56. Основные этапы подготовки журналистского произведения. Виды и техника редактирования.
Этапы в творческом процессе Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (акты, ступени, фазы, моменты и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авторами, имеют следующее содержание. Первый этап (сознательная работа) – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи. Второй этап (бессознательная работа) – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи. Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде). Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. Процесс журналистского творчества. Первый этап: формирование замысла журналистского текста. Творческий замысел и выбор будущего выступления журналиста. Второй этап: формирование исследовательской гипотезы.
Третий этап: сбор основного материала (проверка гипотезы).
Последний этап: создание журналистского текста. Осмысление информации. Развертывание. Создание адекватной восприятию аудитории структуры (синтактики) текста. Стилистическая отделка текста.
Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. Тема публицистического произведения в газете прямо отвечает на социальный заказ, отклик на актуальные общественные потребности . Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп. Рождение журналистской темы всегда сопряжено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других – непознанная проблема, для третьих – интересный жизненный случай или ситуация и т.д. Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к формированию его замысла. Одни замыслы, например, отклик на конкретное событие, требуют оперативной реализации. Журналист, определив актуальность события, тут же собирает соответствующие факты, а если они уже имеются, уточнив некоторые детали, садится писать заметку. Другие замыслы требуют накопления определенного жизненного материала, его предварительного осмысления, отбора наиболее примечательных ситуаций для раскрытия проблемы, систематизации имеющихся фактов с целью формирования окончательной темы, всестороннего изучения вопроса и т.п. В данном случае замысел может быть скорректирован, уточнен и в итоге приобрести ясные очертания. Как правило, результатом такого замысла становится более крупное произведение, чем заметка. Таким образом, замысел, предваряя всю последующую работу журналиста над будущим произведением, уже на начальных этапах творчества представляет микромодель этого произведения. Выяснив все стороны проблемной ситуации, определив объект и предмет исследования, журналист может приступить к выдвижению гипотез, способных придать замыслу будущего произведения вполне реальные черты. Гипотеза – это предположение о существовании каких-то явлений, о причинах их возникновения и закономерностях их развития. Гипотеза определяется и как процесс мысли, заключающийся в построении определенного предположения и его доказательстве. Выдвижение гипотез необходимо для того, чтобы сделать поиск фактического материала более целенаправленным, а замысел будущего произведения более определенным. Гипотезы могут содержать в себе и суждения журналиста о жизненной ситуации, и его представления об объекте, и предположения по поводу возникновения тех или иных противоречий и т.п. Любая гипотеза может быть подвергнута жизнью серьезной корректировке. И все же они не бесполезны, потому что стимулируют журналиста к проверке его исходных предположений о проблемной ситуации. Гипотезы способствуют расширению диапазона поиска ответов на вопросы, стоящие перед журналистом. Гипотезы, наконец, способствуют конкретизации идеи будущего произведения.
Сбор материала. Источники: статистика, документы, история, база, факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, Интернет, официальные (пресс конференция, брифинг).
Методы: наблюдение, эксперимент, интервью.
Создание текста. Композиционное построение журналистского произведения предполагает четкую структурную организацию. В отдельных жанрах публицистики, как, например, в эссе или в очерке, материал выстраивается средствами ассоциативной композиции: с помощью различных планов повествования, эпизодов, авторских ремарок и т.п. В информационных и аналитических жанрах, где основными функциональными целями публикаций являются или сообщение, или анализ, жесткое структурирование материала – творческая необходимость. Обусловлено это и особенностями читательского восприятия: лучше и легче прочитываются те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, так как позволяют ориентироваться в пространстве текста, дают возможность вернуться к уже прочитанному.
Заголовок – лид – логический мостик – основная часть – логический мостик – заключение. Заголовок – служит для привлечения внимания, является «ключом» для раскрытия темы, максимально лаконичен, но своеобразен. Лид (вступление) – служит для введения в тему, носит лаконичный характер. Должен быть максимально прост и незамысловат. Лид нельзя начинать с названия официальных лиц и событий. Нужно стараться избегать начала лида состоящего из цитат и набора имен. Обычно лид строиться на базе двух-трех фраз. Логический мостик – его цель осуществить переход от лида к основной части. Обычно состоит из одной фразы. Основная часть – включает в себя следующие компоненты: выбор конкретных фактов, соответствующих и подкрепленных соответствующей идеей, их оценка и объяснение (почему так, а не иначе). Логический мостик – его цель осуществить переход от основной части к заключению. Обычно состоит из одной фразы. Заключение – авторская программа вытекающая из рассмотренной проблемы. Основная цель – ненавязчивый характер, дающий возможность потенциальному читателю прийти к определенному выводу. Лаконично для того чтобы не стать предметом нового повествования. После завершения подготовки всей журналистской информации формируется номер периодического издания.
