годы на информ. рынок Л.А стал влиять Советский Союз. 1930г – СССР начин вещание на Лат. Амер. на исп. языке. Влияние марксизма.
Коммунистическая печать формировалась после раскола соц. партии и формирования ком. партий. В Аргентине ком. печать появилась рано - в январе 1918г. - «Интернациональная социалистическая партия». Еще раньше левое крыло соц. партии издавало газету «Ла Интернациональ», а после образования ком. партии она стала центральным органом. Основателями многих ком. партий стали бывшие анархисты-синдикалисты. Ведущей ком. центральной газетой Мексики стала газета «Эль Мачете». Ее возглавляли литературные художники: Давид Альфаро Сикейрос, Дьего Ривера, Хавьер Ороско. Они основатели нового течения в искусстве - мурализма, живопись на стенах. В 1919г. профсоюз этих художников обратился с просьбой принять их в Коминтерн, им отказали, в Коминтерне участвовали только политические партии. Тогда они быстро переформировались в ком.партию с газетой «Эль Мачете». Конец 20-х – кризис ком. печати (приход Сталина к власти). Коммунистические издания стали превращ. в еженед, потом исчезли.
Социалистическая. печать в 20-З0 гг продолжает выходить, но ослабевает. Ведущее место теперь занимают коммунисты. Анархистская, анархо-синдикалистская печать - до 27т., потом сливается с коммунистами. Ком. партии быстро растут, насчитывают до 500 тыс. человек. «Эль мачете» - Мексика, «Ла Интернасьональ» Аргентина, «Хустисия» -Уругвай — ведущие газеты.
В Чили соц. партия была преобразована в коммунистическую. Но в 1933 г. была создана новая соц. партия. Они возглавляли страну во время народного фронта. (Сальвадор Альенде). Чилийская соц. партия часто занимала больше левые позиции, чем ком.партия. Колумбия, Эквадор, Чили - там начиная с 20х гг - быстрое развитие соц. движения, создание ком. партий, приняты в Коминтерн. Там соц. партии прошли путь менее 10 лет. Выходили специализированные ком. газеты «Роха», «Молодежь».
Кроме того в 30-е годы усиливается влияние фашистской Германии, кот основ. неск. информагентств – «Трансокеано». В Аргентине 17 немецких радиостанций. Распространение фашистских идей, где были немецкие колонии, фашистская реклама.
Новая революционная задача: к власти демократические правительства! Газеты: «Эль Сиго» (Век) – Чили; «Ориентация» - Аргентина, «Ой» - Куба, «Народная газета» - Уругвай.
Левые периодические издания Перу, Колумбии и Эквадора в 20-30-ые гг 20 века.
Для тех латиноамериканских стран, экономическое и социальное развитие которых было относительно слабым (Колумбия, Перу, Эквадор) 20-ые годы явились периодом формирования различных групп социалистического характера и их объединения в коммунистические или социалистические партии, окончательное становление которых происходит на рубеже 20-30ых годов.
В отличие от Аргентины, Чили, Уругвая, Мексики, в которых организованное рабочее движение и организации социалистического типа существовали уже в течение нескольких десятилетий, для таких стран, как Перу, Эквадор, Колумбия 20-ые годы только явились периодом создания первых рабочих и социалистических организаций.
После Великого Октября в этих странах начался процесс формирования профсоюзных организаций и социалистических групп. В то же время необходимо отметить, что значительная часть этих организаций на протяжении 20-ых гг. только определяла свои классовые и идеологические позиции, накапливала опыт ведения идеологической и пропагандистской работы.
Ведущая роль в создании компартии Перу, в распространении марксизма-ленинизма в этой стране сыграл выдающийся деятель Латинской Америки Хосе Карлос Мариатеги. Он вел полемику с перуанскими анархистами, выступал за единство рабочего класса Перу. В 1926г. Мариатеги основал журнал "Амаута" («Учитель»), вокруг которого объединились не только представители демократической интеллигенции страны, но и всей Латинской Америки. На страницах журнала велась полемика с идеологами мелкобуржуазного национального течения, публиковались статьи о строительстве социализма в Советском Союзе. Читатели журнала знакомились с творчеством лучших европейских писателей: Роллан, Горький и другие.
В конце 20 ых гг. Мариатеги издавал еженедельную газету "Лабор" («Труд»),которая способствовала формированию новых кадров для рабочего движения. Одновременно в университете Сан-Маркос формировалась студенческая коммунистическая группа под названием "Авангард", которая издавала одноименную газету. Все эти издания внесли значительный вклад в распространение социалистического учения среди многих слоев перуанского общества. В 1928 г. была основана социалистическая партия Перу, которая в 1930 г. была преобразована в Перуанскую коммунистическую партию.
В1931 г. были арестованы многие руководители профсоюзов и члены руководства партии. В тюрьме заключенные издавали рукописную газету "Пеньон рохо" ( «Красная скала») на протяжении 1931-1932гг. Редактор - Хорхе дель Працо.
