Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
В России журналистика как индустрия информации появилась в начале XVIII века, до этого от руки писалась в одном-двух экземплярах газета “Куранты” со сводкой политических новостей для прочтения царю и ближайшим боярам. В 1702 г. появляется по указу Петра 1 первая в России печатная газета “Ведомости”. Содержание ее сводилось к пропаганде петровских реформ, характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий в Северной войне, дипломатическим связям русского государства, фактам национальной культуры, открытию школ, описанию торжественных праздничных актов, печати проповедей Феофана Прокоповича. Тираж “Ведомостей” колебался от нескольких десятков до 4 тысяч экземпляров. С 1710 г. “Ведомости” печатаются гражданским шрифтом вместо церковнославянского. В 1728 г. появился первый в России журнал “Примечания”. В том же году стала издаваться газета “Санкт-Петербургские ведомости” при Академии наук в Петербурге, сменившая петровские “Ведомости”. Тогда же была опубликована в журнале, издававшемся на латинском языке Академией наук, “Комментарий” статья Ломоносова “О должности журналистов”, в которой был сформулирован моральный кодекс журналиста, пишущего на научные темы, и человека, берущегося публично давать оценку научным или иным явлениям действительности. Правдивость, умение правильно понять противника были провозглашены важнейшими профессиональными качествами журналиста. По инициативе Ломоносова была создана газета “Московские ведомости” и академический журнал “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”. Обе русские газеты по началу носили официальный характер. На первом месте шли династические новости, потом придворная жизнь, сведения о чинопроизводстве и наградах и только затем любопытные известия и культурная информация. Объявления печатали в специальных приложениях.
С 1779 по 1790 “Московские ведомости” вместе с типографией Московского университета были отданы в аренду Новикову, который оживил газету, и стал издавать приложения к ней, в их числе первый в России детский журнал. Старания Новикова отразились на тиражах: “Санкт-Петербургские ведомости” в 1790 г. имели тираж до 2700 экземпляров, “Московские ведомости” - до 4000 экземпляров.
В середине XVIII в. появились частные журналы, формально независящие от учреждений правительства, издававшиеся литераторами на правах частного предпринимательства. Первым таким изданием была “Трудолюбивая пчела” Сумарокова. Оно ориентировалось на дворянскую аудиторию и симпатизировало не царствующей Елизавете, а будущей императрице Екатерине II. Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши. Журнал издавался ежемесячно тиражом 1200 экземпляров до своего закрытия по причине недовольства его критической направленностью.
К сатирическим частным журналы XVIII века относятся издания Новикова “Трутень”, “Живописец” , Фонвизина “Друг честных людей”, Крылова “Зритель” и “Почта духов”. В них критиковались крепостнические порядки, жестокосердие помещиков, паразитизм, стремление жить не по средствам, самодержавие, придворные нравы. Например, журнал “Трутень” сопровождался выразительным эпиграфом “Они работают, а вы их труд ядите”. Внимания заслуживает полемика, развернувшаяся между журналом императрицы Екатерины 2 и княгини Дашковой “Всякая всячина” и изданиями Новикова. Последний отстаивал сатиру на лица, “Всякая всячина” защищала сатиру на пороки, абстрактную. Закончилось дело закрытием журналов Новикова, Фонвизина и других вольнодумцев. Павел I, сменивший на престоле Екатерину в 1796 г. вовсе устанавливает цензурные учреждения в столице и на пограничных переходах.
К концу XVIII века появились частные издания прогрессивного направления, установилась тесная связь литературы и журналистики. Из общего числа обособились специальные журналы: хозяйственные, медицинские, детские. Родилось совершенно оригинальное явление - русская сатирическая журналистика. Определились две основные политические линии: монархическая, крепостническая и оппозиционная, антикрепостническая. Появились первые журналы в провинции (например, “Ежемесячные сочинения” в Ярославле). Было характерно тяготение к моножурналу, то есть журналу одного лица. Российская журналистика XVIII в. имела образцы язвительного памфлета, памфлета-пародии (“Письма Фалалею” Новикова, “Похвальная речь в память моему дедушке” Крылова); показала возможности эпистолярного жанра (Крылов, Фонвизин). Карамзин предпринял попытки в области интервью. Ломоносовым сформулирован первый кодекс передового журналиста.
Имена Радищева (“Путешествие из Петербурга в Москву”, статья “Беседа о том, что есть сын Отечества” в “Беседующем гражданине”), Карамзина (автор “Московских ведомостей” и “Детского журнала”, позже издатель “Московского журнала” и автор “Писем русского путешественника”), Крылова, Ломоносова, Новикова составляют золотой фонд российской журналистики.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.