Первое чтение – прочитать текст целиком. Можно править орфографию, пунктуацию, условн. обозначения. Оценив. выбранную тему, способ ее разработки, композиции,выявить недочеты композиции. При втором чтении – правятся язык, стиль вносятся добавления, сокращения. Правка выполняется карандашом в тексте рукописи. Потом еще раз перечитать текст.Нельзя вносить изменения без согласия автора.
Правка-вычитка – чтение текста насквозь, сличают текст с оригиналом, заслуживающим абсолютного доверия (акадеемич. издание, прижизненное произведение. Устраняют технич. погрешности, дублирование слов, пропуски. Вопросы транскрипции Вильям или Уильям. Вычитщик обращ. особ. вним-е на написание географич.названий, наименований, имен и фамилий, правльность цитат, единицы измерения, соответствие заголвка тексту, соответствие подписей к фотогафиям. Постановления, доклады.Правка-сокращение. – довести рукопись до установленного объёма, сохранив самое принципиально важное. Это уже прямое вмешательство в текст.Учитывать особ-ти его смыслов. структуры, восстановить нарушенные при сокращении связи между частями текста. Два вида: сокращение смысловых блоков, композиционно и синтаксически оформленных, и сокращения внутритесктовые. Правка-обработка. Устранение погрешностей в композиции рукописи, фактич. и логич. ошибок, стилистич. и грамматич недочетов. Цель – литературная отделка текста, совершенствование формы, уточнение идеи. Изменения: 1) сокращение или дописывание отдельных фрагментов 2) замена слов и оборотов речи 3) изменение синтаксической структуры, совершенстование композиции. НЕЛЬЗЯ: изменять стиль авторского изложения, его манеру. На основании советов редактор автор сам создает окончать.редакцию текста. 2) лишь в немногих случаях редактор сам обрабатывает всю рукопись, если вавтор слабо владеет словом. При этом редактор постоянно должен обращаться к автору. Иногда редактор сталкивается с протестом автора против внесения изменений. Р-р должен сопровождать правку-обработку комментированием текста. Нельзя впадать во вкусовщину. Правка-переделка. Рукописи автров, плохо владеющих литературн.языком. След. стремиться сохранить особенности стиля.Нужно отобрать все факты. 1) Если тема не раскрыа, авторский замысел выражен нечетко. Анализ затронутых проблем непоследователен. Между заголовком и содержанием нет соответствия. Построение рыхло. формулировки расплывчаты, обилие логич.ошибок, противоречивых высказываний. 2) не учитывается адрес публикации – возраст, профессия читателя 3) жанр материала не соответствует теме 4) автор плохо владеет лит.формой изложения. Только когда фактич. материал достаточен для создания нового текста. Возможна жанровая трансформация.
- 1. Журналистика как деятельность и социальный институт.
- 2. Журналистика в современном обществе.
- 3. Основы классификации журналистских жанров.
- 4. Информационные жанры периодической печати и их виды.
- 5. Аналитические жанры периодической печати и их виды.
- 6. Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.
- 7. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 8. Журналистское расследование: особенности и методы.
- 9. Основные функции прессы.
- 10. Государственная политика в информационной сфере.
- 11. Информационная безопасность общества. Доктрина информационной безопасности рф.
- 12. Проблема формирования единого информационного пространства в Российской Федерации.
- 13. Пресса и политическая культура.
- 14. Сми на выборах региональных уровней. Правовые и этические ограничения.
- 15. Журналистика в политических процессах.
- 16. Региональная пресса в системе российских сми.
- 17. Региональное радиовещание и телевидение в системе российских сми.
- 18. Вопросы становления и развития деловой журналистики в регионе.
- 19. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 20. Свобода и социальная ответственность прессы.
- 21. Профессиональная культура журналиста.
- 22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.
- 23. Критерии типологизации сми. Типологизация периодической печати, теле- и радиопрограмм.
- 24. Актуальная проблематика федерального и регионального телерадиовещания. Программа и сетка вещания.
- 25. Методы и способы журналистской деятельности.
- 26. Особенности использования в журналистике теоретических и эмпирических методов познания действительности.
- 27. Социологические методы в деятельности журналиста.
- 28. Журналистика и общественное мнение. Методы и способы воздействия прессы на общественное мнение.
- 29. Медиаизмерения. Технология и техника. Особенности медиаизмерений в массовой телекоммуникации.
- 30. Объективность как позиция журналиста. Способы обеспечения объективности.
- 31. Взаимодействие журналистики и массового сознания.
- 32. Эффективность периодической печати и электронных сми. Методы её оценки.
