logo search
otvety_k_gosu-KRATKOE_33

6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.

После СССР, СМИ искала себе новое место и применения. С обществом «болевые точки»- утрата к СМИ доверия, слухи, аморальность. Сложность в плюрализме (наличие множество оснований знаний) – у гос-во, жур и общесвта свои понятия нужности и морали.

2 направления регулирующей деят. СМИ: правовое и этическое. Правовое обеспечивают Законы о СМИ: местные, нац, меддународные. 2 основных м/н закона: Всеобщая Деклар-я ПрЧел; Европ конвенц Прав Чел. В основе - разл концепции свободы печати: в основе Всеобщая декларация прав человека - американская концепция (1-я поправка к Конст. США провозглашает свободу печати), ст. 19 ВДПЧ: свобода убеждений и выражения их, сбора и распространения информации и идей любыми средствами, независимо от государственных границ. Согласно ЕКПЧ (европейская концепция), свобода слова несколько ограничена: 1-я половина повторяет ст. 19 ВДПЧ, 2-я часть: человек имеет право на защиту от СМИ. В каждой стране, помимо общего законодательства о СМИ, имеются отдельные законы, также имеющие отношения к регул д-ти СМИ: о гос тайне, об угрозе государственной безопасности, клевете в той или иной форме, о праве граждан на неприкосновенность частной жизни. Концепции св. печ: 1)Американс: СМИ ни от кого не зависят, согласно 1-й поправке, ни Прав-во, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ. + СМИ все больше становятся эконом предприятием, а не просто ср-вом распространения идей, и поэтому в США все СМИ подчиняются также Закону об экономических предприятиях. 2)Англ концепция: близка к американской, но в Билле о правах говорится, что Парламент имеет право влиять на СМИ. Кроме того, Парламент назначает комиссии, которые контролируют деят-ть СМИ. 4 комиссии (их деят-ть рассм департам по культурному наследию): по жалобам на РВ, прессу, рекламу. Независимая комиссия по ТВ рассматривает очень большое количество ТВ-программ, имеет право штрафовать каналы-нарушители на 500 тыс. $ 3)Франц: СМИ подчиняются Конституции (принята в 1881); и Прав-во, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ. 4)Немецкая концепция: СМИ подчиняются федеральным законам

В аудиовизуальной сфере - ряд законод орг-й: М\н Союз Электросвязи - распределяет частоты в мире (каждая страна располагает определенным набором частот). Прав-во распред частоты внутри страны. В каждой стране - специальные орг-и, которые распределяют частоты. В Европе деят-ть аудиовизуальных СМИ контр ЕКПЧ + Европ. Конвенция о Трансграничном Вещании + специфические законы для европейских стран: европейские ТВ-каналы не должны показывать больше 50 % неевропейской (имеется в виду, прежде всего америк) продукции; должно соблюдаться © (в России авторское право почти не соблюдается); не должно быть рекламы алкоголя и табака.

Этическое регулирование деят-ти СМИ: прежде всего саморег СМИ. Е специальные проф этические кодексы для ж-тов, имеющие международное значение, которые вырабатывают сами ж-ты. М/н ж-тские орг-и - МОЖ, МФЖ (Международная Федерация Ж-тов). + М/н Орг-я Издателей; М/н Орг-я Главных Редакторов. Е собств ж-тские орг в разных странах: в США - Нац Асс Издателей, Нац Асс Вещателей, у этих организаций есть свои этич кодексы, и ж-ты, которые входят в эти орг-и, стараются эти кодексы соблюдать; в Германии - Союз Ж-тов, Союз ПолиграфичРаботников, Немецкий Союз Издателей Газет, эти орг-и выработали общий кодекс поведения (например, туда входит запрет на скрытую рекламу); во многих странах Е Советы по Печати, которые принимают жалобы аудитории, эти советы не имеют законод власти, а только моральное влияние; в Швеции назначается омбундсман - рассматр жалобы аудитории на ж-тов, пытается примирить стороны, чтобы не доводить дело до суда. В РФ раньше регулир партия и прав-во, а теперь правят законы. 1990 - Закон о печати СССР провозг свободу печати. Закон РФ о СМИ (1991) повторяет текст предыд Закона и также поддерживает свободу печати. После появляется около 30 закон актов, кот имеют отношение к правов регул-ю СМИ: о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о гос поддержке СМИ, закон о гос тайне. Конституция 1993 - обратное воздействие на закон о СМИ. Ст.29 (гарантия свободы мысли и слова, свобода искать, получать, передавать и распростр инф-ю, гарантия свободы массовой информации, запрет на цензуру). Проблемы Закона о СМИ: 1) регистрация, учредитель, редакция, издатель, 2)распространение СМИ, 3)м/н сотруд-во, 4)ответственность.