В Эквадоре процесс формирования левых партий начался под влиянием революции в России: газеты выступают на стороне рабочего класса и начинают пропагандировать отдельные положения социалистического учения. Первым издание соц. типа и предшественницей коммунистической печати стала газета с ярко выраженной политической и идеологической позицией "Ла Анторча" («Факел»). Основатель и редактор - основатель компартии Эквадора Рикардо Паредес. Газета разоблачала политику правительства и внесла определенный вклад в подготовку революции 9июня 1925г. Газета широко пропагандировала идеи социализма, выступала за создание соцпартии.
Первым коммунистическим изданием Эквадора стала газета "Херминаль", которая была основана центральным ядром Соцпартии. В конце 20-ых-нач. 30ых гг. В Эквадоре свирепствовала реакция. В эти же годы был принят антикоммунистический закон. Многие коммунисты и люди демократических убеждений были брошены в тюрьмы. Эти факторы способствовали ослаблению ком. печати, тормозили ее развитие. В эти годы выходят "Ла Фрагуа" (редактор Энрике Теран), газета "Ла Ос" ( «Молот»), "Френте Рохо" ( «Красный фронт») - первое издании ком. молодежи Эквадора. В 20-е-30-ые годы в Эквадоре выходило несколько газет и журналов, которые официально не являлись партийными, но редактировались коммунистами: "Аксъон сосиаль" («Социальное действие»), "Рэновасьон" («Обновление»), "Эль Коррео" («Почта»).
Процесс возникновения и развития левых организаций и левой печати в Колумбии по времени и по форме практически не отличается от формирования левого движения Эквадора. Только в начале 20-ых гг. в стране начинают создаваться марксистские группы и кружки. Одной из первых организаций подобного типа явился марксистский кружок, основанный в 1924г. активный член - журналист и писатель Луис Техада. Члены кружка подвергались преследованиям и репрессиям со стороны правительства. В 1926г. была основана Соц. Рев. партия, которая активно использовала опыт организации и ведения пропагандистской работы, накопленный левыми организациями других стран ЛА. В этот период партийные организации Колумбии смогли создать сеть периодических изданий по всей стране. Центральным органом партии явилась газета "Ла нуэва эра" («Новая эра»). После образования соц. партии Колумбии в ее рядах ощущалось влияние мелкобуржуазных идей, прежде всего анархизма и традиционного для Колумбии либерализма.
Из других левых изданий Колумбии начала 30-ых гг. необходимо выделить центральный орган Ком. партии Колумбии ежедневную газету "Тьерра" («Земля») с августа 1932г.
Несмотря на репрессии, развернувшиеся в Колумбии в нач. 30-ых гг., в стране продолжали появляться новые ком издания: "Эль совьет", "Эль больчевике", "Пролетарио" и другие.
Развитие общественной мысли и журналистики ЛА в 20-30е годы 20 века
Последняя треть 19 века и первые десятилетия 20 в. – быстрое развитие капиталистических отношений в Аргентине, Мексике, Чили, Уругвае. Усиливается проникновение европейского и американского капитала.
Развитие капитализма формирование наций, рабочего класса и буржуазии зарождение и становление политических партий
В это период развивается печать политических партий (консерваторы, либералы, демократы, социалисты); происходит концентрация и монополизация СМИ; становление «большой печати» (выступает за политические группировки, оказывает решающее влияние на массы).
Особенности мутуалистских организаций: объединяются в ассоциации и конгрессы для выработки совместных действий (крупнейший – Чили – Рабочий конгресс 169 организаций = 10 тыс. человек)
Эквадор менее всего развит, нет ни одной организации марксистского характера
Создаются профсоюзы, господствует анархизм, анархо-синдикализм, марксизм
Партии создаются и среди господствующих классов; у рабочих популярны Бакунин, Кропоткин, Маркс, сильное влияние оказывают европейские мигранты (уже имеют опыт классовой борьбы), развитие социалистической печати
Первая партия на основе учения Маркса – Социалистическая партия Мексики
=>печать нового типа: капиталистическая, становится орудием политической борьбы (с 70х 19 века).
«Большая печать» = гран пресса – ежедневные газеты общенационального распространения, способные влиять на политику и общественное мнение. Всегда были связаны с влиятельными полит партиями + крупный национальный или иностранный капитал: «Эль Комерсио», «Ла Пренса» - Перу.
Модернизация типографского оборудования, реорганизация редакций по образцу крупнейших газет США и Великобритании
Печать сторонников Маркса занимает более радикальные позиции распространение идей классиков марксизма расширение связей и контактов с социалистами Европы,
Газеты Социалистической рабочей партии Чили, издания левых социалистов Аргентины и Уругвая, издания анархо-синдикалистов Мексики, Бразилии – предшественники коммунистической печати.
Появление радио ускорение монополизации и концентрации СМИ.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.