- 33. Основы взаимоотношения журналиста и аудитории: социально-психологический аспект.
- 34. Психологический фактор в журналистской деятельности и в работе редакционного коллектива.
- 35. Основы правовой регламентации массовой информации.
- 36. Гражданское общество и пресса.
- 37. Основы взаимодействия прессы и власти.
- 38. Этические нормы отношения журналиста с источниками информации.
- 39. Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и концентрации в сми.
- 40. Особенности освещения в сми экономической проблематики.
- 41. Основные требования к языку и стилю журналистского произведения.
- 42. Критерии оценки журналистских произведений.
- 43. Композиционные приёмы журналистских произведений.
- 44. Основы взаимоотношений сми и государственной власти.
- 45. Основные технологические этапы в подготовке и выпуске газеты. Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- 46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.
- 47. Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.
- 48. Основные принципы оформления газеты.
- 49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.
- 50. Иллюстрация в газете и журнале.
- 51. Тема и идея журналистского произведения.
- 52. Реклама в прессе. Организация работы рекламных служб и служб рr.
- 53. Редактирование газетного текста. Законы логики в редактировании текста. Взаимоотношения редактора с автором текста.
- «Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня»
- 54. Роль редактора в подготовке теле- и радиопередач.
- 55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире.
- 56. Основные этапы подготовки журналистского произведения. Виды и техника редактирования.
- 57. Возникновение печати в России: рукописная газета «Куранты», «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним.
- 58. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством м.М. Хераскова. «Трудолюбивая пчела» а.П. Сумарокова.
- 59. Журналистика 1769-1774 гг. Журнал «Всякая всячина», «Поденщина», «Смесь» и др.
- 60. Просветительская и журналистская деятельность н.И. Новикова.
- 61. Журналы и.А. Крылова.
- 62. Общая характеристика журналистики начала XIX века.
- 63. Декабристы в изданиях: «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Мнемозина» и др.
- 64. Журналистская деятельность а.С. Пушкина. Роль а.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.
- 65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века.
- 66. Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы.
- 67. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: деятельность а.Н. Островского, Ап. Григорьева и др.
- 69. Журнал «Современник» в 60-е годы XIX века. «Великий раскол», демократический и либеральный составы редакции.
- 70. Сатирический отдел «Современника» - «Свисток»
- 71. Русская сатирическая журналистика в 60-е годы XIX века
- 72. «Отечественные записки» в 70-80-е годы XIX века после «перехода» к н. А. Некрасову и м. Е. Салтыкова-Щедрину.
- 73. Деятельность в.Г. Короленко в журналах «Русское богатство», «Мир божий». Послеоктябрьская публицистика. Письма к а.В. Луначарскому.
- 75. Участие а.М. Горького в газетах и журналах конца XIX –начала XX веков. Специфика работа в журнале «Жало», в изданиях «Летопись», «Современник», «Новая жизнь».
- 76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»
- 77. Возникновение оренбургской журналистики
- 78. Февральская революция в России 1917 года и периодическая печать.
- 79. Журналистика в первые месяцы после Октябрьского переворота в России. Борьба с оппозиционными изданиями. Революционный трибунал печати. Декрет о печати.
- 80. Формирование советской прессы в годы коллективизации, индустриализации, первой и второй пятилеток. Структура прессы. Место и значение тюремной периодики.
- 81. Фронтовая и армейская пресса в годы Великой Отечественной войны.
- 82. Тема восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства в советской прессе 40-х - 50-х гг. XX века.
- 83. Развитие структуры сми в послевоенные годы. Подготовка журналистских кадров.
- 84. «Комсомольская правда» при а.И. Аджубе
- 85. Отечественная журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности.
- 86. Журналистика в условиях демократизации и гласности (вторая половина 80-х - начало 90-х годов XX века).
- 87. Российские сми в 90-х годах 20 века
- Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу сми и отменяет цензуру.
- 88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.
- 89. Возникновение журналистики и этапы её развития.
- 90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Первые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.
- 91. Журналистика в XVII - XVIII вв. В Западной Европе и Америке. Появление ежедневной газеты.
- 92. Пресса стран Европы и сша в первой половине XX века. Развитие техники сми.
- 93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
- 94. Пресса зарубежных стран в послевоенные годы и в условиях «холодной войны».
- 95. Тенденции развития журналистики в современном мире.
- 96. Процесс концентрации и децентрализации в сфере сми. Транснациональные корпорации. Журналистика и Интернет.
- 97. Актуальные проблемы современности и журналистика.
- 98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.
- 99. Закон Российской Федерации о сми. Государственное регулирование в ми.
- 100. Кодекс профессиональной этики современного российского журналиста. Мировые кодексы профессиональной деятельности.